Продуктовая линейка: что это такое?

Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей

Содержание

Со временем каждая компания хочет расширить свой ассортимент продукции.

Некоторые пытаются разработать новые продукты, в то время как другие идут по пути расширения или переделки существующих. Группа сопутствующих товаров образует продуктовую линейку, а сочетание различных продуктовых линий составляет продуктовую матрицу, которая принадлежит материнской торговой марке. Разбираемся на примерах мировых компаний.

 

У PepsiCo есть сотни брендов продуктов питания, закусок и напитков. В том числе Pepsi, Diet Pepsi, Mountain Dew, Marinda, 7Up, Tropicana, Aquafina, Quaker, Lay’s, Ruffles, Fritos, Cheetos и многие другие.

Все эти бренды контролируются и принадлежат PepsiCo, доступны более чем в 200 странах.

Продуктовая линейка может быть определена как группа продуктов, которые тесно связаны, потому что они функционируют аналогичным образом и продаются одним и тем же группам клиентов, через одни и те же торговые точки, и попадают в заданный ценовой диапазон.

Разберём подробнее.

Тесно связанные продукты

В любой продуктовой линейке продукты тесно связаны. Например, у Pepsi есть категория продуктов-напитков, которая включает Pepsi, Mountain Dew, 7Up и многие другие. Эти продукты взаимосвязаны и ориентированы на определенную группу людей и их предпочтения.

Одни и те же группы клиентов

Каждая категория товаров ориентирована на одну и ту же группу потребителей. Например, 7 UP, Pepsi, Marinda, Mountain Dew ориентированы на молодежь, а Gatorade – это бренд PepsiCo, ориентированный на спортсменов. Точно так же Quaker Oat – это ещё один бренд Pepsi, ориентированный на заботящихся о своём здоровье людей.

Управление продуктовыми линиями

Если компания хочет отслеживать продажи продуктов в каждой продуктовой линейке или во всем ассортименте, крайне важно использовать инструменты, чтобы сделать процесс более эффективным. Каждая продуктовая линейка должна достигать определенных целей, и важно отслеживать продажи и запасы и быстро корректировать стратегию, если это необходимо.

Решения по продуктовой линейке

Иногда продуктовые линейки нужно корректировать – добавлять или убирать какой-то продукт, менять стратегию.

  1. Решение о растяжении линии

Растяжение продуктовой линейки означает удлинение текущей продуктовой линейки. Она имеет три измерения: вниз, вверх и в обе стороны.

Нисходящее растяжение означает добавление нового продукта в текущую линейку, но по меньшей цене, например, Mercedes в совместном предприятии со Swatch представил умный компактный автомобиль стоимостью 10 000 долларов.

Растягивание вверх означает добавление новых продуктов, но по более высоким ценам. Компании тянутся вверх, потому что хотят престижа, темпов роста или высокой прибыли. Например, General Electric успешно добавила свой текущий ассортимент премиум-кухонный комбайн, чтобы ориентироваться на более платежеспособного потребителя.

Двусторонняя растяжка означает добавление новых продуктов в обоих направлениях. Например, в сети отелей Marriott есть гостиницы и очень высокого класса, и весьма доступные.

  1. Решение о заполнении линии

Означает добавление новых продуктов в тот же ассортимент, чтобы использовать избыточные мощности, увеличить клиентскую базу, дополнительную прибыль. Sony добавила водонепроницаемый и работающий на солнечных батареях плеер Walkman в свою нынешнюю линейку.

  1. Решение об обрезке линии

Означает уменьшение глубины продуктовой линейки путем удаления убыточных продуктов. Crystal Pepsi была выпущена на рынок, но довольно быстро пропала.

Продуктовая линейка VS Ассортимент продукции

Иногда люди путаются между линейкой продуктов и ассортиментом продукции.

Продуктовая линейка предлагает уникальные и сопутствующие товары и бренды на рынке. Эти продукты имеют схожие функции, а также ориентированы на определенную группу клиентов.

Ассортимент продукции – это совокупность всех продуктовых линеек и категорий, которые компания предлагает своим клиентам.

Вступайте в бизнес-клуб Атланты

Развивайте себя и бизнес в сообществе сильных лидеров

Главное:

  1. Ни один бизнес не может вечно удерживать клиентов с помощью одного продукта. Вот почему менеджеры всегда в поиске, чем бы разбавить продуктовую линейку.
  2. Компании развивают продуктовые линейки для привлечения новых клиентов и, что более важно, удержания существующих.
  3. Лояльные и довольные клиенты будут отдавать предпочтение вашему бренду и покупать ваши новые продукты, просто основываясь на предыдущем положительном опыте.
«Человек, имеющий всё, может быть глубоко несчастным. Счастье — это вопрос восприятия»
«В детстве мечтал стать спасателем. Сейчас спасаю людей от лени в фитнес-клубе»
«Юрист — как вино. Чем старше он становится, тем дороже и больше ценится»
«В пандемию под многими компаниями “зашатались стулья”, и мы начали нанимать крутых управленцев» — основатель Ingate о том, как компания пережила 2020 год

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.

Нажимая на кнопку «Записатьcя на презентацию»,
вы соглашаетесь на обработку данных

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Нажимая на кнопку «Скачать PDF», вы соглашаетесь
на обработку данных