Амбассадоры Бизнес-Форума «Атланты»

Алексей Горячев

Предприниматель, инвестор и инвестиционный банкир
Когда бизнес приносит пользу, это полезно для бизнеса
Дело амбассадора
Компания
RB Partners
Должность
Старший партнер
Компания
YPO Moscow, Ambassador Skolkovo Business School
Должность
Глава
Расположение
Страна
Россия
Город
Москва

Предприниматель, инвестор и инвестиционный банкир Алексей Горячев – настоящий «Атлант». Старший партнер RB Partners. Глава YPO Moscow, Ambassador Skolkovo Business School и обладатель специального приза «Мастер бизнеса» EY – «Предприниматель года 2015». Алексей магистр в области финансов и управления университета Кеннеди, выпускник программы СКОЛКОВО EMBA-16. Закончил курсы по венчурному капиталу и частным инвестициям в университетах Гарварда и Беркли. Личная библиотека Алексея насчитывает семь тысяч книг. Кроме того, он сомелье и настоящий ценитель чая.


Деньги ради денег – это психоз

Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» написал: «Никакие обстоятельства не могут сделать жизнь невыносимой, только отсутствие смысла». Это относится и к бизнесу. Недостаточно просто зарабатывать деньги. Наша самореализация, приносящая счастье и удовлетворение, лежит в области нашей максимальной полезности другим. Каждый из нас – кусочек пазла, который должен найти своё место в общей картине мира.

Бизнес изначально должен строиться на глобальных целях. Смыслы тебя все равно потом нагонят. Так зачем ждать?


Я не могу просто ходить за зарплатой

Главная составляющая предпринимательства – сделать что-то лучше. Я так живу. Даже если бы я был наемным менеджером в какой-то структуре, то у меня был бы точно такой же подход к работе.

Конечно, все люди не должны быть предпринимателями. Если мы все начнем менять мир, то мы его разрушим. 85% людей должны создавать стабильность, но внутри этой стабильности должны мыслить как предприниматели и стремиться к совершенству.


Люди часто стараются строить бизнес с теми, кто на них похож. Странная история

У магнитов, например, притягиваются противоположности. Почему же люди ищут везде свои отражения? Объединяются по принципу подобия и косо смотрят на тех, кто на них не похож.

23 декабря 1991 года. Мне 19 лет. С тремя партнёрами мы обсуждаем создание первой инвестиционной компании «Акции России». На первой же встрече мы поняли друг друга и обо всем договорились, а потом успешно реализовали задуманное. У каждого из нас были свои возможности и компетенции: одни имели опыт в новой области и юношеский задор, другие - капитал и связи. Вместе мы стали сильной командой. Для партнёрства и успеха в бизнесе важна непохожесть.


Знания сомелье – очень полезная штука

Я бы всем это рекомендовал. Когда тебя обучают искусству сомелье, то учат не только понимать вино, но и расширять свою картину мира. Понимание вина учит внимательности к миру. А внимательность к миру дает возможность правильного проживания жизни. Возникает внимательность к людям, к бизнесу и интерес к жизни вообще.


Я бы никогда не стал тем, кто я есть, если бы не играл

С моим другом и пожизненным бизнес-партнёром Аршаком Манасовым мы все детство проиграли в управление странами и компаниями. Мы конспектировали Капитал Маркса, печатали деньги, создавали бизнесы, колонизировали луну и выпускали газеты. Эту игру мы продолжили во взрослом возрасте. Она обрела смысл и стала бизнесом.


Деревья не растут до небес

В 1998 году мы чуть не потеряли компанию. Когда у тебя много успехов и недостаток опыта, тебе сложно понять, что в бизнесе бывает по-разному. Тебе кажется, что твое будущее – это экстраполированное во времени прошлое. Успешное развитие, рост по 50-100% в год с низкой базы и так будет всегда!

Быстрый рост – всегда большой риск. Рост убивает не меньше компаний, чем кризис. Например, в хороший год ты увеличиваешь склад, нанимаешь много сотрудников, берешь кредиты, закупаешь товар. В плохой год все это оказывается для тебя бременем.

Лучше поставить реалистичный план и идти к нему шаг за шагом. Это описано как 20-мильный марш у Джима Коллинза. Тогда мы этого не понимали. Кризис 1998 года сделал неликвидным все, что у нас было. Это был очень дорогой, болезненный, но хороший урок. Я бы ни за что от него не отказался. Приливы поднимают все лодки, и только во время отлива видно тех, кто умеет справляться с обстоятельствами.


Для того, чтобы делать что-то, нужно учиться у других дисциплин

Когда мы почти потеряли компанию, в 1998 году у меня высвободилось огромное количество времени. И я вдруг понял, что я – не есть мой бизнес, как мне казалось до этого, ведь он занимал все мое время. Я увидел, что для того, чтобы делать бизнес нужно смотреть гораздо шире и пошел к людям, которые не имели отношения к бизнесу: ученым, писателям, художникам. Я опять стал больше читать, занялся изучением чайных церемоний Японии и Китая.

Благодаря междисциплинарным знаниям я отрефлексировал все, что с нами произошло, и нашел ответы на многие вопросы.


В России бизнесменам надо учиться договариваться, а не воевать

С издательством «Альпина» мы готовим к публикации книгу Дипака Малхотра «Гений переговоров». Я советую всем ее прочитать. На мой взгляд, эта книга существенно расширяет набор инструментов переговорщика. «В жизни мы получаем то, до чего договорились, а не то, что справедливо» – говорит Моти Кристал, профессор переговоров МШУ «СКОЛКОВО». В России по-прежнему в основном принята модель переговоров с позиции силы, которая далеко не универсальна.


Я могу жить в своей библиотеке

У меня дома семь тысяч книг. Я самодостаточный человек и книг мне вполне достаточно для счастья. Но при этом я понимаю, что гораздо более наполненной становится жизнь, когда мы открываемся другим, выстраиваем отношения и учимся взаимодействовать. Когда мы идем на риск и рассказываем о своих слабых сторонах. Не боимся признавать свои ошибки, быть неправыми и просить прощения. Разрешаем себе не знать что-то и честно говорить об этом.

Я бы посоветовал всем посмотреть на TED «Силу уязвимости» Брене Браун. Это видео помогает разобраться в собственных драйверах, ограничениях и способах установить отношения с другими. Настоящую связь между людьми создают не наши достоинства, а наши несовершенства.


Каждый из нас смотрит кино по своему телевизору, часто черно-белому

Сегодня любое бизнес обучение построено на изучении кейсов и практик других компаний. Я учусь непрерывно. Я учился у многих и в «Сколково», и в Гарварде, и в Беркли. У нас есть организация YPO (Young Presidents' Organization) – партнер Бизнес-Форума «Атланты». В России в организации около 80 членов, в мире 25 000. Цель YPO - развитие лидеров через обучение и обмен идеями.

YPO создаёт пространство искренности, где на условиях конфиденциальности мы делимся друг с другом жизненным опытом и бизнес практиками. Это работает как личный совет директоров. Недавно, мы по примеру YPO, создали похожий клуб среди выпускников «Сколково». Как бы не был велик ваш индивидуальный опыт и сеть контактов, такие клубы помогают склеить общую картину и получить объемный, 3D образ мира, приближённый к реальности.


На Бизнес-Форуме «Атланты» я разрывался между встречами и программой

Почти всегда мне хотелось быть на паре выступлений и поговорить одновременно. В том году я пообщался с людьми, на встречу с которыми вне форума мне пришлось бы потратить кучу времени, вылавливая их по городам и странам.

Михаилу Воронину удается сделать по-настоящему интересную и полезную программу. Но самое важное для меня в том, что Бизнес-Форум «Атланты» продвигает ролевую модель предпринимателя. В России это слово, к сожалению, до сих пор почти ругательное. Я верю, что Бизнес-Форум «Атланты» формирует среду, объединяет людей и меняет взгляд на предпринимательство.

Предприниматели – самые влиятельные люди на земле, способные вдохновлять и вести за собой. Они меняют мир и создают будущее из кирпичей настоящего.