- Главная
- Медиа Атланты
- Как стартапу привлечь инвестиции в 2024 году?
Как стартапу привлечь инвестиции в 2024 году?
Редакция Атлантов
Автор
Даже в спокойной обстановке привлечение инвестиций в стартап требует немалых сил. Сегодня мировая экономика страдает от «постковидного синдрома» — снижение финансовой активности, обвал биржевых рынков, скрытая безработица, проблемы с платёжеспособностью и разорванные логистические цепочки. На всё это накладываются геополитические риски и общая нестабильность.
По независимым оценкам в 2022 году объём инвестиций в отечественные стартапы рухнул на 57% до 1,1 млрд. долларов. Вероятно, с такой низкой базой по итогам 2023 года сектор выйдет в небольшой плюс. Кризис всегда открывает новые возможности. Эксперты утверждают, что замещение импортных технологий и решений станет одним из ключевых бустеров. Это означает, что даже в условиях тотальных ограничений можно отыскать финансирование для своего стартапа.
Что такое инвестиции в стартапы и почему они важны?
Студенты, энтузиасты, учёные и даже самоучки — все эти люди буквально фонтанируют идеями. Они хотят сделать мир лучше за счёт организационных, технических или иных решений, которые необходимо внедрить в жизнь человека. Обычно старания дарований просто пропадают — им не хватает времени, сил, напарников или технологий. Деньги могли бы решить все эти проблемы. Энтузиасты с деньгами быстро создадут команду, закупят оборудование и проведут нужные исследования.
В такой ситуации на помощь приходят инвесторы. Зачастую это люди без технических знаний, обладающие при этом достаточным капиталом. Они отбирают топовые проекты и дают деньги молодым стартаперам. Благотворительностью они не занимаются, ведь инвестиции в стартапы принесут им долю в новом бизнесе или некий процент от оборота компании. В конечном итоге счастливы все: новая технология решает повседневные проблемы человечества, талантливые люди реализуются и запускают бизнес, а инвесторы наблюдают за развитием своих подопечных и получают проценты.
При этом инвестиции в бизнес-стартапы и молодые проекты отличаются от других видов инвестиций:
- слаборазвитым законодательством, которое не регламентирует запуск стартапов;
- высочайшими рисками — инвесторы могут уйти в глубокий минус и остаться ни с чем;
- высокой степенью неопределённости — стартапы страдают от геополитической обстановки даже сильнее, чем традиционные рынки;
- достаточно сложным и многоуровневым процессом запуска новых стартапов;
- низкой ликвидностью вновь возникающих активов (например, новая компания);
- длительным ожиданием прибыли, совмещённым с титаническими трудами стартаперов и их финансовых попечителей;
- высочайшей конкуренцией, которая губит участников (особенно на «узких» рынках вроде российского).
В какие ниши инвесторы готовы вкладываться?
Ниши для запуска стартапов определяются последними трендами.
К трендам ближайшего будущего можно отнести:
- геймификацию процессов,
- метавселенные и технологии виртуальной реальности,
онлайн-вечеринки ,- быстрое освоение новых компетенций,
- развитие института наставничества,
- электронную коммерцию,
- цифровое здравоохранение,
- кибербезопасность,
- создание всевозможных симуляторов.
Исследование консалтинговой компании McKinsey & Company показало, что одним из самых перспективных будет
Инвесторы предпочитают стартапы с технологическим уклоном. Инновационность в этом случае означает, что в стартапе будут применены ранее неизвестные технологии, либо будет решена проблема, которую ранее без этой технологии разрешить было невозможно или очень трудно. В
Ниже представлен список топовых направлений, в которые инвесторы готовы вкладываться прямо сейчас:
- Развитие интернета: решения в сфере кибербезопасности, интернет вещей, ПО как услуга (SaaS), облачные хранилища, интернет нового поколения Web3.
- Создание новых
B2B-сервисов (бизнес для бизнеса): сервисы для рекрутинга, оптимизация внутренних процессов предприятия,финтех-решения и электронная коммерция, образовательные и медицинские технологии. - Разработка роботов: автопилотирование, разработка различных дронов и роботов, внедрение их в новые отрасли.
- Улучшение инфраструктуры и экологии: каршеринг, уборка, переработка отходов, безопасность городов, дизайн, энергетика, карты и навигация, аренда двухколесного транспорта
и т. д. - Мобильные технологии: пользователи перестают использовать ПК и все чаще заходят в интернет через смартфон, поэтому мобильные решения нужны практически для всех сфер деятельности человека.
- Здравоохранение: системы для исключения врачебных ошибок, компьютерная обработка снимков и других исследований, электронные карты, биофармацевтика.
- Образование (EdTech): ёмкий сектор, который только начинает осваиваться в России — вебинары, цифровое наставничество, обучающие системы, образовательные игры и симуляторы.
- Финтех и блокчейн: российское население активно пользуется цифровыми платежными системами, а также берёт всевозможные займы, криптовалюты вообще только начали свое становление.
- Электронная коммерция и логистика: вовлечённость пользователей интернета растёт, поэтому они готовы заказывать все больше товаров, также для этого нужны сопутствующие складские и логистические решения.
- Развлечения: люди всегда будут путешествовать, заниматься спортом, смотреть цифровой контент, играть в цифровые игры, стримить и использовать сервисы для знакомств.
Где искать инвесторов для молодого проекта?
Всё вышесказанное показывает, что актуальны инвестиции в стартапы, которые используют не только топовые технологии. Ещё долгое время стартаперы смогут зарабатывать на «вечных» потребностях человека вроде лечения и лекарств, еды и способов её доставки, а также знакомств и общения. Порой важна не только новизна, но и возможности по монетизации идеи, также важны субъективные оценки потенциальных инвесторов. Просто так инвесторов найти уже не выйдет. Все они «обитают» на различных платформах и площадках, которые «заточены» под разные направления деятельности. Успех наполовину будет зависеть от правильности выбора платформы. Начинающий стартапер может приметить для себя несколько способов для поиска инвестора.
FFF (правило 3-х F)
Friends, family, fools — если говорить простым языком, то сначала обратитесь к близким и друзьям, а затем к «недальновидным инвесторам», лишь три этих категории способны дать деньги на идею или сырой продукт.
Пройти образовательную программу
Частные школы предлагают постичь азы, попробовать в себя создании стартапов, получить диплом и завести полезные знакомства, самых способных учеников ожидают встречи с инвесторами и первые реальные деньги.
Обратиться в банк
Кредитные организации нельзя напрямую отнести к инвесторам, но и совсем вычёркивать из жизни стартапера также не стоит.
Вступить в бизнес-клуб
В сообществе предпринимателей и инвесторов стартапер быстро находит единомышленников и другие полезные знакомства, информация о талантливых стартаперах быстро расходится внутри комьюнити и деньги в буквальном смысле могут прийти прямо в руки.
Получить инвестиции от государства
Правительство не вкладывает деньги напрямую, это делается опосредованно, например, через Фонд Бортника или Сколково, необходимо изучить правила, зарегистрироваться в программе и выполнить ряд условий.
Поучаствовать в бизнес-акселераторе
Организаторы набирают буткемп (лагерь новичков), проводят обучающие мероприятия и по их итогам отбирают лучших из лучших.
Самостоятельно обратиться в инвестиционный фонд или к бизнес-ангелам
Стартапер запросто может найти сайты и взять контакты, направив инвесторам данные о себе и своём проекте, если новшество их заинтересует, то инвестиции в стартап будут предоставлены с большой долей вероятности.
Как подготовиться ко встрече с инвестором?
Во время встречи до инвестора нужно донести, что потенциальный бизнес будет сильным и синергетичным. Только не нужно преувеличивать или пытаться обмануть, ведь вскрывшийся обман разрушит отношения с инвестором, а двери в мир венчурных инвестиций закроются навсегда. Если проект находится на ранней стадии, то нужно показать инвестору, что вы вложили свои средства, провели исследования, у вас есть жизнеспособный продукт (образец или макет), который вы пытались продать потребителям.
Только в таком случае потенциальный инвестор поймёт, что перед ним стоит искренний человек, который исчерпал все возможные варианты и только дополнительные средства помогут вдохнуть жизнь в этот проект. Общаться с инвестором нужно простым языком, избегая сложных терминов и занудства. Человек, способный кратко рассказать о сложном, быстро расположит инвестора к себе.
Также стартаперу необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий:
- Изучите требования инвестора и заранее подготовьте сведения о себе и своей команде. Часто требуется портфолио, сведения об экономической обоснованности проекта, презентация и пошаговый план развития проекта.
- Перед тем, как направить питч (презентацию для инвестора), детально изучите предпочтения инвестора. Используйте СМИ, различные сайты и социальные сети. Выявите его предпочтения относительно ниш и стадий, а также географию спонсируемых проектов.
- Ознакомьтесь с компаниями, которые входят в портфолио инвестора. Возможная схожесть с одной из них позволит вам привлечь внимание. Подражать и копировать не стоит, достаточно отметить для себя некие штрихи, которые помогут вашему проекту действительно стать немного лучше.
- Не нагружайте инвестора технической информацией или малоинтересными фактами. Кратко расскажите о пользе вашего проекта, которую он несёт человечеству. Объясните, как изменится жизнь человека после того, как он приобретёт продукт и начнёт им пользоваться. Сделайте акцент на прибыли, количестве клиентов и темпах роста — текущие финансовые показатели максимальны важны, поскольку говорить о будущем проекта можно что угодно.
- Не вешайте нос, если инвестор вам отказал. Постарайтесь установить с ним дружеские отношения, чтобы оповестить инвестора о серьезных изменениях в проекте,
из-за которых он может поменять свое решение. После отказа продолжайте искать новых инвесторов. - В голову инвестору могут прийти абсолютно любые вопросы. Помните, что вы не на экзамене, ведите себя раскованно. Отвечайте на все вопросы честно, расскажите о штрафах, судебных исках или имеющихся конфликтах между основателями стартапа. Искажение информации в любом случае будет раскрыто на этапе due diligence.
Советы успешных предпринимателей по привлечению инвестиций
Резиденты
Стокгольмскую школу Entrepreneur Accentures можно назвать моим базовым образованием. Именно там сформировалось моё мышление предпринимателя и появилось желание
Михаил Воронин — создатель и идейный вдохновитель бизнес-клуба «Атланты»
Общение внутри
Андрей Реунов — владелец компании «Прайвет» и резидент бизнес-клуба «Атланты»
Будущее цифровых технологий формируется прямо сейчас на растущих рынках. Россия также является формирующимся рынком, поэтому здесь есть неплохие возможности для взлёта
Оксана Погодаева — соучредитель инвест-комьюнити Gingo и спикер бизнес-клуба «Атланты»
Главное
Серьёзные инвестиции в
Бизнес-ангелы и другие инвесторы слетаются на перспективы — их интересует кратная доходность, новизна проекта, а также попадание в текущие тренды.- Риски всегда остаются невероятными. Исследователи из Startup Genome Report подсчитали, что половина стартапов закрывается в течение первых 5 лет существования. Три четверти
интернет-стартапов гибнутиз-за преждевременного масштабирования. В итоге 92% запущенных стартапов умирают. - Поиск инвестора — это длительный процесс. Даже если приложить невероятные усилия, то на привлечение уйдёт 3–4 месяца. Затем целые годы уйдут на превращение рядового стартапа в полноценную компанию.
- Подготовьте
pitch-выступление . При личной беседе с потенциальным инвестором будьте открыты и не искажайте существующее положение дел. Расскажите о финансовых показателях и о пользе проекта для человечества, не скатываясь в нудные технические нюансы. - Сначала обкатайте свою модель бизнеса — создайте прототип или выпустите пробную партию продукта, запустите продажи, получите мнение потенциальной аудитории, попросите экспертов дать заключение по продукту. Только после этого идите к инвесторам, в противном случае они могут посчитать, что вы не выложитесь по максимуму и не добьётесь цели.
- Заручитесь поддержкой единомышленников. Вступление в
бизнес-клуб позволит познакомиться с другими стартаперами и их опытом. Сильное комьюнити помогает резидентам «прокачаться», а также найти инвесторов, партнёров, сооучредителей и даже друзей.