Некоторые пытаются разработать новые продукты, в то время как другие идут по пути расширения или переделки существующих. Группа сопутствующих товаров образует продуктовую линейку, а сочетание различных продуктовых линий составляет продуктовую матрицу, которая принадлежит материнской торговой марке. Разбираемся на примерах продуктовых линеек.
У PepsiCo есть сотни брендов продуктов питания, закусок и напитков. В том числе Pepsi, Diet Pepsi, Mountain Dew, Marinda, 7Up, Tropicana, Aquafina, Quaker, Lay’s, Ruffles, Fritos, Cheetos и многие другие. Все эти бренды контролируются и принадлежат PepsiCo, доступны более чем в 200 странах.
Продуктовая линейка – это группа продуктов, которые тесно связаны, потому что они функционируют аналогичным образом и продаются одним и тем же группам клиентов, через одни и те же торговые точки, и попадают в заданный ценовой диапазон. Разберём подробнее, какие продукты входят в базовую продуктовую линейку.
В любой продуктовой линии продукты тесно связаны. Например, у Pepsi есть категория продуктов-напитков, которая включает Pepsi, Mountain Dew, 7Up и многие другие. Эти продукты взаимосвязаны и ориентированы на определенную группу людей и их предпочтения.
Каждая линейка продуктов ориентирована на одну и ту же группу потребителей. Например, 7 UP, Pepsi, Marinda, Mountain Dew ориентированы на молодежь, а Gatorade – это бренд PepsiCo, ориентированный на спортсменов. Точно так же Quaker Oat – это ещё один бренд Pepsi, ориентированный на заботящихся о своём здоровье людей.
Если компания хочет отслеживать продажи продуктов в каждой линейке товаров или во всем ассортименте, крайне важно использовать инструменты, чтобы сделать процесс более эффективным. Каждая продуктовая линейка должна достигать определенных целей, и важно отслеживать продажи и запасы и быстро корректировать стратегию, если это необходимо.
Если у бизнеса нет линейки продуктов, то он теряет много прибыли, независимо от того, крупная ли это корпорация или небольшой бизнес в сети. На какие критерии ориентироваться при разработке?
Не всегда созданная товарная линейка будет оправдывать ожидания. И в любом случае её нужно подстраивать под изменяющееся окружение. Рассмотрим методы, которые применяются для корректировки.
Иногда товарные линейки нужно корректировать – добавлять или убирать какой-то продукт, менять стратегию. Посмотрим, какие решения можно принять для развития продуктовой линейки.
Расширение продуктовой линейки означает удлинение текущей. Она имеет три измерения: вниз, вверх и в обе стороны.
Нисходящее растяжение означает добавление нового продукта в текущую линейку, но по меньшей цене, например, Mercedes в совместном предприятии со Swatch представил умный компактный автомобиль стоимостью 10 000 долларов.
Растягивание вверх означает добавление новых продуктов, но по более высоким ценам. Компании тянутся вверх, потому что хотят престижа, темпов роста или высокой прибыли. Например, General Electric успешно добавила свой текущий ассортимент премиум-кухонный комбайн, чтобы ориентироваться на более платежеспособного потребителя.
Двусторонняя растяжка означает добавление новых продуктов в обоих направлениях. Например, в сети отелей Marriott есть гостиницы и очень высокого класса, и весьма доступные.
Означает добавление новых продуктов в тот же ассортимент после анализа продуктовой линейки, чтобы использовать избыточные мощности, увеличить клиентскую базу, дополнительную прибыль. Sony добавила водонепроницаемый и работающий на солнечных батареях плеер Walkman в свою нынешнюю линейку.
Означает уменьшение глубины продуктовой линейки компании путем удаления убыточных продуктов. Crystal Pepsi была выпущена на рынок, но довольно быстро пропала.
Продуктовая линейка VS Ассортимент продукции
Иногда люди путаются между линейкой продуктов и продуктовым ассортиментом.
Продуктовая линейка предлагает уникальные и сопутствующие товары и бренды на рынке. Эти продукты имеют схожие функции, а также ориентированы на определенную группу клиентов.
Ассортимент продукции – это совокупность всех продуктовых линеек и категорий, которые компания предлагает своим клиентам.
Мы готовы начать 2022 с масштабных проектов. Приглашаем вас присоединиться, чтобы праздновать успех вместе с нами.
Мы верим, 2022 станет лучшим для вас и вашего бизнеса.
Подарите себе сильное окружение, непрерывное развитие и людей, с которыми вы справитесь с любыми вызовами.
Ни один бизнес не может вечно удерживать клиентов с помощью одного продукта. Вот почему менеджеры всегда в поиске, чем бы разбавить продуктовую линейку.
Компании развивают продуктовые линейки для привлечения новых клиентов и, что более важно, удержания существующих.
Лояльные и довольные клиенты будут отдавать предпочтение вашему бренду и покупать ваши новые продукты, просто основываясь на предыдущем положительном опыте.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.