+7 (495) 775-58-91 CLUB@ATLANTY.RU

Как продать бизнес: быстро, выгодно, без рисков

Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей
Содержание

Для продажи бизнеса недостаточно просто выставить объявление. Как организовать процесс, чтобы сохранить нервы и остаться в плюсе? 

Почему стоит продавать готовый бизнес либо долю в нем?

По каким причинам собственники обычно выставляют часть бизнеса на продажу? Первая и самая банальная: нужны деньги для личных нужд. Её мы не станем даже вносить в список ситуаций, когда продажа оправдана. Такие обстоятельства просто складываются и не имеют отношения к продаже с целью дальнейшего роста и развития.

 Вот 7 симптомов, сигнализирующих, что пришло время продавать: 

1. Вырученные от продажи средства позволяют расширяться

Постоянно растущие прибыли, стабильные продажи, имя на рынке, сформированная команда – всё это очень привлекает потенциальных покупателей бизнеса. Если оценка вашего бизнеса сейчас высока как никогда, это может быть хорошее время для продажи. 

В некоторых случаях вливание денежных средств извне позволит бизнесу приобрести оборудование или расширить географию, добавить новое предложение, увеличить влияние на рынке.

Тогда даже меньшая часть бизнеса, которая останется у вас как у собственника, будет стоить дороже, чем весь существующий проект.

2. Продажа даёт вам доступ к ресурсам, которые создадут ценность

Предположим, вы управляете шиномонтажной компанией. Если человек, который готов инвестировать в ваш бизнес, владеет большим парком такси и желает, чтобы вы обслуживали этот парк, инвестиции могут быть взаимовыгодными.

То есть, если потенциальный инвестор готов и способен открыть нужные двери для вашей компании, продажи могут вырасти в геометрической прогрессии.

Второй вариант: потенциальный инвестор сможет значительно снизить одну из ваших основных затрат. Например, более крупная компания, возможно, уже закупает большое количество сырья, используемого вашим бизнесом. Виду своего объёма закупок, эта компания может предоставить вашему бизнесу доступ к сырью с меньшими затратами.

Третий вариант: потенциальный инвестор привносит уникальные знания или особый набор навыков. Если частичная продажа даст вам доступ к такому опыту, выгода может быть значительной. В результате может получиться, что человек, который инвестирует в вашу фирму, входит в правление или готов выступать в качестве консультанта. Он заинтересован в успехе проекта материально. Ваши интересы взаимосвязаны.

3. Продажа снизит риски, с которыми сталкивается ваш бизнес

Компании по управлению недвижимостью преуспевают, когда продажи недвижимости снижаются, потому что все больше людей сдают жильё. Агентства по продаже недвижимости преуспевают, когда дома продаются быстро. Эти два бизнеса являются контрциклическими: когда один растёт, другой падает, и наоборот.

Взаимные инвестиции могут обеспечить обоим предприятиям необходимую защиту от банкротства в неблагоприятный период делового цикла.

Если вам подходит один или несколько из приведённых выше сценариев, продажа доли в вашем бизнее может иметь смысл. Однако, если нет веских причин, подумайте, готовы ли вы отказаться от контроля над своим бизнесом. Как только сделка произойдет, ваша судьба отчасти окажется в руках другого человека.

4. Ваш бизнес работает плохо

Ключевым фактором здесь являются долги. Ваш бизнес с каждым месяцем все глубже увязает в них? Если вы постоянно занимаете деньги, чтобы поддерживать компанию на плаву, пришло время искать альтернативные решения.

В большинстве бизнесов, когда текущие обязательства составляют более 200% от текущих активов, их становится почти невозможно возместить.

Слияние с более крупной компанией или продажа стратегическому покупателю может решить финансовые проблемы.

5. Ваша страсть к бизнесу начинает угасать

Не ждите, пока вы начнете ненавидеть свою работу. Оцените ситуацию и подумайте: вероятно, пришло время двигаться дальше?

Следующие 5 вопросов помогут разобраться в себе:

  •     Увлечен ли я этим бизнесом?
  •     Есть ли что-то ещё, что я предпочел бы делать?
  •     Я работаю больше и тяжелее, чем хотелось бы?
  •     Моя бизнес-модель ещё отвечает моим ценностям?
  •     Я действительно устал от этого бизнеса или просто давно не был отпуске?

Честные ответы на вопросы из списка выше помогут определить следующие шаги. Будет ли это просто короткий перерыв, реструктуризация компании, или всё-таки речь пойдёт о продаже.

6. У вас есть веская причина продать

Иногда такие ситуации, как расторжение партнёрства, развод или смерть члена семьи – особенно, если у вас семейный бизнес – могут привести к принудительной продаже. В этих случаях вам нужно будет сделать всё возможное, чтобы извлечь максимум пользы из ситуации.

7. Вы получаете предложение, от которого не можете отказаться

Возможно, вы не планировали продавать свой бизнес, но предложение настолько хорошее, что вы просто не можете его игнорировать. Потратьте время и ресурсы, чтобы убедиться, что сделка действительно так хороша, как кажется.

Как подготовить бизнес к продаже

Решение о продаже бизнеса – серьёзный шаг, процесс обычно длится от шести месяцев до года. Если вы решились на сделку, начните подготовку заблаговременно. Подумайте, как ваша компания будет выглядеть в глазах потенциальных покупателей.

1

Спланируйте свою стратегию выхода

Вы намерены продать бизнес и полностью отойти от дел? Или вы хотите провести слияние и оставить себе возможность участвовать в принятии решений? Понадобится ли некий переходный период и сколько он будет длиться? 

Эти и другие вопросы следует продумать заранее.

2

Приведите в порядок все бумаги

При продаже бизнеса желательно провести полный аудит за последние несколько лет. Может обойтись недёшево, но эта инвестиция того стоит. У вас появится возможность показать историю развития вашего бизнеса потенциальным покупателям. Убедитесь также, что все налоги уплачены и все судебные споры урегулированы.

3

Большой субботник в офисе

Если вы продаёте бизнес вместе с помещением, которое занимает ваша компания, самое время привести офис в порядок. В некоторых случаях достаточно клининга, иногда требуется косметический ремонт.

4

Определите, что именно вы продаёте

Вы передаёте покупателям не только офис, склады и товарные запасы. В сделке также могут участвовать ваша наработанная клиентская база, лояльность аудитории к бренду, права на интеллектуальную собственность, лицензии и выданные патенты. Всё это ценно в глазах потенциального покупателя, осталось решить, с чем именно вы готовы расстаться. Этот шаг важен для дальнейшего определения цены.

5

Назначьте цену

Чаще всего для оценки стоимости компании предприниматели обращаются к экспертам-оценщикам. Профессиональная оценка бизнеса будет воспринята потенциальными покупателями более благосклонно и может предотвратить юридические неприятности в будущем.

Впрочем, параллельно вы можете самостоятельно промониторить рынок, экономические тенденции, посмотреть, не продавались ли в последнее время подобные компании и какие цены они назначали.

Поиск покупателя для бизнеса

Итак, вы твёрдо настроены на продажу бизнеса и убедились, что компания к этому готова. Время поиска идеального покупателя.

Покупатели обычно делятся на две категории - финансовые и стратегические

Финансовый покупатель, такой как венчурный инвестор, как правило, смотрит на ваш бизнес и анализирует его жизнеспособность. Его интересуют реальные цифры и возможность их увеличить в ближайшей перспективе. Такие покупатели обычно приобретают высокорентабельные бизнесы.

Вторая категория – стратегические покупатели. Это обычно или прямой конкурент, или владелец бизнеса в смежной отрасли, или ваш поставщик. Такой покупатель рассматривает покупку как поглощение, которое поможет закрепиться на рынке, а также централизовать функции продаж и маркетинга.

Площадки для продажи бизнеса

  1. Прямые предложения. Если вам известно, кого из участников рынка может заинтересовать ваш бизнес, смело выходите на переговоры.

  2. Реклама на специализированных интернет-площадках. О вашем решении расстаться с бизнесом почти сразу узнают конкуренты и инвесторы, подыскивающие хорошие варианты для покупки.

  3. Услуги бизнес-брокеров. Экономически оправдано при высокой стоимости сделки.

  4. Авито. Как бы забавно ни звучало, иногда это работает. Формат подходит для продажи небольших торговых точек и малорентабельных компаний.

Что если вы решили купить долю в чьей-то компании?

Как поступить, если вы оказались по другую сторону: у вас есть определённая свободная сумма, интересная вам компания на примете и острое желание стать партнёром в чьём-то бизнесе.

  1. Если это публичная компания с ограниченной ответственностью, то её акции покупаются и продаются на фондовых биржах.

  2. Если это частная компания с ограниченной ответственностью, вам нужно обратиться непосредственно к генеральному директору или собственнику для покупки доли.

  3. Вы можете публично заявлять о своих намерениях о покупке доли в компаниях и размещать соответствующие посты в своих социальных сетях.

  4. Вы можете обратиться в частные инвестиционные банки, к агентам и консультантам, которые ищут инвесторов для своих клиентов.

  5. Вы можете отслеживать сайты, на которых владельцы стартапов ищут инвесторов.
Оставьте заявку на гостевой месяц в бизнес-клубе Атланты
Получите доступ к коллективному опыту и ресурсам резидентов без взносов
* Для собственников с оборотом от 60 млн.р

Главное:

  1. Часто продажа бизнеса – единственно верное решение. Хотя эмоционально многим даётся непросто.
  2. Иногда продажа части бизнеса способна сделать оставшуюся у вас как у собственника долю даже более прибыльной, чем весь проект;
  3. Продажа готового бизнеса – процесс небыстрый, может длиться год и даже больше.
  4. Предпродажная подготовка – это обязательный этап. Убедитесь, что подчистили все хвосты.
  5. Обращайтесь к специалистам по оценке, чтобы назначить адекватную стоимость и избежать юридических проблем.
  6. Оцените риски адекватно: продав часть бизнеса, вы неминуемо потеряете и часть контроля над ситуацией. 
База знаний Атлантов
Получайте отчеты и внутренние материалы клуба
2 письма в неделю
Как разойтись с партнёром по бизнесу?
Инвестиции в 2024 году — 10 перспективных идей
Партнерство в бизнесе — 20 принципов партнерских отношений
ТОП-10 вариантов пассивного дохода в 2024 году
записаться
на презентацию
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.











Оборот компании / группы компаний
до 60 млн. рублей
от 60 млн. рублей до 200 млн. рублей
от 200 млн. рублей до 800 млн. рублей
от 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей
от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей
более 5 млрд. рублей

Записаться

скачать
апдейт месяца
Оставить заявку
на вступление
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.











Оборот компании / группы компаний:
до 60 млн. рублей
от 60 млн. рублей до 200 млн. рублей
от 200 млн. рублей до 800 млн. рублей
от 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей
от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей
более 5 млрд. рублей

Записаться

Забронировать
ЗАКАЗАТЬ КЛУБНУЮ КАРТУ
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ПЕРСОНАЛЬНУЮ
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ПАРТНЕРСТВУ
Зарегистрироваться
на мероприятие

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.

Заполняйте форму и переходите к просмотру гайда по инвестициям

Скачать гид по результатам российского венчурного рынка 2023