1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Как эффективно оценивать финансовые итоги года компании

Как эффективно оценивать финансовые итоги года компании

Редакция Атлантов

Автор


Закрытие финансового года – важный пункт в каждой компании. Необходимо «подбить» все показатели, сравнить желаемый результат и реальный, поставить цели на следующий период. Мы подготовили для вас статью, в которой прописали, какие техники, инструменты помогут сделать это корректно, на что ориентироваться при создании плана.

Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как построить эффективное партнёрство в бизнесе

Первый шаг: стратегическое планирование 

Чтобы понять, как развивается компания, важно учитывать следующие показатели:

  • Выручку;
  • Прибыль;
  • Заёмные обязательства (включая кредиты);
  • Эффективность работы сотрудников;
  • Средний чек. 

Финансовый план организации (на год или несколько, а также не кварталы вперёд) прописывается на основе таких параметров: 

  • Активы – ресурсы, которыми владеет компания, и может использовать (материальные – недвижимое/движимое имущество, счета, оборудование; нематериальные – товарный знак, торговая марка, лицензия); 
  • KPI – ключевые показатели эффективности. На их основе оценивают, какие итоги принесли те или иные действия, какова пожизненная ценность клиента (количество покупок от одного человека);
  • ROE – рентабельность собственного капитала. Данный параметр помогает посчитать, сколько фирма зарабатывает на 1 рубль вложений. Формула довольно простая: поделите чистую прибыль на вложенный капитал;
  • AOV – средний чек заказа, который показывает соотношение прибыли к количеству совершённых покупок;
  • Current ratio – коэффициент текущей ликвидности. Демонстрирует платёжеспособность компании, основываясь на имеющихся ресурсах и обязательных платежах, включая заёмные средства;
  • Коэффициент капитализации – показывает, чего больше в фирме – собственных денег или заёмных.

 

Техники и инструменты для сбора финансовых данных 

Для того чтобы проанализировать экономическое состояние, нужны следующие документы: 

  • Бухгалтерский баланс – какие есть активы/пассивы у компании на начало и конец отчётного периода;
  • Отчёт о доходах;
  • Отчёт о финансовых результатах;
  • ОпИУ – о прибылях и убытках. 

Применяются для анализа финсостояния бизнеса нижеперечисленные инструменты:

  1. Hadoop, Apache Spark, Apache Hive – сбор и хранение больших баз данных;
  2. SQL, Ms Excel – аналитика с наибольшей эффективностью;
  3. Redash, Google Data Studio – отчётность, визуализация, упрощение работы со сложными схемами; 
  4. Python, SAS – моделирование, разработка сложных статистических моделей. 

Чаще всего для облегчения процессов аналитики обращаются к автоматизации – это помогает быстрее собирать данные, формировать их в единые схемы. Также снижается риск ошибки, который может возникнуть, если считать вручную. С помощью сбора финансовых данных можно понять, какая у вас рентабельность продаж – главный показатель, указывающий на то, насколько корректны ваши действия и инструменты. 

Для подведения итогов года компании обычно применяют один из видов анализа: 

  1. Вертикальный (структурный) – принятие данных на отчётную дату за период. Благодаря вертикальному методу анализируют состав и ликвидность оборотных и внеоборотных активов, денежные потоки различных видов деятельности; 
  2. Горизонтальный (временной) – сравнение показателей за один период и аналогичный предыдущий. Можно увидеть, как изменились данные, произошёл ли рост. 
  3. Сравнительный. Здесь речь идёт о том, что сравнивают цифры из разных направлений/отделений. Например, между подразделениями фирмы за отчётный период, или же со средними показателями по отрасли;
  4. Трендовый. Берут цифры за конкретный промежуток времени, и на основании имеющихся данных формируют гипотезу на будущее и предполагают, какой будет тренд;
  5. Факторный. В данном случае учитываются внешние изменения: налогообложение, финансовый кризис и другие. 

Анализ доходов и расходов за год 

Важно понять, откуда деньги приходят и куда уходят. Поможет конкретный план со всеми цифрами. 

В структуру выручки предприятия могут входить следующие пункты (в зависимости от вида деятельности):

  • Лицензионные платежи (в том числе роялти), если речь идёт о предоставлении права на пользование интеллектуальной собственностью;
  • Арендные платежи, когда организация отдаёт свои помещения за плату; 
  • Суммы поступлений, связанных с участием в уставных капиталов;
  • Деньги, полученные от продажи товаров или услуг;
  • Проценты по вкладам.

 

Показываем наглядную схему:

Источник: https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/dohody.html 

 

К тратам при этом относятся: 

  • ФОТ;
  • Налоги;
  • Социальные взносы;
  • Аренда;
  • ЖКХ;
  • Амортизация;
  • Закупка товара;
  • Кредиты;
  • Сырьё, материалы;
  • Прочие затраты. 

Также не стоит забывать о маркетинговой стратегии и тратах на рекламу. Здесь очень важно понимать, сколько денег вы потратили на привлечение клиента, какое количество финансов он в конечном счёте принёс вашему бизнесу, насколько хорошо работают ваши соцсети, сайт, если таковые имеются. 

Во время финучёта часто выясняется, что в компании существует множество неоптимальных затрат – тех, кто не окупаются. Это могут быть убыточные точки сбыта продукции, излишние складские мощности, плохая оптимизация, отсутствие автоматизации процессов, высокая аренда (в том числе офисов), излишек управляющего состава. 

Подведение итогов года в компании позволяет увидеть проблемные зоны, оценить, насколько бизнес тянет те или иные траты, какова отдача от расходов. 

Оценка ключевых финансовых показателей 

Это основа стратегического планирования – вы сможете увидеть потенциальные возможности, понять, что усилить, какие в бизнесе есть точки роста

Почему стоит провести оценку ключевых финансовых показателей? 

  1. Упорядочить все имеющиеся денежные данные; 
  2. Сделать сравнение с другими компаниями (конкурентами);
  3. Увидеть, есть ли отклонение от плановых расчётов;
  4. Выявить препятствия, которые мешают прийти к цели;
  5. Проанализировать возможные стратегии. 

Как правило, оценивают 4 основных сторон деятельности:

  1. Ликвидность. Способность организации платить по текущим обязательствам, что характеризует её устойчивость, надёжность. 
  2. Показатели оборачиваемости средств. Их оценка даёт возможность увидеть эффективность управления активами, а также капиталом предприятия. В основе – выручка от продаж услуг/продукции + отношение к среднегодовому размеру активов, а также дебиторской/кредиторской задолженности. Во время этого анализа вы поймёте, какая динамика у организации – положительная или отрицательная;
  3. Коэффициент рентабельности. Иными словами – степень прибыльности деятельности организации. 
  4. Рыночные показатели. Они указывают на то, как рынок оценивает привлекательность бизнеса: с точки зрения продаж, интереса со стороны инвесторов, финансово-хозяйственной деятельности. 

Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности 

Контроль финансовых потоков – важный элемент, когда речь идёт об управлении задолженностями и их оптимизацией. 

Если не наладить работу в этом направлении, то компанию могут ожидать:

  1. Просроченные платежи из-за отсутствия автоматизации и оптимизации денежных средств, как следствие – проблемы с банками или инвесторами;
  2. Высокое количество дебиторов, так как нет времени всем напомнить об обязательствах;
  3. Несправедливое отключение тех абонентов, которые загасили задолженность. 

Лучшее, что можно сделать – настроить автоматизацию. Для этого стоит:

  • Убрать человеческий фактор, внедрить специальные программы. Систематизировать, регламентировать бизнес-процессы; 
  • Внедрить мотивацию за соблюдение регламентов вашим сотрудникам;
  • Мониторить выполнение задач, поставить ответственного;
  • Анализировать и оптимизировать все процессы как минимум раз в 3 месяца. 

Эффективное налоговое планирование 

Ещё один важный пункт в закрытии финансового года – это анализ того, сколько налогов вы заплатили, и каким образом можно их эффективнее распределить. Действия должны быть целенаправленными и законными. Как правило, для таких целей берут консультацию у стороннего бухгалтера, который может показать, что имеет смысл оптимизировать, но есть и общие рекомендации: 

  • Проверьте местность, где зарегистрирован бизнес – возможно, имеет смысл его перевести, если вы можете так сделать. Иногда от этого зависит налоговая нагрузка; 
  • Проанализируйте, какие существуют формы налогообложения – есть вероятность, что на рынке появилось что-то более выгодное;
  • Проведите анализ структуризации бизнес-процессов – это может помочь снизить объём налогов;
  • Возьмите часть сотрудников на аутсорс – так вы сможете сэкономить на социальных взносах, НФДЛ и других тратах, если с вами будут работать по ГПХ либо в качестве самозанятого;
  • Используйте налоговые льготы – например, для IT-компаний сейчас предусмотрен нулевой налог на прибыль. 

Применение финансовых результатов для планов на завтра 

Если вы хотите сформировать понятную и чёткую стратегию на новый год, которая будет отвечать вашим целя и задачам, для начала надо провести финпланирование. Только на основе конкретики можно строить гипотезы на будущее. 

В зависимости от того, к чему вы хотите прийти, выделяют 3 варианта стратегий:

  1. Генеральная. Определяет деятельность фирмы, например, получение прибыли, использование дохода, а также есть ли потребности в дополнительных вливаниях и как их сформировать. 
  2. Оперативная. Текущее управление ресурсами на ближайшее время (чаще всего речь идёт о сроке до 3-х месяцев).
  3. Достижение частных целей. В данном случае выполняется ряд действий, направленных на то, чтобы прийти к главной задаче. 

 

Когда собственник ставит перед собой цель, очень важно, чтобы была конкретика, выраженная в цифрах:

  1. Прибыль;
  2. Величина собственного капитала;
  3. Рентабельность продаж;
  4. Финансовый рычаг для достижения цели;
  5. Ликвидность. 

Цель должна быть посчитана в цифрах. 

Повышение финансовой осведомлённости в команде 

«Не держите шар под водой» — принцип основателя бизнес-клуба «Атланты» Михаила Воронина. Ведите с командой честный диалог, ничего не скрывайте, даже если вдруг закрытие финансового года оказалось не таким хорошим, как ожидалось. 

Каждый сотрудник должен ощущать причастность к чему-то великому, идти к одной общей цели и быть вдохновлённым. Чтобы так происходило, обязательно поддерживайте командный дух благодаря мероприятиям, материальной мотивации. 

Также хорошо помогают события, направленные на повышение финансовой грамотности работников, их осведомлённости. Например:

  • Лекции по налогообложению;
  • Мастер-классы по финансам;
  • Специальные игры, которые позволяют прокачать навыки (Cash Flow – самая популярная). 

Такие мероприятия также повлияют на личную эффективность

Заключение 

Подведение итогов года в компании – неотъемлемая часть бизнес-процессов, в которую может быть вовлечена практически вся команда. Грамотный подход собственника к этой задаче позволит не только правильно распределить ресурсы на будущее и построить план, но также замотивировать сотрудников. 

Если вы понимаете, что вам нужна поддержка в ваших бизнес-вопросах – приходите на экскурсию в «Атланты» – за месяц в окружении единомышленников вы поймёте, что вместе – сильнее, а иметь возможность поделиться тем, что волнует, и получить ответ – очень ценно. Без оплаты, но с верификацией – оформите подписку на флагманские мероприятия клуба. 

Итоги работы за год 

Для чего нужен анализ финансовых результатов? 

Понимание, что происходит в компании с деньгами, даёт возможность поставить реальные цели, увидеть пробелы, пересмотреть систему налогообложения, наладить автоматизацию. 

Какие финансовые показатели наиболее важны для предприятия? 

К ключевым относятся:

  • Прибыль;
  • Оборот;
  • Расходы; 
  • Количество новых клиентов;
  • Ликвидность;
  • Активы и пассивы. 

Получите эксклюзивное предложение от бизнес-клуб «Атланты» до 31 декабря

Оставьте заявку

Подпишитесь на новостную рассылку с инсайтами от масштабных предпринимателей

Какие темы интересны?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных