+7 (495) 775-58-91 CLUB@ATLANTY.RU

Как рассчитать рентабельность продаж?

Как рассчитать рентабельность продаж
Ключевым показателем, определяющим эффективность функционирования коммерческой организации, является рентабельность. В частности, для организаций связанных со сбытом товаров – это коэффициент рентабельности продаж. Показатель описывает динамику изменения работы компании по сравнению с конкурирующими организациями или прошлым периодом.
Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей

Содержание

Особенности использования понятия рентабельности продаж в аналитике

Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Этот показатель описывает не только эффективность продаж. С его помощью анализируется, какая часть от общей выручки является прибылью, а какая уходит на оплату расходов, в данном случае операционных.

Расчёт коэффициента рентабельности продаж осуществляется следующим образом – операционная прибыль делится на чистые продажи за отчётный период.

Формула имеет следующий вид:

Рентабельность продаж = (операционная прибыль / чистые продажи) х 100%

Наценка и рентабельность продаж, в чём различия?

Наценка выражает прибыль, получаемую от продажи товара, и рассчитывается как (Цена продажи — Стоимость закупки) х 100%. Показатель рентабельности описывает количество прибыли, получаемой в результате коммерческой деятельности с каждой денежной единицы. Она является основой для следующей аналитики:

  1. Оценка финансовых вложений;
  2. Динамика продаж за отчётный период, как рост, так и падение;
  3. Определение конкурентоспособности коммерческой деятельности предприятия путём сравнения аналогичными показателями в среднем по отрасли.

Расчет рентабельности рекомендуется осуществлять регулярно, так как это позволяет выявить негативные тенденции на ранних стадиях и осуществить своевременную коррекцию поточной деятельности и стратегии развития предприятия.

Чтобы наиболее эффективно оперировать понятием рентабельности продаж необходимо определить понятия следующих терминов.

1

Рентабельность

Это показатель эффективности использования ресурсов в процессе коммерческой деятельности, можно рассчитать для нескольких характеристик: финансовых, материальных ценностей, трудовых ресурсов. Результатом вычисления этого показателя является определение величины реальной отдачи от всех затрат, которые в совокупности используется на получение материальной продукции, оказание услуг, рекламную компанию, оплату деятельности персонала, инвестиционную деятельность предприятия и многое другое.

2

Коэффициент рентабельности

Является количественным (относительным) выражением эффективности использования ресурсов. Стоит отметить, что снижение коэффициента не всегда означает проблемы в получении прибыли или трудности в коммерческой деятельности. Снижение коэффициента допускается при инвестировании большого объёма ресурсов или денежных средств в проект, который имеет, преимущественно, длительный период отдачи.
3

Рентабельность продаж

Это главный показатель финансового результата. Он описывает всю коммерческую деятельность производственной организации с точки зрения ее эффективности. Определяет насколько оказанные услуги и реализованные товары окупают затраты на производство и вложения на оказание услуг.

Расчёт этого показателя, для которого используется чистая прибыль, используется в следующих случаях:

  1. Оценка акций — как компании целиком, так и её отдельных структурных подразделений. Если речь идёт о концернах или холдингах;
  2. При определении возможности предоставления кредитов или их реструктуризации;
  3. При инвестировании стартапов.

Формулы расчёта рентабельности продаж (Р/п)

В коммерческой деятельности практикуется использование нескольких формул для расчёта показателей рентабельности, по которым выполняется оценка различных аспектов деятельности коммерческой компании:

Рентабельность по чистой прибыли — предварительно вычитаются налоги, роялти, дивиденды и другие аналогичные расходы.

Р/п = (чистая прибыль / выручка от реализации) х 100%.

Рентабельность по операционной прибыли — расчёт с учётом изменяемых параметров  компаний без учёта налогов, роялти, дивидендов и проч.

Р/п = (операционная прибыль / выручка от реализации) х 100%.

Общая рентабельность продаж — это сравнение рентабельности от коммерческой деятельности у предприятий, которые работают по различным налоговым схемам.

Р/п = (прибыль до вычета налогов / выручка от реализации) х 100%

Практика использования

Показатель коэффициента рентабельности продаж отображает эффективность коммерческой деятельности компании. На сколько хуже или лучше компания работает по сравнению с прошлым периодом или конкурирующими организациями, имеющими сопоставимые объёмы продаж. Используя данные показатели при анализе деятельности можно выяснить следующие особенности — на сколько текущий режим производства или бизнес-процесс услуги является эффективным. Однако, опираясь только на показатель рентабельности продаж, нельзя в полной мере определить основные потоки денежных средств и материальных ресурсов. То есть, сформировать стратегию развития организации. К примеру, опираясь только на коэффициент рентабельности можно сформировать ошибочную стратегию расходов, вследствие которых будет обеспечиваться только высокий показатель выручки, но реально снизится фактическая рентабельность.

Пример расчета рентабельности продаж

Сделаем расчёт коэффициента рентабельности на основе гипотетической компании «Солнце», которая занимается производством и установкой солнечных батарей для частных заказчиков и фермерских хозяйств. За 2022 год компания получила чистых продаж на 1500000 руб вместе с расходами.

Рассмотрим структуру расходов:

  • Чистый объём продаж: (+) 1 500 000 руб;
  • Заработная плата: (-) 450 000 руб;
  • Плата за аренду площадей на производство и магазина: (-) 150 000 руб;
  • Затраты на амортизацию оборудования: (-) 100 000 руб;
  • Процентные расходы по кредитам: (-) 95 000 руб;
  • Налоговые вычеты: (-) 45 000 руб.
  • Таким образом, чистая прибыль составит: 660 000 руб.

Операционная прибыль — это остаток от чистых продаж после вычета заработной платы, арендной платы и расходов на амортизацию, что составляет 800 000 руб.

В данном примере рентабельность продаж можно посчитать следующим образом — (операционная прибыль / выручку от реализации) x 100% = 800 000 / 1 500 000 x 100% = 53%

Для чего необходим расчёт рентабельности?

Получение прибыли является – это цель и основа любой коммерческой деятельности. Однако для ведения любого бизнеса необходимы денежные средства. Поэтому, важным показателем является получение определённого уровня прибыли для возможности обеспечение непрерывности коммерческих процессов и инвестирования другие виды деятельности.

Важным параметром, на основании которого можно определить — даёт оборот денежных средств, вложенных в коммерческую деятельность фактическую прибыль или нет, является коэффициент рентабельности продаж. И если такая фактическая прибыль есть, то становится целесообразным определение, какой процент от оборота она составляет.

Чем выше такой коэффициент, тем лучше показатели работы компании, которые означают получение больше денежных средств в виде чистой прибыли на одну единицу вложений.

Главные выводы
Рентабельность определяется, прежде всего, эффективностью продаж. При этом, она подвержена воздействию целого ряда факторов зависит от сфере деятельности коммерческой организации. Специалисты группируют их следующим образом:
  • Себестоимость продукции — определяется общим уровнем издержек на производство или оказание услуг;
  • Деятельность конкурентов — в основном оказывает прямое воздействие на формирование цены, частично влияет на уровень издержек относящихся к рекламе, брендированию и другим способом продвижения товара;
  • Эффективность работников — определяется как при производстве товара или оказании услуги, так и при взаимодействии с клиентами;
  • Внешние взаимоотношения — политика отношений к клиентам и её влияние на продажи.
Учитывая перечисленные факторы, можно сформировать три основных пути улучшения рентабельности продаж:
  1. Оптимизация налоговой политики;
  2. Снижение себестоимости при одновременном увеличении объёмов продаж;
  3. Диверсификация производства, а также инновационная деятельность, позволяющая выделить товар за счёт изменения улучшения его основных качеств.
Оставьте заявку на гостевой месяц в бизнес-клубе Атланты
Получите доступ к коллективному опыту и ресурсам резидентов
* Для собственников с оборотом от 60 млн.р

Хотите ускорить рост вашего бизнеса в 2023?

Мы готовы начать 2023 с масштабных проектов. Приглашаем вас присоединиться, чтобы праздновать успех вместе с нами.

Мы верим, 2023 станет лучшим для вас и вашего бизнеса.

Подарите себе сильное окружение, непрерывное развитие и людей, с которыми вы справитесь с любыми вызовами.

База знаний Атлантов
Получайте отчеты и внутренние материалы клуба
2 письма в неделю
Кейсы выхода из операционки и масштабирования бизнеса
Инвестиции в 2023 году — 10 перспективных идей
Импортозамещение в России в 2023 году
Как стартапу привлечь инвестиции в 2023 году?
записаться
на презентацию
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров крупных компаний. Но мы открыты всем осознанным бизнес-лидерам, которые разделяют наши ценности











Размер вашей компании
от 60 млн. до 120 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 800 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
от 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.

Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться

скачать
апдейт месяца


Нажимая на кнопку “скачать”,
вы соглашаетесь на обработку данных
скачать








Оставить заявку
на вступление
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров крупных компаний. Но мы открыты всем осознанным бизнес-лидерам, которые разделяют наши ценности











Размер вашей компании
от 60 млн. до 120 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 800 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
от 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.

Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться

Забронировать










Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться

ЗАКАЗАТЬ КЛУБНУЮ КАРТУ










Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ПЕРСОНАЛЬНУЮ
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ПАРТНЕРСТВУ












Нажимая на кнопку “Отправить”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Отправить

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Нажимая на кнопку «Скачать PDF», вы соглашаетесь
на обработку данных

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.

Нажимая на кнопку «Записатьcя на презентацию»,
вы соглашаетесь на обработку данных