Портрет покупателя — систематизированный набор характеристик целевой аудитории вашего бизнеса. Согласно исследованиям Insights свыше 70% эффективности email-рассылки зависит от качества сегментации аудитории. Также дела обстоят с другими видами рекламного трафика: таргет, контекст, взаимодействие с инфлюенсерами.
Исследование заказчиков, изучение их привычек и потребностей, составление портрета потенциального покупателя может занять много времени. Поэтому далеко не все руководители готовы поставить эту задачу в приоритет и откладывают на потом ее реализацию. Но это ошибка.
В статье расскажем, почему компании, хорошо знающие своего покупателя в среднем на 60% более успешны в своей нише. Также вы узнаете , как увеличить продажи при помощи портрета покупателя.
Портрет покупателя — это цельный собирательный образ реального человека, чью проблему или вопрос может решить ваш продукт. За описанием скрывается конкретный человек с его потребностями, а не группа. Портрет заказчика является составной часть портрета целевой аудитории. Это разные понятий. Рассмотрим на конкретных примерах отличия этих двух терминов.
Целевая аудитория — это описание групп людей, которым могут быть интересны ваши продукты. Например, вы продаете легкие складные детские коляски для удобных прогулок с детьми. Целевая аудитория — молодые родители 25-35 лет, активные и вовлеченные в воспитание ребенка.
Портрет покупателя — это более узкое, более сегментированное описание. За ним стоит история типичного потенциального покупателя в вашей нише , у которого есть запрос к рынку.
Карина, 29 лет. 1,5 года назад родила ребенка.
Девушка не хочет сидеть дома вместе с малышом, хочет быть активной мамой и не выпадать из социума, но вот носить с собой тяжелую коляску ей неудобно. Они с мужем специально покупали квартиру недалеко от парка, чтобы можно было там прогуливаться, встречаться с друзьями и в целом проводить время на природе. В парке есть лестница, спуски, а вот пандусы есть не везде. Также Карина водит машину и ей важно, чтобы коляска легко помещалась в багажник седана.
По выходным семья ездит на дачу, где тоже много гуляет. Главная цель пары — не менять свой привычный активный образ жизнь после прибавления в семье.
Можно заметить, что портрет клиента включает в себя не только общее описание группы потенциальных заказчиков и их демографические данные, но и мотивацию, цели и проблемы покупателя.
Так, в целевой аудитории молодых родителей 25-35 лет можно выделить сразу несколько портретов покупателя. И подход к ним нужен разный. Чем выше уровень сегментации базы заказчиков, чем точнее действует реклама и тем она эффективнее. Некоторые компании при помощи анализа аудитории и составления портретов потенциальных заказчиков находят идеи для расширения продуктовой линейки или усовершенствования сервиса.
Прежде, чем задаваться вопросом: “Как составить портрет покупателя?”, попробуйте понять, для какой конкретно цели вам необходим этот инструмент.
Какие задачи закрывает составление портрета потенциального покупателя:
Портрет типичного покупателя складывается из 7 обязательных пунктов. В совокупности они представляют собой полный собирательный образ какого-то одного узкого сегмента клиентов. Рассказываем, какие данные входят в состав портрета покупателя.
По сути то, что описано выше — это составление психологического портрета покупателя. Всестороннее изучение клиента помогает адаптироваться к его желаниям и возможностям. А такая адаптация ведет к увеличению конверсии продаж и прибыли компании.
Возраст, имя | Евгений, 32 |
Пол | мужской |
Семейное положение | женат, есть ребенок и собака |
Место проживания | Тверская область |
Сфера занятости | Строительная |
Должность | Инженер |
Уровень дохода | 90 000 |
Проблемы | Небольшое количество свободного времени, ранние утренние подъемы, желание больше внимания уделять ребенку, усталость и долгая дорога до работы. |
Потребности | В отдыхе, более частом общении с друзьями, качественном сне и сокращении времени в пути. |
Хобби, интересы | Любит ретро-автомобили, походы и хорошее кино. Разбирается в современной архитектуре. Строит баню мечты на даче. |
Образ жизни | Каждое утро Евгений встает на полчаса раньше семьи, чтобы выгулять собаку. После прогулки с собакой и завтрака мужчина садится в личный автомобиль, чтобы доехать до работы. Путь в среднем занимает 1,5 часа. В дороге Евгений слушает аудиокниги или подкасты. Его рабочий день длится с 10 утра до 19 часов вечера. Домой Евгений приезжает поздно. К этому моменту супруга уже забрала ребенка из садика и укладывает его спать. Вечером они вместе выгуливают собаку, после чего ложатся спать. Выходные Евгений старается проводить в кругу семьи и больше времени уделять ребенку. Иногда они ходят куда-то вдвоем с малышом, например,в парк развлечений или цирк. Пара часто выезжает на дачу и приглашает в гости друзей. |
Как обычно принимает решение о покупке товара | Чтобы принять решение о покупке какого-либо товара, Евгению чаще всего нужно посоветоваться с женой, особенно если покупка крупная. С появлением ребенка финансовое положение семьи ухудшилось, пара начала экономить на развлечениях. Также приличная часть дохода уходит на строительство дачи и бани. Поэтому решения о покупке товар стали более обдуманными и растянутыми во времени. |
Составление качественного и подробного портрета покупателя помогает решить множество маркетинговых проблемы компании: повысить узнаваемость бренда, создать комьюнити, увеличить конверсию, продажи и выручку. Портрет целевой аудитории и портрет покупателя — это не синонимичные термины. Портрет покупателя — это более узкий и сегментированный портрет ЦА.
Портрет покупателя состоит из 7 обязательных пунктов, данные для которых собираются при помощи различных методов: от маркетингового исследования до акций и анкетирования в социальных сетях.
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.