1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Выгорание на работе

Выгорание на работе

Редакция Атлантов

Автор

Выгорание на работе – состояние, которое может произойти с каждым человеком: даже тем, что горит своим делом, фанатеет от того, чем занимается. И это очень опасно, ведь напрямую влияет на продуктивность, эффективность, мотивацию – как наёмного сотрудника, так и предпринимателя. В этой статье мы расскажем вам, как бороться с такой ситуацией, почему она возникает и возможно ли побороть её самостоятельно. 

Что такое профессиональное выгорание? 

Нежелание вставать с кровати, потеря интереса к происходящему, выполнение задач через силу, потеря смыслов – вам знакомы такие симптомы? Если да, то вы почти наверняка столкнулись с выгоранием. Регулярный стресс и накопившаяся усталость – основные причины, почему так происходит. 

Ещё недавно казавшееся безобидным состоянием в скором времени может привести к:

  • Нарушению сна;
  • Физическим болям в теле;
  • Сложностям в коммуникации с окружающими;
  • Депрессии. 

Forbes приводит статистику: 43% россиян когда-либо испытывали профессиональное выгорание, а пятая часть сотрудников прямо сейчас находится в этом состоянии. Как итог, снижается продуктивность, жизнь выглядит тусклой и мрачной, нет сил работать, а иногда даже выполнять повседневные рутинные дела.

Респонденты отмечают, что к выгоранию приводят:

  • Стресс (49%);
  • Недостаток признания от руководства (40%);
  • Токсичное окружение среди коллег (32%). 

Также опрошенные рассказали, что на такое состояние значительно влияют материальная мотивация и собственный перфекционизм. 

Признаки выгорания на работе

Профессиональное выгорание развивается постепенно, поэтому может быть сложным вовремя заметить изменения в человеке. Однако если знать основные причины появления эмоциональной усталости от того, чем занимаешься, и своевременно принять меры, то можно не допустить развития таких проблем в коллективе.

Основные симптомы выгорания на работе следующие:

  1. Снижение эффективности. В случае когда руководитель ставит своим подчинённым планы и показатели эффективности KPI, то легко заметить их невыполнение. Если сотрудник ранее был продуктивен, но теперь его показатели сильно снизились, это может указывать на развитие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
  2. Отсутствие энергии. Человек выглядит вялым, уставшим, иногда начинает чаще болеть. Память и внимательность сильно снижаются, не получается сосредоточиться на работе, часто устраиваются «перекуры», чаепития. Не обращается внимание на состояние здоровья, питание ухудшается, качество жизни снижается.
  3. Безответственное отношение к работе. Теряется интерес к труду, нет желания выполнять повседневные задачи, к которым раньше испытывалась тяга. Появляется замкнутость, избегаются любые контакты. При общении часто возникают конфликты как с коллегами, так и с руководством.
  4. Отсутствие мотивации. Человек перестаёт придерживаться графика, часто опаздывает, покидает рабочее место раньше времени. Не желает брать на себя ответственность, неохотно берётся за новые проекты. Работа для него становится рутинной, бессмысленной. Нет желания стать самым лучшим специалистом, получить похвалу от руководства, хорошую премию. Развитие карьеры не становится мотивацией.

Необходимо разделять понятия профессионального выгорания от усталости, лени. Например, это нормально, если ближе к выходным работник начинает испытывать чувство усталости, из-за чего снижается КПД. К понедельнику такой человек восстановится и может снова приступить к выполнению своих обязанностей. То есть временно были утрачены энергетические ресурсы, однако запал и добросовестное отношение к работе остались. Лень же возникает при сохранении энергии, сил, но отсутствии стремления выполнять свои обязанности. Может быстро и хорошо сделать работу, но не хочет.

При эмоциональном выгорании нет мотивации выполнять свои обязанности, отсутствуют моральные и физические силы. Даже после выходных ситуация остаётся прежней.

С увеличением популярности удалёнки появились новые причины выгорания на работе. Есть внешние и внутренние факторы, провоцирующие развитие такого состояния. Например, появление разногласий с коллегами относится к внешним факторам, которые легко устраняются. Когда же выгорают из-за внутренних причин, то изменяется поведение и характер, поэтому влиять на такое эмоциональное выгорание слишком сложно.

Внешние факторы

  1. Тяжёлый график, постоянные перенапряжения.
  2. Неудовлетворительный размер заработной платы.
  3. Жёсткие требования к дедлайнам, не позволяющие достаточно погрузиться в тему и хорошо справляться с выполнением рабочих задач.
  4. Однотипная работа, к которой не лежит душа.
  5. Нездоровая атмосфера в коллективе, постоянные ссоры и давление со стороны руководства и недовольных клиентов, много стресса на рабочем месте.
  6. В случае с удалёнкой нет прямого контакта с коллегами. Появляются сложности с разграничением рабочего и личного времени. Находящиеся рядом близкие, постоянно отвлекают, не давая сосредоточиться. Или, наоборот, на человека начинает давить одиночество из-за отсутствия живого общения.

Внешние факторы обычно выявляются после прохождения теста на выгорание.

Внутренние факторы

  1. Чрезмерная ответственность, что работа должна быть сделана вовремя и безупречно.
  2. Излишнее сопереживание приводит к утрате положительной энергии и получение взамен негатива.
  3. Убеждения, что работа важнее по сравнению с отдыхом и здоровьем.
  4. Установка на то, что нужно много работать, чтобы добиться успеха.
  5. Боязнь потерять хорошую должность или лишиться своего авторитета.
  6. Отсутствие внутреннего стимула к работе.
  7. Другие случаи: плохая самооценка, недостаток выносливости, личные проблемы.
Справка: нервное истощение может произойти с любым, однако некоторые категории рабочих специальностей, более склонны к появлению тревоги, депрессии, а значит, и к выгоранию. Это те, кто работает в обслуживании, сфере образования, медицины и т. д., то есть те, кто ежедневно общается со множеством людей. К этой категории относятся педагоги, медицинские работники, менеджеры, продавцы, банковские служащие. Кроме персонала, выгореть также могут руководители, которые уделяют много времени своим обязанностям, несут повышенную ответственность не только за качество выполнения своей работы, но также подчинённых.

Риски выгорания сотрудников компании

Синдром выгорания на работе — это проблема для организации. Ведь если в компании трудится кто-то с эмоциональной усталостью, то он негативно влияет на коллег. Как это происходит?

Выгорание заразительно

Психологи утверждают, что негативные эмоции быстро передаются другим. Если в коллективе есть сотрудник, у которого заметны симптомы выгорания, то большая вероятность, что со временем количество таких работников увеличится.

Любой прогресс останавливается, если человек не имеет внутренних сил из-за выгорания. От этого также страдают другие, теряя энергию, растягивая время выполняемых операций.

Нарушение рабочих процессов

Коллектив — это единое целое. Если специалист не в состоянии хорошо сделать свою работу из-за выгорания, он передаст коллегам недоработанную задачу. Плохо сделанный продукт, по цепочке дальше приводит в итоге к тому, что качество услуг компании сильно снижается или команда постоянно вынуждена исправлять все недоработки.

Потеря прибыли

Один неэффективный сотрудник значительно увеличивает затраты компании, поэтому продуктивный человек обходится дешевле. Связано это с тем, что неэффективный человек работает вяло, расслабленно, не показывая нужного результата. В конечном счёте это приводит к потере прибыли.

Что делать при выгорании

Само по себе СЭВ не является чем-то негативным для физического здоровья. Это сигнал к тому, чтобы внести в рабочий процесс изменения, влияющие на причины появления синдрома. Как бороться с выгоранием на работе?

Длительный отдых

Если на специалиста возложен чрезмерный список задач и его состояние начинает меняться, надо предоставить отпуск или дополнительные выходные, как только будет закончен проект. После этого стоит пересмотреть нагрузку, подобрать метод уменьшения обязанностей или снижения объёма работ.

Смена деятельности

Однотипная работа изнуряет. Если чувствуете, что человек теряет интерес к тому, чем занимается, то ему следует предложить другую деятельность или расширение обязанностей. Возможно, он выполняет то, что не нравится. Грамотный руководитель умеет вовремя это понять, чтобы помочь подобрать более интересное направление, предоставить возможность карьерного и материального роста. В случае необходимости можно воспользоваться программой дополнительного обучения в новой сфере или другим вариантом саморазвития.

Пересмотр зарплаты

Если труд работника не оплачивается должным образом, ему будут посещать мысли о бессмысленности того дела, которым он занимается. Такой человек не будет стараться, поэтому его эффективность недостаточно хорошая. Важно обсудить оплату труда со своими работниками, чтобы найти компромиссы. Необходимо сделать переоценку объёма труда специалиста, установив соответствующую оплату. Не помешает предоставить пошаговый план развития, где будет чётко прописаны необходимые действия для повышения зарплаты. Помните о бонусах, премиях, подарках, компенсациях.

Избавление от конфликтных ситуаций

Как избавиться от нервного истощения в случае, если в коллективе возникают разногласия? Важно найти причину и пути решения, например, сократить до минимума взаимодействия между самыми конфликтными людьми. Выполнить это можно, правильно распределив задачи или переведя кого-то одного в другой отдел.

Личностный рост

Как избавиться от эмоционального выгорания, когда причиной становятся отсутствие стимула к работе, недостаточная самооценка, повышенная ответственность? Быстро устранить проблемы, вызванные внутренними факторами, будет сложно. Специалисту можно предоставить возможность обучения либо тренинга по личностному росту, однако не нужно надеяться на быстрый результат. Иногда от такого сотрудника проще отказаться, чтобы нанять на его место более подходящего кандидата. Во время собеседования важно обратить внимание как на профессиональные, так и на личные качества человека.

Как справиться с выгоранием самостоятельно

Для уменьшения рисков появления эмоционального выгорания надо придерживаться следующих правил:

  1. Не брать на себя новые обязанности или задачи, в случае высокой загруженности.
  2. Разграничивать рабочее и личное время.
  3. С пониманием принимать критику за ошибки, не выходя из себя по такому поводу.
  4. Больше заниматься физической активностью, особенно в случае сидячей умственной работы.
  5. Беречь здоровье: достаточно спать (сон должен продолжаться не менее 8 часов), правильно питаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
  6. Выяснить причины перегорания: обсудить с руководством, чтобы найти пути решения. Например, можно попросить сменить обязанности, если монотонная работа угнетает.
  7. При возникновении симптомов эмоциональной усталости от того, чем занимаешься, следует немедленно попросить отпуск. Если сразу этого не сделать, то потом придётся либо увольняться, либо обращаться за помощью к психотерапевту. Нельзя экономить ни на физическом, ни на моральном здоровье.
  8. Знать зону ответственности, не зацикливаться на том, что нельзя изменить.

Как предотвратить профессиональное выгорание 

Чаще болезнь легче предупредить, чем её лечить. Запущенная стадия выгорания в бизнесе приводит к ужасающим последствиям: физическая ограниченность, ментальные расстройства. Оно плохо сказывается как на сотрудниках, так на предпринимателях. 

Какие меры предпринять, чтобы предупредить развитие выгорания: 

  1. Определение чёткого рабочего дня и границ. Некоторые владельцы компаний буквально запрещают отвечать на звонки в выходные и даже вводят штрафы за переработку. 
  1. Своевременные отпуска, выходные. Ни вы, ни ваши сотрудники – не роботы. Накопленная усталость приведёт только к срывам – позаботьтесь об отдыхе!
  1. Забота о психологическом состоянии. Хорошо внедрить в корпоративную культуру штатного психолога или оплату сессий для сотрудников, которые выгорели, а также проводить коучинговые мероприятия. 
  1. Сокращение суеты. Например, вы можете убрать ненужные созвоны, которые лишь создают ощущение занятости, а на самом деле не несут никакой пользы. 
  1. Внедрение материальной мотивации. Когда человек понимает, что его труды будут вознаграждены по достоинству, это здорово помогает двигаться вперёд. Премии, бонусы – то, что положительно повлияет на команду. 
  1. Положительная обратная связь. Доброе слово приятно всем, потому не забывайте хвалить своих работников. И помните, что говорить хорошее можно прилюдно, а вот ругать – только наедине!

Заключение 

Каждому нужна поддержка – именно поэтому со сложными состояниями проще справиться в кругу единомышленников, чем в одиночку. Если вы понимаете, что вам нужны люди, с которыми можно поделиться своими мыслями, спросить совета, услышать похвалу, найти решение задачи – приглашаем вас на экскурсию в бизнес-клуб «Атланты» (без оплаты, но с верификацией). Мы подготовили для вас интересные мероприятия, на которых вы сможете познакомиться с остальными предпринимателями, обсудить насущные дела, прочувствовать атмосферу сообщества!

Получите гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как построить эффективное партнёрство в бизнесе