Корпоративная культура в компании. О важности и принципах построения корпоративной культуры

Корпоративная культура в компании
Корпоративная культура в компании

Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей

Корпоративная культура есть в каждой компании – она просто может складываться при участии руководящего звена или стихийно. Второй вариант, естественно, менее предпочтителен, поскольку такой важный вопрос нельзя пускать на самотек.

Что нужно знать о корпоративной культуре

Главная истина заключается в том, что единственно верного варианта корпоративной культуры не существует. На нее влияет и направление деятельности компании, и личность руководителя, и цели, которых предполагается достичь.

Простой пример: есть две компании, одна работает на рынке давно, другая – только начинает свою деятельность. И хорошая основа для корпоративной культуры в первом случае – это консерватизм и стабильность, во втором – инициативность и взаимопомощь. Стоит поменять их местами – и сразу начнутся проблемы.

По сути, корпоративная культура – это то, “как заведено”. И использовать ее на благо компании можно как тогда, когда сотрудники работают в офисе, так и тогда, когда большинство из них трудится на удаленке.

Какую роль играет корпоративная культура в развитии компании

  • Первый и самый важный момент – это доверительные отношения с партнерами и клиентами, которые сразу понимают, чего им стоит ожидать от сотрудничества.
  • Второе – это ощущение причастности, которое есть у каждого сотрудника. Люди, которые чувствуют, что они занимаются большим общим делом, работают с большей отдачей и энтузиазмом.
  • И третье – это скорость, с которой новички вливаются в коллектив. Обычно на то, чтобы стать частью общего процесса, уходит один-два месяца, но развитая корпоративная культура позволяет сократить этот срок до двух-трех недель.
Михаил Воронин, основатель бизнес-клуба «Атланты»:

Я считаю, что одна из главных функций любого founder бизнес лидера – это управление культурой компании, потому что «культура ест любую стратегию на завтрак». У любой компании, в любом случае, есть какая-то культура, вопрос только: она как-то управляется и работает ли она на общий результат бизнеса или нет.

Считаю, что культура – это один из важнейших инструментов для достижения бизнес-целей.

Она прорастает чаще всего из лидера или лидеров. При этом, культура должна быть чётко направленной и создавать такой контекст внутри компании, который бы позволял максимально эффективно и быстро достигать тех целей, которые бизнес ставит перед собой или перед командой.

Я долго занимаюсь развитием культуры в компании, даже написал книги на эту тему. И похоже, что мне удается создавать в моих командах классную, эффективную, драйвовую, достигаторскую культуру. Где большая часть людей кайфует от того, чем они занимаются и гордятся тем, чем они занимаются.

Из своего опыта создания нескольких, на мой взгляд, аутентичных корпоративных культур я вывел некие правила:

  1.  Важно начать с вопроса: что мы делаем? Или зачем? Потому что смысловой уровень, на мой взгляд, в культуре является одним из основных. Это то, ради чего мы здесь собрались, и что мы сами хотим создать
  2.  Дальше работаем с нашими убеждениями. Формируем какие-то такие важные поинты. Это как 7 заповедей Библии, только переделанные под наши основные принципы и создающие некий контекст
  3.  Дальше очень важно описать, с какими людьми мы собираемся достигать наших целей, какая у нас бизнес-цель, наши убеждения, когда и с кем мы хотим это построить и каких людей мы подбираем в soft-скиллах культурных ценностей. В том числе, какая мотивация у этих людей?
  4.  Культура – это, на самом деле, некий фильтр, который ты, когда подбираешь себе людей в команду, используешь и прогоняешь через него людей. Также ты посылаешь сигнал другим людям: «ребят, ну мы такие, если тебе откликается – приходи, если не откликается, ну супер, ты найдёшь свою компанию со своей культурой, своими вещами»
  5.  Далее – ценности. Я не очень верю в ценности, для меня это очень абстрактно: доверие, честность, мы команда. Не понимаю, как это использовать в каждодневных действиях, и поэтому мне больше нравится формулировка принципы, и для меня это является фундаментальным инструментом управления корпоративной культурой. Когда у тебя есть какой-то ряд принципов, которые являются фильтром и некой моралью для твоих действий и решений.

Основные принципы формирования корпоративной культуры

Есть несколько основных моментов, которые напрямую влияют на построение корпоративной культуры:

  • она должна быть гибкой – это один из основных принципов, поскольку корректировки, которые будут соответствовать духу времени, всегда актуальны;
  • нет какой-то застывшей формы – есть бесконечный процесс становления;
  • важно не адаптировать чужие культуры под свою компанию, но можно использовать подходы других компаний.

Основной принцип корпоративной культуры, которая точно будет работать – это системность. Чем более упорядоченным будет подход, тем лучше. Система должна включать в себя миссию компании, систему мотивации сотрудников и грамотное управление ресурсами.

Второй принцип можно сформулировать так: отношения между людьми должны быть регламентированы. Все функции должны быть распределены между сотрудниками согласно структуре компании, бардак недопустим.

Третий принцип – поддержка руководящего звена. Руководители должны быть искренне заинтересованы в том, чтобы поддерживать корпоративную культуру, это невозможно чем-то заменить.

Какие элементы корпоративной культуры наиболее важны для формирования ее принципов

Прежде все это система лидерства. Есть две основные схемы: лидер принимает решение и раздает указания и лидер работает сообща с командой. С этим нужно определиться с самого начала.

Второе – подход к разрешению конфликта. Его может разрешать начальство, он может разрешаться на месте или с апелляцией к общественному мнению. Конфликты обязательно должны разрешаться именно так, как это принято в компании.

Третий элемент – коммуникация. Она может происходить только через бюрократические механизмы, только на собраниях или только через рабочие чаты (как в случае с удаленной работой). И это обязательно накладывает отпечаток на процесс формирования корпоративных принципов.

Очень важны ритуалы и традиции. Допустимо ли опоздание с утра с последующей вечерней отработкой? Можно ли сочетать офисную работу с удаленной? Кто оплачивает и проводит корпоративы – сами сотрудники или руководство? На все эти вопросы следует ответить, приступая к формированию принципов корпоративной культуры компании.

Принципы – это те ориентиры, которые важны для компании в целом и каждого ее сотрудника в частности. Именно они позволяют достичь успеха в бизнесе.

Вступайте в бизнес-клуб Атланты

Развивайте себя и бизнес в сообществе сильных лидеров
«Человек, имеющий всё, может быть глубоко несчастным. Счастье — это вопрос восприятия»
«В детстве мечтал стать спасателем. Сейчас спасаю людей от лени в фитнес-клубе»
«Юрист — как вино. Чем старше он становится, тем дороже и больше ценится»
«В пандемию под многими компаниями “зашатались стулья”, и мы начали нанимать крутых управленцев» — основатель Ingate о том, как компания пережила 2020 год

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.

Нажимая на кнопку «Записатьcя на презентацию»,
вы соглашаетесь на обработку данных

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Нажимая на кнопку «Скачать PDF», вы соглашаетесь
на обработку данных