- Главная
- Медиа Атланты
- Как эффективно оценивать финансовые итоги года компании
Как эффективно оценивать финансовые итоги года компании
Редакция Атлантов
Автор
Закрытие финансового года – важный пункт в каждой компании. Необходимо «подбить» все показатели, сравнить желаемый результат и реальный, поставить цели на следующий период. Мы подготовили для вас статью, в которой прописали, какие техники, инструменты помогут сделать это корректно, на что ориентироваться при создании плана.
Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»
Как построить эффективное партнёрство в бизнесе
Первый шаг: стратегическое планирование
Чтобы понять, как развивается компания, важно учитывать следующие показатели:
- Выручку;
- Прибыль;
- Заёмные обязательства (включая кредиты);
- Эффективность работы сотрудников;
- Средний чек.
Финансовый план организации (на год или несколько, а также не кварталы вперёд) прописывается на основе таких параметров:
- Активы – ресурсы, которыми владеет компания, и может использовать (материальные – недвижимое/движимое имущество, счета, оборудование; нематериальные – товарный знак, торговая марка, лицензия);
- KPI – ключевые показатели эффективности. На их основе оценивают, какие итоги принесли те или иные действия, какова пожизненная ценность клиента (количество покупок от одного человека);
- ROE – рентабельность собственного капитала. Данный параметр помогает посчитать, сколько фирма зарабатывает на 1 рубль вложений. Формула довольно простая: поделите чистую прибыль на вложенный капитал;
- AOV – средний чек заказа, который показывает соотношение прибыли к количеству совершённых покупок;
- Current ratio – коэффициент текущей ликвидности. Демонстрирует платёжеспособность компании, основываясь на имеющихся ресурсах и обязательных платежах, включая заёмные средства;
- Коэффициент капитализации – показывает, чего больше в фирме – собственных денег или заёмных.
Техники и инструменты для сбора финансовых данных
Для того чтобы проанализировать экономическое состояние, нужны следующие документы:
- Бухгалтерский баланс – какие есть активы/пассивы у компании на начало и конец отчётного периода;
- Отчёт о доходах;
- Отчёт о финансовых результатах;
- ОпИУ – о прибылях и убытках.
Применяются для анализа финсостояния бизнеса нижеперечисленные инструменты:
- Hadoop, Apache Spark, Apache Hive – сбор и хранение больших баз данных;
- SQL, Ms Excel – аналитика с наибольшей эффективностью;
- Redash, Google Data Studio – отчётность, визуализация, упрощение работы со сложными схемами;
- Python, SAS – моделирование, разработка сложных статистических моделей.
Чаще всего для облегчения процессов аналитики обращаются к автоматизации – это помогает быстрее собирать данные, формировать их в единые схемы. Также снижается риск ошибки, который может возникнуть, если считать вручную. С помощью сбора финансовых данных можно понять, какая у вас рентабельность продаж – главный показатель, указывающий на то, насколько корректны ваши действия и инструменты.
Для подведения итогов года компании обычно применяют один из видов анализа:
- Вертикальный (структурный) – принятие данных на отчётную дату за период. Благодаря вертикальному методу анализируют состав и ликвидность оборотных и внеоборотных активов, денежные потоки различных видов деятельности;
- Горизонтальный (временной) – сравнение показателей за один период и аналогичный предыдущий. Можно увидеть, как изменились данные, произошёл ли рост.
- Сравнительный. Здесь речь идёт о том, что сравнивают цифры из разных направлений/отделений. Например, между подразделениями фирмы за отчётный период, или же со средними показателями по отрасли;
- Трендовый. Берут цифры за конкретный промежуток времени, и на основании имеющихся данных формируют гипотезу на будущее и предполагают, какой будет тренд;
- Факторный. В данном случае учитываются внешние изменения: налогообложение, финансовый кризис и другие.
Анализ доходов и расходов за год
Важно понять, откуда деньги приходят и куда уходят. Поможет конкретный план со всеми цифрами.
В структуру выручки предприятия могут входить следующие пункты (в зависимости от вида деятельности):
- Лицензионные платежи (в том числе роялти), если речь идёт о предоставлении права на пользование интеллектуальной собственностью;
- Арендные платежи, когда организация отдаёт свои помещения за плату;
- Суммы поступлений, связанных с участием в уставных капиталов;
- Деньги, полученные от продажи товаров или услуг;
- Проценты по вкладам.
Показываем наглядную схему:
Источник: https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/dohody.html
К тратам при этом относятся:
- ФОТ;
- Налоги;
- Социальные взносы;
- Аренда;
- ЖКХ;
- Амортизация;
- Закупка товара;
- Кредиты;
- Сырьё, материалы;
- Прочие затраты.
Также не стоит забывать о маркетинговой стратегии и тратах на рекламу. Здесь очень важно понимать, сколько денег вы потратили на привлечение клиента, какое количество финансов он в конечном счёте принёс вашему бизнесу, насколько хорошо работают ваши соцсети, сайт, если таковые имеются.
Во время финучёта часто выясняется, что в компании существует множество неоптимальных затрат – тех, кто не окупаются. Это могут быть убыточные точки сбыта продукции, излишние складские мощности, плохая оптимизация, отсутствие автоматизации процессов, высокая аренда (в том числе офисов), излишек управляющего состава.
Подведение итогов года в компании позволяет увидеть проблемные зоны, оценить, насколько бизнес тянет те или иные траты, какова отдача от расходов.
Оценка ключевых финансовых показателей
Это основа стратегического планирования – вы сможете увидеть потенциальные возможности, понять, что усилить, какие в бизнесе есть точки роста.
Почему стоит провести оценку ключевых финансовых показателей?
- Упорядочить все имеющиеся денежные данные;
- Сделать сравнение с другими компаниями (конкурентами);
- Увидеть, есть ли отклонение от плановых расчётов;
- Выявить препятствия, которые мешают прийти к цели;
- Проанализировать возможные стратегии.
Как правило, оценивают 4 основных сторон деятельности:
- Ликвидность. Способность организации платить по текущим обязательствам, что характеризует её устойчивость, надёжность.
- Показатели оборачиваемости средств. Их оценка даёт возможность увидеть эффективность управления активами, а также капиталом предприятия. В основе – выручка от продаж услуг/продукции + отношение к среднегодовому размеру активов, а также дебиторской/кредиторской задолженности. Во время этого анализа вы поймёте, какая динамика у организации – положительная или отрицательная;
- Коэффициент рентабельности. Иными словами – степень прибыльности деятельности организации.
- Рыночные показатели. Они указывают на то, как рынок оценивает привлекательность бизнеса: с точки зрения продаж, интереса со стороны инвесторов, финансово-хозяйственной деятельности.
Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности
Контроль финансовых потоков – важный элемент, когда речь идёт об управлении задолженностями и их оптимизацией.
Если не наладить работу в этом направлении, то компанию могут ожидать:
- Просроченные платежи из-за отсутствия автоматизации и оптимизации денежных средств, как следствие – проблемы с банками или инвесторами;
- Высокое количество дебиторов, так как нет времени всем напомнить об обязательствах;
- Несправедливое отключение тех абонентов, которые загасили задолженность.
Лучшее, что можно сделать – настроить автоматизацию. Для этого стоит:
- Убрать человеческий фактор, внедрить специальные программы. Систематизировать, регламентировать бизнес-процессы;
- Внедрить мотивацию за соблюдение регламентов вашим сотрудникам;
- Мониторить выполнение задач, поставить ответственного;
- Анализировать и оптимизировать все процессы как минимум раз в 3 месяца.
Эффективное налоговое планирование
Ещё один важный пункт в закрытии финансового года – это анализ того, сколько налогов вы заплатили, и каким образом можно их эффективнее распределить. Действия должны быть целенаправленными и законными. Как правило, для таких целей берут консультацию у стороннего бухгалтера, который может показать, что имеет смысл оптимизировать, но есть и общие рекомендации:
- Проверьте местность, где зарегистрирован бизнес – возможно, имеет смысл его перевести, если вы можете так сделать. Иногда от этого зависит налоговая нагрузка;
- Проанализируйте, какие существуют формы налогообложения – есть вероятность, что на рынке появилось что-то более выгодное;
- Проведите анализ структуризации бизнес-процессов – это может помочь снизить объём налогов;
- Возьмите часть сотрудников на аутсорс – так вы сможете сэкономить на социальных взносах, НФДЛ и других тратах, если с вами будут работать по ГПХ либо в качестве самозанятого;
- Используйте налоговые льготы – например, для IT-компаний сейчас предусмотрен нулевой налог на прибыль.
Применение финансовых результатов для планов на завтра
Если вы хотите сформировать понятную и чёткую стратегию на новый год, которая будет отвечать вашим целя и задачам, для начала надо провести финпланирование. Только на основе конкретики можно строить гипотезы на будущее.
В зависимости от того, к чему вы хотите прийти, выделяют 3 варианта стратегий:
- Генеральная. Определяет деятельность фирмы, например, получение прибыли, использование дохода, а также есть ли потребности в дополнительных вливаниях и как их сформировать.
- Оперативная. Текущее управление ресурсами на ближайшее время (чаще всего речь идёт о сроке до 3-х месяцев).
- Достижение частных целей. В данном случае выполняется ряд действий, направленных на то, чтобы прийти к главной задаче.
Когда собственник ставит перед собой цель, очень важно, чтобы была конкретика, выраженная в цифрах:
- Прибыль;
- Величина собственного капитала;
- Рентабельность продаж;
- Финансовый рычаг для достижения цели;
- Ликвидность.
Цель должна быть посчитана в цифрах.
Повышение финансовой осведомлённости в команде
«Не держите шар под водой» — принцип основателя бизнес-клуба «Атланты» Михаила Воронина. Ведите с командой честный диалог, ничего не скрывайте, даже если вдруг закрытие финансового года оказалось не таким хорошим, как ожидалось.
Каждый сотрудник должен ощущать причастность к чему-то великому, идти к одной общей цели и быть вдохновлённым. Чтобы так происходило, обязательно поддерживайте командный дух благодаря мероприятиям, материальной мотивации.
Также хорошо помогают события, направленные на повышение финансовой грамотности работников, их осведомлённости. Например:
- Лекции по налогообложению;
- Мастер-классы по финансам;
- Специальные игры, которые позволяют прокачать навыки (Cash Flow – самая популярная).
Такие мероприятия также повлияют на личную эффективность.
Заключение
Подведение итогов года в компании – неотъемлемая часть бизнес-процессов, в которую может быть вовлечена практически вся команда. Грамотный подход собственника к этой задаче позволит не только правильно распределить ресурсы на будущее и построить план, но также замотивировать сотрудников.
Если вы понимаете, что вам нужна поддержка в ваших бизнес-вопросах – приходите на экскурсию в «Атланты» – за месяц в окружении единомышленников вы поймёте, что вместе – сильнее, а иметь возможность поделиться тем, что волнует, и получить ответ – очень ценно. Без оплаты, но с верификацией – оформите подписку на флагманские мероприятия клуба.
Итоги работы за год
Для чего нужен анализ финансовых результатов?
Понимание, что происходит в компании с деньгами, даёт возможность поставить реальные цели, увидеть пробелы, пересмотреть систему налогообложения, наладить автоматизацию.
Какие финансовые показатели наиболее важны для предприятия?
К ключевым относятся:
- Прибыль;
- Оборот;
- Расходы;
- Количество новых клиентов;
- Ликвидность;
- Активы и пассивы.
Получите эксклюзивное предложение от бизнес-клуб «Атланты» до 31 декабря
Оставьте заявку