
Что такое MVP и для чего он нужен бизнесу?

Правда, было бы здорово заранее знать, «выстрелит» бизнес-идея или нет? Причём желательно получить это знание с наименьшими временными и финансовыми затратами. Это возможно, если вы сначала создадите и выпустите на рынок MVP.

Минимально жизнеспособный продукт, или MVP, – это продукт, обладающий только базовым набором функций, однако достаточным для того, чтобы привлечь внимание первых клиентов.
MVP – это способ:
- Выпустить свой продукт на рынок в кратчайшие сроки.
- Сократить затраты на внедрение.
- Проверить спрос на продукт прежде чем выпускать полноценную, а значит, более дорогую в производстве, версию.
- Снизить риск неудач и больших финансовых потерь.
- Получить представление о том, что работает на конкретном рынке, а что нет.
- Работать непосредственно с клиентами и анализировать их поведение и предпочтения.
- Собрать и расширьте свою базу потребителей.
Хотя концепция минимально жизнеспособного продукта может показаться простой, некоторые предприниматели неправильно понимают его идею. В погоне за идеальным продуктом они теряют фокус, забывают про основную ценность и стараются включить в MVP все до единой функции. MVP становится перегруженным, компания теряет свои деньги и не может добиться успеха.
Другая ошибка – напротив переусердствовать с фильтрацией характеристик продукта и исключить ключевые функции. Важно понимать, что «базовый набор функций» не означает, что вы можете выпустить сырой продукт. Вы должны предоставить своим пользователям жизнеспособный и работающий продукт, которым можно пользоваться.
После этого вы можете постепенно добавлять к нему дополнительные функции. Золотое правило здесь заключается в том, что каждый новый выпуск вашего MVP должен предлагать лучшее решение для ваших клиентов: решать их проблемы быстрее и эффективнее.
Типы MVP
Если вы решили создать свой собственный MVP, нужно определиться, какой тип лучше всего подходит для вашего бизнеса.
Поэтапный MVP
Это разумный способ представить продукт клиентам, вложив в него минимальную сумму денег. Идея поэтапного MVP заключается в использовании существующих инструментов и решений для доставки вашего продукта или услуги до клиента.
Классическим примером поэтапного MVP является Groupon. Сервис соединяет клиентов с салонами красоты, туристическими агентствами, магазинами. Пользователи могут приобрести купон на скидку.
Теперь, когда Groupon является крупной корпорацией с командами разработчиков, всё это кажется довольно простым в реализации. Однако вначале было по-другому. Первоначально соучредитель Groupon Эндрю Мейсон придумал платформу, на которой люди могли обмениваться услугами. К сожалению, проект не пережил кризис 2008 года. Тогда Эндрю пришла в голову идея создать платформу, которая будет продвигать только местных предпринимателей, а их выгодные предложения будут доступны только в течение ограниченного периода времени.
MVP Groupon питался от сторонних ресурсов. Сервис запустили на Wordpress, описание товаров и услуг было весьма схематичным. После того, как люди покупали купоны, для них генерировали PDF-файлы и отправляли их по электронной почте с помощью различных сервисов рассылок. Groupon не был самодостаточным продуктом, основатели сосредоточились на том, чтобы убедиться, что их идея жизнеспособна и нравится людям.
Консьерж-MVP
Давайте представим, что мы хотим запустить сервис beauty-box, который отправляет миниатюры косметических средств покупателям, а подборку делает на основании данных об их типе кожи и возрасте. Какой MVP мы должны создать для этого сервиса?
Вероятно, эффективным решением было бы найти людей, готовых протестировать ваш сервис лично, не через приложение. То есть сесть, заполнить анкеты, а потом вручную выбрать средства. После того, как вы проверили свою идею, вы можете создать непосредственно приложение, которое собирает ответы людей, анализирует данные и автоматически выбирает соответствующие продукты. Этот тип MVP и называется Консьерж MVP, потому что вы подтверждаете свою бизнес-идею, сначала предоставляя услуги вручную.
Волшебный MVP
Если Консьерж-MVP помогает протестировать идею на реальных людях, и не скрывает, что продукт ещё не закончен, этот тип MVP создаёт впечатление, что ваш продукт совершенно реален.
Известным примером Волшебного MVP является онлайн-магазин обуви и одежды из Лас-Вегаса Zappos. Основатель Ник Суинмерн поначалу просто фотографировал обувь в магазинах и выкладывал снимки в интернет, чтобы выяснить, готовы ли люди покупать обувь, не примеряя её. Сегодня Zappos – всемирно известная компания, в 2009 году Amazon выкупила её почти за 1,2 миллиарда долларов.
Этот тип MVP – отличный способ протестировать стартап практически в любой сфере, от кейтеринга до доставки цветов.
Главное:
- Каждый стартап требует MVP. Компании создают его, чтобы запустить продукт с минимальными инвестициями, застраховаться от потерь и подтвердить свои идеи.
- Практически все процветающие компании, в том числе такие как Dropbox или Uber, начинали с MVP.
- Существуют разные типы MVP, выбирайте тот подход, который больше нравится и подходит вашему бизнесу.