- Главная
- Медиа Атланты
- Жизненный цикл бизнеса: 5 этапов развития
Жизненный цикл бизнеса: 5 этапов развития
Редакция Атлантов
Автор
Только начинаете своё дело и вам страшно, что ничего не получится? Проходите определённый кризис в бизнесе? Вы не одиноки: каждый предприниматель задавался теми вопросами, которые сейчас волнуют вас.
Бизнес — как маленький ребёнок. Он тоже проходит определённые стадии прежде чем вырасти. Обеспечить должную финансовую, моральную поддержку — ваша ответственность как «родителя».
Жизненный цикл бизнеса состоит из нескольких этапов. Важно знать о каждом из них по отдельности, чтобы понимать:
- Какие меры предпринимать;
- Что поможет масштабироваться на той или иной ступени;
- Имеет ли смысл продолжать, или стоит обратить внимание на другую компанию/новое направление.
Стадии жизненного цикла бизнеса
Всего их 5 (согласно классической теории):
- Зарождение;
- Рост;
- Зрелость;
- Спад;
- Реструктуризация или закрытие.
Поговорим подробнее о каждом процессе по отдельности.
Этап зарождения
Пожалуй, одна из самых вдохновляющих, при этом волнительных «ступеней» — здесь возникают первые идеи по воплощению, развитию, обсуждаются детали, возможности рынка. Тут важно составить бизнес-план, который позволит развиваться.
Обычно именно об этом этапе рассказывают, когда предприятие «встаёт на ноги», собственники любят вспоминать, как всё начиналось.
Например, история бренда Apple стартовала с того, что два друга посетили «Компьютерный клуб», в котором увидели те самые машины для работы. По аналогии они стали собирать подобные агрегаты у себя в гараже, затем вложились в раскрутку и выгодно продавали свои компьютеры.
О том, как даже стартапу привлечь инвестиции в бизнес, вы можете прочитать в нашем материале.
Этап роста
Речь идёт о масштабе: уже достигнуты определённые цели, и собственники думают, как им продвинуться вперёд. Обычно тут расширяется база клиентов, увеличивается ассортимент товаров и услуг. Могут появиться новые рабочие места, филиалы, помещения.
Яндекс.Маркет, который существует уже более 20 лет, занимает третье место в ТОП-100 российских онлайн-магазинов. В 2023-м продажи онлайн-платформы показали феноменальный рост – они составили 370.6 млрд рублей (в 2022-м – 308 млрд).
Данная фаза зависит от:
- Размеров компании;
- Стоимости продукта;
- Спроса на рынке.
Важно смотреть вокруг себя и наблюдать за конкурентами: если вовремя не подстроиться под реалии рынка, фирма рискует стать банкротом. Так случилось с Nokia: её «вытолкнули» более технологичные соперники, которые предложили клиентам интересные решения.
Этап зрелости
Характерные черты: стабильная прибыль, наличие рыночных долей, узнаваемость среди покупателей. Увы, не все фирмы доходят до этого шага — многие банкротятся в первые 3 года.
Очень часто именно на стадии зрелости возникают подразделения, собственники принимают решение о покупке нового бизнеса или слияния с другими предприятиями.
Один из примеров: интеграция «Росбанк» в «ТСК холдинг» («Т-банк»). 94% тех, кто присутствовал на собрании по слиянию, проголосовали «за». Такое объединение выведет Т-банк на пятое место по капиталу среди аналогичных учреждений в России.
Этап спада
Стагнация, падение интереса к услугам или товарам фирмы, снижение доходов — сложности, с которыми предстоит столкнуться на этой стадии. Часто здесь начинают привлекать деньги на развитие бизнеса для решения возникших проблем.
Как можно преодолеть кризис?
- Сократить штат;
- Пересмотреть траты на организацию, снизить расходы;
- Заняться продвижением, вложиться в маркетинг;
- Изучить конкурентов, оценить их сильные стороны;
- Вывести новый продукт на рынок, отвечающий запросам людей;
- Нанять кризис-менеджеров с опытом.
Этап реструктуризации или ликвидации
Если предприниматель испробовал все возможные методы, но так и не смог вновь пойти в рост, его ждёт самая болезненная фаза. Коммерсанту придётся или находить свежие решения, реализовывать иные товары, или закрывать своё детище.
Увы, от этого не застрахован никто: даже самые устойчивые гиганты иногда вынуждены объявить о банкротстве, закрытии.
Так случилось с Lehman Brothers — банком-лидером в начале нулевых, куда люди охотно несли свои деньги и оставляли их на вкладах. Кризис 2008-го не оставил им шансов: компания объявила себя банкротом.
Ещё один пример — Siemens Mobile. Сложности с производством, постоянные недоработки привели к падению интереса со стороны аудитории. В 2005-м их выкупила Benq, но приобретение оказалось неудачным: фирма оказалась убыточной и была вынуждена закрыться.
Не всегда компании закрываются: например, Kongo Gumi занимается строительством храмов с 578 года и не планирует прекращать деятельность. Так что хорошая новость — «смерти» бизнеса можно избежать.
Какие факторы влияют на каждый этап?
Внутренние:
- Управление компанией. Эффективность менеджеров, понятная иерархия и прочее — их работа напрямую оказывает влияние на устойчивость фирмы.
- Финансовое состояние. Наличие займов, инвестиций, свободных денег, нецелевых трат.
- Культура предприятия, управление персоналом. Из чего состоит система мотивации сотрудников? Достаточно ли комфортная атмосфера в коллективе? Какие объединяющие мероприятия вы проводите? Помните, что ваше отношение к работникам является одним из ключевых звеньев.
Внешние:
- Экономическая конъюнктура. Иногда иного выхода, кроме закрытия, просто нет — вы не можете изменить внешние факторы и влияние общемировых кризисов на ваше дело.
- Конкуренты на рынке. Помните, что каждый хочет ухватить свой кусок пирога — не спускайте глаз со своих соперников и будьте на два шага впереди.
- Технологические изменения. Если вы отрицаете современные технологии, то будет сложно конкурировать и становиться лидером.
Заключение
Открыть бизнес — лишь начало пути. Важно уметь адаптироваться к изменениям, постоянно быть в курсе всех нововведений — только ваша активная позиция приведёт к росту прибыли и лидерству, в противном случае организацию ожидает упадок.
В «Атлантах» мы регулярно решаем разные задачи: от поиска ниши до выхода из стагнации. В окружении из более чем 1400 предпринимателей в точно найдёте того, кто уже справился с проблемой, аналогичной вашей.
Прямо сейчас вы можете точечно и детально разобрать ваш запрос, который касается бизнеса — для этого оставьте заявку на встречу с резидентом «Атлантов». Вы сможете попасть на закрытую индивидуальную встречу с одним из наших предпринимателей и получить решение от опытного коллеги.