Корпоративная культура есть в каждой компании — она просто может складываться при участии руководящего звена или стихийно. Второй вариант, естественно, менее предпочтителен, поскольку такой важный вопрос нельзя пускать на самотек.
Главная истина заключается в том, что единственно верного варианта корпоративной культуры не существует. На нее влияет и направление деятельности компании, и личность руководителя, и цели, которых предполагается достичь.
Простой пример: есть две компании, одна работает на рынке давно, другая — только начинает свою деятельность. И хорошая основа для корпоративной культуры в первом случае — это консерватизм и стабильность, во втором — инициативность и взаимопомощь. Стоит поменять их местами — и сразу начнутся проблемы.
По сути, корпоративная культура — это то, «как заведено». И использовать ее на благо компании можно как тогда, когда сотрудники работают в офисе, так и тогда, когда большинство из них трудится на удаленке.
Я считаю, что одна из главных функций любого founder бизнес лидера — это управление культурой компании, потому что «культура ест любую стратегию на завтрак». У любой компании, в любом случае, есть какая-то культура, вопрос только: она как-то управляется и работает ли она на общий результат бизнеса или нет.
Считаю, что культура — это один из важнейших инструментов для достижения бизнес-целей.
Она прорастает чаще всего из лидера или лидеров. При этом, культура должна быть чётко направленной и создавать такой контекст внутри компании, который бы позволял максимально эффективно и быстро достигать тех целей, которые бизнес ставит перед собой или перед командой.
Я долго занимаюсь развитием культуры в компании, даже написал книги на эту тему. И похоже, что мне удается создавать в моих командах классную, эффективную, драйвовую, достигаторскую культуру. Где большая часть людей кайфует от того, чем они занимаются и гордятся тем, чем они занимаются.
Из своего опыта создания нескольких, на мой взгляд, аутентичных корпоративных культур я вывел некие правила:
Есть несколько основных моментов, которые напрямую влияют на построение корпоративной культуры:
Основной принцип корпоративной культуры, которая точно будет работать — это системность. Чем более упорядоченным будет подход, тем лучше. Система должна включать в себя миссию компании, систему мотивации сотрудников и грамотное управление ресурсами.
Второй принцип можно сформулировать так: отношения между людьми должны быть регламентированы. Все функции должны быть распределены между сотрудниками согласно структуре компании, бардак недопустим.
Третий принцип — поддержка руководящего звена. Руководители должны быть искренне заинтересованы в том, чтобы поддерживать корпоративную культуру, это невозможно чем-то заменить.
Прежде все это система лидерства. Есть две основные схемы: лидер принимает решение и раздает указания и лидер работает сообща с командой. С этим нужно определиться с самого начала.
Второе — подход к разрешению конфликта. Его может разрешать начальство, он может разрешаться на месте или с апелляцией к общественному мнению. Конфликты обязательно должны разрешаться именно так, как это принято в компании.
Третий элемент — коммуникация. Она может происходить только через бюрократические механизмы, только на собраниях или только через рабочие чаты (как в случае с удаленной работой). И это обязательно накладывает отпечаток на процесс формирования корпоративных принципов.
Очень важны ритуалы и традиции. Допустимо ли опоздание с утра с последующей вечерней отработкой? Можно ли сочетать офисную работу с удаленной? Кто оплачивает и проводит корпоративы — сами сотрудники или руководство? На все эти вопросы следует ответить, приступая к формированию принципов корпоративной культуры компании.
Принципы — это те ориентиры, которые важны для компании в целом и каждого ее сотрудника в частности. Именно они позволяют достичь успеха в бизнесе.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.