1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Как создать команду для бизнеса: набор и развитие талантов

Как создать команду для бизнеса: набор и развитие талантов

Редакция Атлантов

Автор

 

Идеальная команда для бизнеса — какая она? Молодые специалисты, которые горят своим делом, или матёрые профессионалы, выполняющие свою работу безукоризненно? Большое коммьюнити единомышленников или просто люди, которые делают то, что должны, без глубокого взаимодействия друг с другом? 

В статье мы расскажем о построении коллектива, который является единым целым и идёт к одним целям, положительно влияя на работу компании.

Основы командной динамики 

Для начала разберёмся, что такое «командная динамика». По сути, это способность персонала объединяться, чтобы в результате достигать успеха на благо фирмы. Например: 

  • Достижение плана продаж;
  • Увеличение LTV (чистого дохода с одного клиента);
  • Вывод новой продукции на рынок. 

Основу этого процесса составляет обоюдное желание людей улучшить бизнес, потому что:

  • Им близки ценности, декларируемые организацией; 
  • Они получают положительную обратную связь, когда достигают нужных целей;
  • У них есть свобода создавать и воплощать собственные идеи, доверие со стороны руководства. 
Автор

Александр Шульгин

CEO и основатель компании Purrweb по найму сотрудников

Я не обращаю внимания на опыт или диплом человека, если у меня нет с ним лёгкого коннекта. Верю, что это — основа успешного сотрудничества. 
Если игнорировать личностные качества — это неминуемо приведёт к конфликтам.

 

По мнению Александра, в первую очередь важны не образование или опыт, ведь всему можно обучить, а соответствие сотрудника ценностям, культуре организации.

От поведения людей в команде зависит будущее проекта. Поэтому лучше с самого начала потратить чуть больше времени на создание комфортной атмосферы, которая станет основой эффективного взаимодействия, чем разруливать конфликты. 

Виктория Печёнкина, основатель и СЕО международного агентства премиального туризма JSP Travel, говорит:

Автор

Виктория Печёнкина

Важно не переоценивать человека, не вешать на него ярлыки или ожидания собственника, что он сможет и выполнит всё.

По её словам, колоссально помогает время, проведённое вместе в неформальной обстановке, особенно на фоне нагрузки.

Автор

Виктория Печёнкина

У нас в компании 2 больших выезда в год: порадовать себя, перевести дух. Кто-то отвечает за программу, кто-то поёт, придумывает конкурсы.

Почему команде важно чувствовать себя в безопасности 

Психологическая безопасность на работе, ощущение спокойствия и защищённости — ключевое для функционирования продуктивного коллектива. 

Как она может проявляться?

  • Сотрудник безбоязненно высказывает своё мнение, не опасаясь, что его уволят;
  • Обратная связь даётся без унижения личности, достоинства; 
  • Существуют поощрения за выполненный/перевыполненный план;
  • В команде можно пошутить, найти поддержку, помощь.

Немаловажным фактором является соблюдение work-life баланса — наличие выходных, отпусков, уважение личных границ и отсутствие телефонных звонков среди ночи.

Психологическая безопасность — база эффективных рабочих процессов, где люди достигают поставленных перед ними задач. О том, как создать команду для бизнеса, которая будет по-настоящему гореть вашим делом, — ниже.

Этапы построения команды в бизнесе

Формирование: начало пути и создания команды

На этой ступени значительную роль играет сам руководитель: люди пока ещё не очень хорошо знакомы друг с другом, осторожно общаются. 

Что можно сделать?

  1. Обозначить общую цель;
  2. Создать комфортные условия для взаимодействия;
  3. Чётко распределить обязанности, обговорив их «на берегу»;
  4. Сформулировать систему оценки качества деятельности.
Автор

Антон Золотов

Совладелец кадрового агентства HR-module

Критично важно, чтобы сотрудник был введён в организацию грамотно, с учётом всех её нюансов. Всевозможные материалы, welcome-book. Также для адаптации необходимо провести обучение. Даже если вы наняли крутого специалиста, это не значит, что он с ходу вольётся во все процессы.

 

Бурление: как управлять конфликтами в команде

Бывает так, что работники не могут найти общий язык ни между собой, ни с вышестоящим руководством. Тут важно проявить мудрость, найти подход. Управление — не только процесс найма и дальнейшего взаимодействия, но иногда — участие в конфликтах и их разрешение.

Автор

Вадим Науменко

Партнёр в консалтинге по направлению «бизнес-психология и командообразование».

С коллективом надо выстраивать конструктивный диалог. Он должен быть мягким, бережным. Используйте «я - сообщение» — вместо «Ты опоздал на 10 минут!» — «Я ждал тебя 10 минут». 

Несколько правил, которые помогут быстрее разруливать конфликты:

  1. Говорите о своих чувствах — без обвинений; 
  2. Мягко формулируйте просьбы, если вам что-то нужно;
  3. Учитесь слушать.

Такой подход позволит отстоять лидирующую роль.

Нормирование: устанавливаем правила для команды

На этом этапе кадровый состав стал единым целым и двигается к общей цели. Внутренние роли, скорее всего, распределены — большинству понятно, за что они отвечают. Признаки данной ступени:

  • Сформировались определённые правила внутри группы;
  • Укрепился командный дух;
  • Появились цепочки взаимодействий. 

Самое время создать конкретный регламент правил, которые сотрудники будут соблюдать. Первостепенно, чтобы эти принципы были комфортными для всех, не противоречили духу, корпоративной этике, ценностям. 

Функционирование: достижение целей в командной работе 

На этой стадии появляется общность — персонал идёт к общим целям, успешно взаимодействует на всех этапах, есть ощущение слаженного механизма. 

Теперь на первый план выходит корпоративная культура: совместные выезды, мероприятия, мастер-группы, обеспечение интересного досуга.

Автор

Алена Тавберидзе

Финансовый успех придёт, если работники будут преданы своему делу. Компании с правильной корпоративной культурой более долгоиграющие и перспективные. 

Завершение работы команды 

Иногда случается, что кадровый состав надо распустить или переформировать. Здесь есть 2 пути:

  • Распределить членов коллектива в другие штаты; 
  • Выполнить новые задачи в старом составе.

На этом этапе часто происходит возврат к «бурлению» — возникают конфликты, недопонимания, внутренние перестройки — например, переход специалиста в другой отдел.

Тут особенно сложно новичкам, потому руководителю надо серьёзно продумать адаптационный период и наладить обучение сотрудников, чтобы им было проще. 

Секреты эффективной команды для бизнеса 

Выстраивание полноценного функционирующего механизма состоит из несколько элементов, которые нельзя игнорировать. 

  1. Лидер, без которого никуда 

Быть руководителем — значит, проявлять эмпатию, модерировать работу, быть вдохновляющим героем, за которым следуют. 

Функции хорошего босса: 

  1. Создавать приятную, не токсичную атмосферу;
  2. Формировать мотивирующее видение будущего; 
  3. Устанавливать чёткие задачи;
  4. Поощрять развитие участников компании, мотивировать на обучение;
  5. Повышать квалификацию кадров, создавать для этого условия;
  6. Заботиться о психологическом состоянии;
  7. Соблюдать режим отпусков, выходных;
  8. Разрабатывать привлекательную мотивационную часть: достойные оклады, премии, KPI. 

2. Отбор и набор правильных людей 

Формирование эффективного рабочего коммьюнити начинается с правильно поставленных целей — краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Ориентируясь на них, вам проще будет определить, кого именно нанять. 

Также для рекрутинга качественного штата надо помнить: не бывает универсальных сотрудников. Принимая сейчас специалиста под конкретные задачи, будьте готовы к тому, что он может не справиться в будущем с выходом на международный рынок или разработкой стратегии для фирмы с оборотом 1 млрд рублей. 

Автор

Антон Золотов

Совладелец кадрового агентства HR-module

При найме используйте принцип «5 почему». Выясняйте истинные мотивы кандидата: например, почему он пришёл на собеседование.

3. Распределение ролей, задач и обязанностей 

Главное правило успешного функционирования организации — понимание своей зоны ответственности. В идеале внедрить цикличный календарь оперсоветов, периодические совещание, чтобы каждый видел, что от его работы действительно зависят происходящие процессы.

4. Открытое общение 

Без диалога невозможно построить взаимодействие между членами группы, поэтому придерживайтесь следующих принципов:

  • Не делайте выводы заранее, уточняйте, почему человек поступил тем или иным образом; 
  • Искренне интересуйтесь происходящим;
  • Давайте экологичную обратную связь;
  • Задавайте открытые вопросы;
  • Придерживайтесь правила «хвалить прилюдно, ругать — лично».

5. Мотивация и поощрение команды 

Многие боссы ошибочно полагают, что людей мотивируют только деньги: на самом деле, это не так. Отличным двигателем для работников могут быть:

  • Похвала, положительный отклик о его деятельности;
  • Смена должности на более высокую;
  • Забота — например, когда он болеет;
  • Мероприятия, проводимые для фирмы;
  • Корпоративные подарки.
Автор

Александр Матвейчев

Глава PNEVMOTECH

Если кто-то болеет дольше 3 дней, мы отправляем ему «витаминный бокс» с фруктами.

6. Обучение и развитие коллектива

Ещё один значимый пункт — поддержка и менторство, чтобы каждый мог развивать свои компетенции, наблюдать собственный профессиональный, личностный рост. Плюс обучения способствуют развитию организации в том числе. 

Многие современные компании отправляют свой штат на повышение квалификации, частично или полностью оплачивают курсы. 

Успешные команды: примеры в различных областях 

Рассмотрим кейс Андрея Кривенко — основателя «Избёнки» и «ВкусВилл».

В 2010-м году они столкнулись с неожиданным возражением от покупателей: да, у них покупают товар, но доверия к торговой марке нет. Многие признавались, что с удовольствием закупали бы аналогичную продукцию у более крупных магазинов, если бы она там была. 

Решение пришло неожиданно благодаря книге «Корпоративная религия»: создать единую концепцию, системно развивая тему здорового питания. 

Та концепция стала основой дальнейшего успеха — чистые продукты без вредных добавок, которые можно даже малышам. 

Не менее интересна история бренда «Кронверк Синема» — в самый разгар кризиса 2008-го вместо сокращения штата они отправили своих управляющих на длительное обучение. Данный шаг позволил им обойти конкурентов и вырасти в доходе.

Заключение

Собрать эффективное комьюнити единомышленников — задача непростая, но интересная. Рано или поздно она встанет перед каждым предпринимателем, кто хочет масштабироваться. 

В «Атлантах» эксперты регулярно проводят лекции на тему найма профессионалов, делятся советами и подсказывают, как лучше поступить. В окружении из 1400+ резидентов вы точно найдёте того, кто уже знает, что делать.