
Философия Agile: как это работает?

Будь гибким, или твой бизнес умрёт. Жёстко, но правдиво. Разбираемся, как адаптироваться к стремительным переменам на деловом рынке и выпускать новые проекты до того, как они потеряют свою актуальность.
Разработать новый продукт или услугу и успешно вывести их на рынок – непростая задача. Традиционно вам нужно подготовить концепцию, написать план, пройти все этапы исполнения, получить результат и наконец презентовать его потребителю или клиенту.
Знакома ситуация: вы всё спланировали и ожидаете, что ваш проект будет работать гладко. Однако в современном быстро меняющемся деловом мире всё не так просто, не так ли? Обстоятельства меняются, конкуренты не дремлют, запросы аудитории трансформируются…
Если ваша команда не будет гибкой и не сможет реагировать на изменения, вы рискуете постоянно откладывать реализацию своих проектов и в конечном итоге стать неконкурентоспособными.
Поможет концепция гибкого управления проектами или философия Agile.
Agile – обобщающий термин целого набора подходов и практик, цель которых заключается в оперативной реакции на изменения в ходе работы.
Ошибка называть Agile методологией. Это скорее система ценностей, помогающих делать новые продукты быстрее и с бОльшим эффектом для бизнеса. В современном мире Agile чаще всего реализуется через фреймворк Scrum. И вот Scrum – это уже методология.
Краткая история Agile
Изначально идея гибкого управления проектами возникла в индустрии разработки программного обеспечения.
Все началось с так называемого «кризиса разработки ПО» в начале 1990-х. В то время между потребностью бизнеса в программах и фактической поставкой ПО был разрыв в несколько лет. Часто к моменту выпуска конечного продукта технология уже устаревала или требования клиентов резко менялись.
Тогда разработчики придумали новый подход к работе, который позволял вносить корректировки прямо по ходу.
В чём суть подхода Agile в бизнесе?
Agile позволяет быстро адаптироваться к меняющимся требованиям и производить более качественные и актуальные для рынка продукты или услуги.
Agile для бизнеса это:
- Фокус на нуждах и целях клиентов
Важный момент: о конечном потребителе помнит не только руководитель команды и собственник бизнеса. Каждый сотрудник осознаёт, что вносит вклад в общее дело.
- Максимально простая организационная структура команды
Люди важнее процессов. Оргструктура компании должна быть простой и прозрачной, чтобы члены команды фокусировались на задачах, а не на соблюдении регламентов.
- Работа короткими циклами
Если вы решили работать по принципам Agile, запереться в мастерской на пару лет ради гениального результата не выйдет. Подход предполагает работу короткими отрезками, обычно в одну, две или четыре недели. Самое важное: в конце каждого цикла выдаётся не промежуточный результат, а вполне жизнеспособный, хоть и сырой, вариант продукта.
- Постоянная обратная связь от клиентов/потребителей/заказчиков
Возможно, самый важный пункт. Обратная связь запрашивается в конце каждого короткого цикла работы. Это помогает оперативно вносить корректировки в работу.
- Увеличенные полномочия сотрудников
Наделяя сотрудников дополнительными полномочиями, вы передаёте им и ответственность за принятые решения. Члены команды понимают: им придётся сотрудничать и находить решения проблем самостоятельно, а не ждать, пока «босс» выдаст инструкцию. Скорость возрастает.
В свою очередь, собственник бизнеса или руководитель команды становится более эффективным, потому что его внимание переключается на управление работой, а не рабочими.
Где применяется подход Agile?
Лучше всего Agile-философия работает в сфере творческих разработок или в условиях неопределённости.
Agile имеет смысл применять, если первую версию продукта нужно выпустить на рынок как можно скорее. Например, если конкуренты наступают на пятки.
Ещё одна распространённая ситуация, когда ценности Agile наиболее эффективны: вы готовите к выпуску инновационный продукт и его свойства предугадать заранее невозможно.
Главное:
- Гибкость – одно из важнейших качеств современного успешного бизнеса.
- Философия Agile помогает концентрироваться на творческом процессе создания новых товаров или услуг, а не отвлекаться на соблюдение регламентов.
- Ориентация на потребности потребителя и постоянная обратная связь – основа философии.
- Работая короткими циклами, вы можете оперативно вносить в проект корректировки.