
Предприниматель может самостоятельно искать пути развития или пообщаться с экспертом, который сэкономит ему несколько лет и миллионов рублей. Резидент Андрей Реунов рассказывает, как общение с единомышленниками выводит предпринимателя на новый уровень.
Андрей Реунов, генеральный директор компании «Прайвет» и резидент бизнес-клуба «Атланты».
Деловые связи помогают развиваться, учиться на чужих ошибках и быстрее достигать бизнес-целей. Делюсь опытом, чем мне и моим знакомым помогает нетворкинг.
1. Обмен опытом. Общение в бизнес-среде помогает увидеть, как другие предприниматели ведут дела: выстраивают процессы, выходят из кризисов, масштабируют бизнес. Это повышает насмотренность: начинаешь смотреть на привычные задачи под разными углами и находить новые решения. Например, знакомый рассказал, что для эффективной работы корпорации он создает центры финансовой ответственности: отдельные подразделения, которые несут ответственность за затраты, прибыль и другие важные для бизнеса показатели. Хотя у меня не корпорация, я решил протестировать этот формат. Открыл отдельное подразделение, которое показывает доходность конкретного продукта и помогает закрывать неэффективные. Это позволило снизить расходы на продукты, которые приносили мало прибыли.
2. Доступ к экспертам. Когда появляется новая задача или проблема в бизнесе, можно обратиться к тому, кто уже через это проходил. Это быстрее и реалистичнее, чем самостоятельный поиск информации. Например, я планирую издать книгу и пока не определился со стратегией по этой задаче. Вспомнив, что основатель бизнес-клуба «Атланты» Михаил Воронин уже через это проходил, я договорился с ним пообедать и буквально за час составил конкретный план действий и взял нужные контакты.
Другой пример: основатель iTAB Максим Ермолаев познакомился в клубе с вице-президентом крупной компании. Он помог Максиму построить финмодель, а другие резиденты подсказали, как правильно её декомпозировать. Эта финмодель помогла iTAB увеличить выручку в восемь раз всего за год.
3. Партнёрство и инвестиции. Благодаря общению в бизнес-среде можно найти тех, кто обратит внимание на ваш проект, решит инвестировать в него или стать партнёром. Так, сооснователь компании по автоматизации медицинского маркетинга Дмитрий Лаптев познакомился с инвестором, основателем Qiwi Сергеем Солониным, именно в бизнес-клубе «Атланты». Мне самому несколько раз посчастливилось находить в клубе инвесторов и партнеров на отдельные проекты.
Всё дело в том, что бизнес-клуб — это площадка с высокой степенью доверия. Резиденты узнают друг друга ближе, могут свободно общаться и находить точки соприкосновения. У каждого есть задача — найти партнёра, заработать деньги или инвестировать капиталы, поэтому всем интересны проекты с понятным уровнем доходности и рисков.
Приведу пример. Один из резидентов клуба, сооснователь Modulbau Демид Костерев, нашел CEO для своей компании в «Атлантах». На тот момент его бизнес лидировал в технологиях модульного строительства, но компетенций в качестве CEO не хватало. Около года Демид изучал, как одноклубники выстраивают партнёрства, как распределяют между собой функции и ответственность. На основе этих данных он сформулировал своё видение эффективного сотрудничества: доверие, единые ценности и разность мышления, которая приводит к синергии в бизнесе. В клубе Демид познакомился с предпринимателем, который разделял это видение. В итоге он занял позицию СЕО в Modulbau. За год партнёры заменили неэффективные методы управления: внедрили OKR, ротировали 40% менеджмента, повысили производительность и качество продукта.
4. Личный бренд. В предпринимательской среде проще раскрыть свою экспертность: делиться кейсами, знаниями и видением проблем. А если говорить о сообществах, например, бизнес-клубах или конференциях, это концентрация людей, которые могут стать вашей целевой аудиторией. С ней не нужно работать посредством маркетинга, сайта или телеграмм-ботов: можно пообщаться напрямую. Кроме того, участие в бизнес-мероприятиях может помочь для внешнего продвижения. Например, клуб «Атланты» организует публикации в СМИ или на YouTube, а резиденты могут в этом поучаствовать с профитом для личного бренда.
Часть деловых связей образуется органически, когда предприниматель заключает контракты с подрядчиками, арендует помещения, нанимает сотрудников и обращается к экспертам за консультацией. Но нередко наступает момент, когда непонятно, к кому обратиться за поддержкой или свежим взглядом на проблему. Здесь помогут площадки, где можно обзавестись полезными знакомствами.
1. Бизнес-клубы. Это закрытые сообщества, в которых собираются предприниматели одного уровня: обмениваются опытом, делятся личным и обсуждают общерыночные проблемы. Часто в клубах можно получить любую экспертизу. Например, в бизнес-клубе «Атланты» более 850 резидентов из разных сфер: от нефтегазовой до IT. Если мне понадобится совет, например, по внедрению RPA-системы, которая автоматизирует бухгалтерию и документооборот, я знаю, к кому обратиться.
<pБывает, что за один ужин получаешь знания, к которым предприниматели приходят за 10-15 лет. В России несколько бизнес-клубов с разным фокусом и оборотом резидентов: выбирайте тот, который подойдет именно вам.</p
2. Бизнес-ивенты. Конференции и форумы помогают узнавать о трендах на рынке и решать отраслевые проблемы. Но они также подходят для деловых знакомств: пообщаться с нужным человеком на мероприятии гораздо быстрее и проще, чем организовывать встречу, искать контакты и подбирать время в календаре.
3. Обучение. Я за lifelong learning и не только потому что обучение помогает приумножать капитал: это и хороший инструмент для нетворкинга. Обычно на обучение приходят люди с похожими целями, видением. Это помогает в неформальной обстановке заводить полезные знакомства, которые могут пригодиться в будущем.
4. Онлайн-нетворкинг. Не считаю интернет полноценной альтернативой живого общения: на мой взгляд, личные встречи скрепляют людей и с большей вероятностью обязывают выполнять обещания. А онлайн-общение можно использовать скорее как первый шаг к созданию новых связей.
Если у вас конкретный запрос, можно найти конференцию, где выступает нужный эксперт. Иногда полезно выходить из зоны комфорта и посещать нетипичные для вас мероприятия. Например, может показаться, что владельцу металлургического завода и начинающему стартаперу не о чем поговорить. Но первого могут заинтересовать смелые решения фаундера, а второго — подход к ведению финучёта.
Чтобы при личном знакомстве запомниться гостям, важно правильно себя представить. Это должна быть недлинная фраза с описанием вашей деятельности. Например, «У меня сеть ресторанов в Москве и Питере, сейчас запускаю новое направление — платформу учётной системы для кафе и ресторанов». Не стоит начинать рассказ со своей семьи, образований и хобби. Если не владеете навыками самопрезентации, можно обратиться к бизнес-коучам, которые составят для вас описание.
Визитки сейчас неактуальны, когда мы знакомимся на мероприятии, добавляем друг друга в соцсетях. Поэтому заведите личные странички и добавьте информативное описание.
За год у человека «отваливается» до 30% контактов — утверждают Елена Вавилова и Андрей Безруков, авторы книги «Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства». Нередко в их число попадают и полезные связи, поэтому важно не только заводить новые, но и поддерживать старые. Ниже — несколько идей.
Возможно, вы слышали о концепции сильных и слабых связей: когда нужна помощь, мы обращаемся к тем, кого хорошо знаем и кому действительно доверяем. Проблема в том, что самые близкие контакты, как правило, знают тех же людей и обладают той же информацией, что и мы. В итоге мы слишком часто полагаемся на прочные связи и лишаем себя возможности рисковать и принимает неожиданные решения. Поэтому не стоит пренебрегать слабыми связями — помощью людей за пределами нашего круга, или спящими связями — старыми знакомствами, которые давно не обновлялись.
Спящие связи могут быть очень полезны: за годы отсутствия контактов они обросли новым опытом, знаниями и контактами. При этом вы с ними уже знакомы и испытываете больше доверия. Не бойтесь напоминать о себе тем, с кем не виделись годами.
Если вы хотели бы пообщаться с кем-то поближе — предложите ему встретиться и пообедать вместе. Это и укрепляет связь и часто оказывается полезным для обоих собеседников. Автор книги «Никогда не ешьте в одиночку» говорит, что совместная еда оказывает мощное объединяющее воздействие на людей.
Помощь друг другу — и есть цель деловых знакомств, если вы знаете, что у эксперта есть необходимый опыт, не бойтесь обращаться за советом. И не стесняйтесь сами предлагать помощь, если кому-то нужна ваша компетенция.
Например, если увидели пост о награждении знакомого — напишите комментарий с поздравлением. Это не требует много усилий, зато человеку будет приятно, и он вспомнит про вас.
Организация нетворкинга — это более трудозатратный путь, но если у вас есть ресурсы, можно протестировать формат, Например, я провожу бизнес-ужины с предпринимателями. Собираю группу до 10 человек, мы встречаемся в ресторане и за ужином обсуждаем тему, которой посвящён вечер. Так сеть моих деловых знакомств укрепляется.
Собрал четыре популярных заблуждения о деловых знакомствах, которые слышу от новичков и топовых экспертов.
Можно найти форматы, которые подойдут именно вам. Например, не большие форумы на пять тысяч человек, а встречи один на один или мероприятия в узких кругах.
Даже если вы новичок или у вас слишком узкая экспертиза, непопулярная для других, не стоит считать, что вы не принесете пользу.
Всё зависит от вашей продуктивности и людей, с которыми предстоит общаться. Например, для поддержания связей мне достаточно посещать бизнес-ивенты четыре-пять раз в месяц, а некоторым знакомым — один-два.
Вы давно работаете в своей отрасли и варитесь в одном котле, но для нетипичных бизнес-задач может потребоваться совсем другая экспертиза.
Ещё больше рекомендаций об общении в деловой среде и успешных кейсов — в подборке материалов.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.