1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Жизненный цикл бизнеса: 5 этапов развития

Жизненный цикл бизнеса: 5 этапов развития

Редакция Атлантов

Автор

Только начинаете своё дело и вам страшно, что ничего не получится? Проходите определённый кризис в бизнесе? Вы не одиноки: каждый предприниматель задавался теми вопросами, которые сейчас волнуют вас. 

Бизнес — как маленький ребёнок. Он тоже проходит определённые стадии прежде чем вырасти. Обеспечить должную финансовую, моральную поддержку — ваша ответственность как «родителя». 

Жизненный цикл бизнеса состоит из нескольких этапов. Важно знать о каждом из них по отдельности, чтобы понимать: 

  • Какие меры предпринимать;
  • Что поможет масштабироваться на той или иной ступени;
  • Имеет ли смысл продолжать, или стоит обратить внимание на другую компанию/новое направление.

Стадии жизненного цикла бизнеса 

Всего их 5 (согласно классической теории):

  • Зарождение;
  • Рост;
  • Зрелость;
  • Спад;
  • Реструктуризация или закрытие. 

Поговорим подробнее о каждом процессе по отдельности.

Этап зарождения 

Пожалуй, одна из самых вдохновляющих, при этом волнительных «ступеней» — здесь возникают первые идеи по воплощению, развитию, обсуждаются детали, возможности рынка. Тут важно составить бизнес-план, который позволит развиваться.

Обычно именно об этом этапе рассказывают, когда предприятие «встаёт на ноги», собственники любят вспоминать, как всё начиналось. 

Например, история бренда Apple стартовала с того, что два друга посетили «Компьютерный клуб», в котором увидели те самые машины для работы. По аналогии они стали собирать подобные агрегаты у себя в гараже, затем вложились в раскрутку и выгодно продавали свои компьютеры. 

О том, как даже стартапу привлечь инвестиции в бизнес, вы можете прочитать в нашем материале.

Этап роста 

Речь идёт о масштабе: уже достигнуты определённые цели, и собственники думают, как им продвинуться вперёд. Обычно тут расширяется база клиентов, увеличивается ассортимент товаров и услуг. Могут появиться новые рабочие места, филиалы, помещения. 

Яндекс.Маркет, который существует уже более 20 лет, занимает третье место в ТОП-100 российских онлайн-магазинов. В 2023-м продажи онлайн-платформы показали феноменальный рост – они составили 370.6 млрд рублей (в 2022-м – 308 млрд). 

Данная фаза зависит от:

  • Размеров компании;
  • Стоимости продукта;
  • Спроса на рынке. 

Важно смотреть вокруг себя и наблюдать за конкурентами: если вовремя не подстроиться под реалии рынка, фирма рискует стать банкротом. Так случилось с Nokia: её «вытолкнули» более технологичные соперники, которые предложили клиентам интересные решения.

Этап зрелости 

Характерные черты: стабильная прибыль, наличие рыночных долей, узнаваемость среди покупателей. Увы, не все фирмы доходят до этого шага — многие банкротятся в первые 3 года. 

Очень часто именно на стадии зрелости возникают подразделения, собственники принимают решение о покупке нового бизнеса или слияния с другими предприятиями.

Один из примеров: интеграция «Росбанк» в «ТСК холдинг» («Т-банк»). 94% тех, кто присутствовал на собрании по слиянию, проголосовали «за». Такое объединение выведет Т-банк на пятое место по капиталу среди аналогичных учреждений в России.

Этап спада 

Стагнация, падение интереса к услугам или товарам фирмы, снижение доходов — сложности, с которыми предстоит столкнуться на этой стадии. Часто здесь начинают привлекать деньги на развитие бизнеса для решения возникших проблем. 

Как можно преодолеть кризис? 

  1. Сократить штат;
  2. Пересмотреть траты на организацию, снизить расходы;
  3. Заняться продвижением, вложиться в маркетинг;
  4. Изучить конкурентов, оценить их сильные стороны;
  5. Вывести новый продукт на рынок, отвечающий запросам людей; 
  6. Нанять кризис-менеджеров с опытом. 

Этап реструктуризации или ликвидации 

Если предприниматель испробовал все возможные методы, но так и не смог вновь пойти в рост, его ждёт самая болезненная фаза. Коммерсанту придётся или находить свежие решения, реализовывать иные товары, или закрывать своё детище.  

Увы, от этого не застрахован никто: даже самые устойчивые гиганты иногда вынуждены объявить о банкротстве, закрытии. 

Так случилось с Lehman Brothers — банком-лидером в начале нулевых, куда люди охотно несли свои деньги и оставляли их на вкладах. Кризис 2008-го не оставил им шансов: компания объявила себя банкротом. 

Ещё один пример — Siemens Mobile. Сложности с производством, постоянные недоработки привели к падению интереса со стороны аудитории. В 2005-м их выкупила Benq, но приобретение оказалось неудачным: фирма оказалась убыточной и была вынуждена закрыться. 

Не всегда компании закрываются: например, Kongo Gumi занимается строительством храмов с 578 года и не планирует прекращать деятельность. Так что хорошая новость — «смерти» бизнеса можно избежать. 

Какие факторы влияют на каждый этап? 

Внутренние:

  1. Управление компанией. Эффективность менеджеров, понятная иерархия и прочее — их работа напрямую оказывает влияние на устойчивость фирмы.
  2. Финансовое состояние. Наличие займов, инвестиций, свободных денег, нецелевых трат. 
  3. Культура предприятия, управление персоналом. Из чего состоит система мотивации сотрудников? Достаточно ли комфортная атмосфера в коллективе? Какие объединяющие мероприятия вы проводите? Помните, что ваше отношение к работникам является одним из ключевых звеньев.

Внешние:

  1. Экономическая конъюнктура. Иногда иного выхода, кроме закрытия, просто нет — вы не можете изменить внешние факторы и влияние общемировых кризисов на ваше дело. 
  2. Конкуренты на рынке. Помните, что каждый хочет ухватить свой кусок пирога — не спускайте глаз со своих соперников и будьте на два шага впереди. 
  3. Технологические изменения. Если вы отрицаете современные технологии, то будет сложно конкурировать и становиться лидером. 

Заключение 

Открыть бизнес — лишь начало пути. Важно уметь адаптироваться к изменениям, постоянно быть в курсе всех нововведений — только ваша активная позиция приведёт к росту прибыли и лидерству, в противном случае организацию ожидает упадок.  

В «Атлантах» мы регулярно решаем разные задачи: от поиска ниши до выхода из стагнации. В окружении из более чем 1400 предпринимателей в точно найдёте того, кто уже справился с проблемой, аналогичной вашей. 

Прямо сейчас вы можете точечно и детально разобрать ваш запрос, который касается бизнеса — для этого оставьте заявку на встречу с резидентом «Атлантов». Вы сможете попасть на закрытую индивидуальную встречу с одним из наших предпринимателей и получить решение от опытного коллеги.