ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Эффективность и устойчивость бизнеса, особенно в кризисные времена, во многом зависит от качества портфеля поставщиков. Для производственных компаний — это в первую очередь основа для стабильного производства, а также возможность выпускать товары предсказуемого качества по конкурентоспособной цене. Ошибки в процессе выбора партнера приводят к серьезным убыткам
Путь от производителя к магазину должен содержать минимальное число посредников или не иметь их вовсе. Но на практике, чтобы продавать товары или использовать материалы из своего региона, нередко приходится напрямую вмешиваться в ассортиментную политику местных производителей, что не всегда дает желаемые результаты.
Попытка заставить производить больше востребованной продукции по более низкой цене, отказавшись от производства низковостребованной, часто заканчивается провалом, так же как и идея открытия собственного производства на местной базе.
Потому что для изготовления качественной продуктовой линейки по доступной цене нужно несколько больше, чем желание сэкономить на торговой наценке производителя и посредника. Так что же делать?
Введение санкций спровоцировало разрыв многих цепочек поставок товаров на российский рынок. Статистика показывает, что пока ушли не все прежние европейские поставщики, но тенденция ухода сохраняется. Так, доля Германии за 1 полугодие 2022 года сократилась более чем на 30% и продолжает снижаться. Страна, которая длительное время была основным экономическим партнером, уступила первенство Китаю, который за полугодие нарастил импорт с 28,9 до $29,53 млрд. долл.
Постепенно уходят с российского рынка Нидерланды, Италии, Польша, США, Япония и даже соседняя Финляндия, сокращается доля Франции. Усиливают свои позиции Беларусь, Казахстан, Индия, Саудовская Аравия, Турция, Сербия, Азербайджан, Израиль, Кыргызстан и другие государства, включенные правительством в список дружественных. Эти рынки являются наиболее перспективными, на них можно выстраивать долгосрочные отношения.
Итоги внешней торговли с основными странами за январь 2022 года (Источник: сайт Федеральной таможенной службы)
Критерии выбора зависят от вида деятельности, специфики бизнеса и сложившегося рынка поставщиков. Производители во главу угла
Продавцы выбирают тех, кто предлагает минимальную стоимость при прочих равных. На конкурентном рынке, когда есть выбор, и можно отказаться от сотрудничества с одним партнером ради другого, то же предпочтет производитель. Однако факторов, которые в конечном итоге определяют эффективность сотрудничества, много больше.
Наилучших результатов достигают те компании, которые выстраивают партнерские отношения с поставщиками. К примеру, производитель может отгружать единичный товар со своего склада конечному потребителю после продажи магазином. Такой подход позволяет сэкономить не только на транспортных издержках, но и на складских помещениях. Но и это не все.
Экономисты предлагают оценивать качество поставщиков по 3 основным критериям (надежность поставок, качество продукции, условия сотрудничества), на основе которых можно проводить оценку и оптимизацию портфеля поставщиков. Для удобства анализа
Традиционный хороший поставщик предлагает:
На таких условиях можно работать, если поставщиков не менее двух. При этом менеджер по поставкам должен постоянно мониторить рынок в поисках более выгодных условий, а также альтернативных вариантов (не менее двух) на случай ЧП. Если средств не хватает, ассортимент сжимается, «обычный поставщик» исключается из списка партнеров первым.
Товары, к качеству которых предъявляются особые требования (товары медицинского назначения, потенциально опасные для здоровья
Таких поставщиков нужно более одного, не менее одного запасного. Менеджер должен постоянно искать новых партнеров, но внимательно оценивать, чтобы ошибки не привели к потере клиентов
Зарубежный поставщик всегда априори ненадежен, все помнят начало пандемии в Китае, когда на рынке обнаружился острый дефицит медицинских масок. При этом доставка, как и хранение, обходятся дорого. Иностранного контрагента можно считать надежным, если партнер:
При этом желательно, чтобы надежные поставщики располагались как можно ближе к продавцу. Но партнерство не предполагает
Готовность открывать совместные направления, инвестировать в общие стартапы, нести рыночные риски вместе с партнером может стать основанием для присвоения статуса стратегического поставщика. Но на практике, когда все экономические и трудовые отношения тяготеют к независимому партнерству, такая синергия возникает редко.
Регулярный мониторинг проводится по основным площадкам:
Поиск альтернативных поставщиков, как и поиск новых перспективных продуктов должен стать перманентным процессом, тогда нахождение