Рентабельность продаж простым языком – отношение прибыли к выручке. Хотите знать, насколько эффективно идут продажи, считайте рентабельность. Пример расчёта с цифрами – далее.
Показатель используется для измерения производительности компании. Собственник анализирует, какая доля выручки в конечном итоге приносит прибыль компании, а не тратится на оплату операционных расходов.
Расчёт коэффициента делают путём деления операционной прибыли на чистые продажи за период. Рассчитать можно по этой формуле:
Рентабельности продаж = Операционная прибыль / Чистые продажи * 100%
Многие путают рентабельность и наценку на товары. Но это разные показатели. Первый используется для расчета чистой прибыли в общем потоке доходов. Соответственно, он никогда не может превысить 100%, т.к. 100% — это валовый доход.
Наценка – это добавленная к товару стоимость. Она тоже измеряется в процентах, но это проценты, добавленные к себестоимости. Поэтому наценка может составлять и 200%. Например, вы покупаете тапочки по 10 долларов и продаете их по 20. В этом случае наценка составляет 100 процентов (10 + 100% = 20).
Показатель очень важен, т.к. отражает способность компании получать прибыль в текущих условиях: с нынешним режимом производства и отладки бизнес-процессов. Но в то же время для оценки эффективности одного этого показателя недостаточно. Высокая рентабельность означает эффективное распоряжение средствами и ресурсами, но на ее показателях нельзя строить дальнейшую стратегию. Например, могут последовать непропорциональные расходы после хороших показателей выручки, и это снизит фактическую рентабельность в будущем.
Во-первых, выпишите все операционные расходы, такие как аренда, оборудование, затраты на инвентарь, зарплаты работникам, обслуживание, маркетинг и прочее.
Затем соберите данные о чистых продажах.
Теперь вычтите операционные расходы из чистых продаж, чтобы найти операционную прибыль компании.
Операционная прибыль = Чистые продажи – Операционные расходы.
Теперь разделите операционную прибыль (доход) на чистые продажи, чтобы найти долю каждого доллара, которую компания сохраняет в качестве прибыли.
Наконец, умножьте вышеуказанный результат на 100% для расчёта коэффициента рентабельности продаж в процентах.
Рентабельность продаж = Операционная прибыль / Чистые продажи * 100%
Давайте рассмотрим пример расчёта коэффициента для условной компании Limited. Допустим Limited занимается производством роликовых коньков по индивидуальному заказу для профессионалов и любителей.
В конце 2020 финансового года Limited заработала 150 000 долларов в общей сумме чистых продаж вместе с соответствующими расходами.
Чистый объём: (+)150 000 долларов
Заработная плата: ( – ) 50 000 долларов
Арендная плата: ( – ) 20 000 долларов
Процентные расходы: ( – ) 10 000 долларов
Амортизационные затраты: ( – ) 25 000 долларов
Налоги: ( – ) 4000 долларов
Чистая прибыль: 41 000 долларов
Получается, операционную прибыль Limited на конец 2020 финансового года можно рассчитать так:
Операционная прибыль = Чистые продажи – Заработная плата – Арендная плата – Расходы на амортизацию
Расчёт рентабельности реализации может быть выполнен следующим образом:
Рентабельность продаж =Операционная прибыль / Чистые продажи * 100%
Коэффициент рентабельности продаж компании за 2020 год составил 36,67.
Главная цель любого бизнеса – получение прибыли. Бизнес нуждается в деньгах, чтобы работать, и поэтому важно получать достаточную прибыль, чтобы инвестировать в развитие и добиваться непрерывности процессов. Таким образом, коэффициент рентабельности продаж используется для понимания того, преобразуется оборот в фактическую прибыль или нет. И если он приносит прибыль, то сколько процентов от оборота составляет фактическая прибыль после вычитания всех расходов.
Рентабельность продаж также часто становится предметом интереса инвесторов, кредиторов и других заинтересованных лиц. Этот показатель точно отражает процент операционной прибыли, которую компания получает от общего дохода от продаж.
Высокий коэффициент означает, что компания работает лучше, потому что она сохраняет больше денег в качестве прибыли. Кроме того, увеличение показателя говорит, что компания эффективно развивается. Напротив, тенденция к снижению коэффициента может свидетельствовать о надвигающихся финансовых трудностях.
Параметр используется для сравнения показателей текущего и прошлых периодов.
Также полезно при сравнении процента рентабельности продаж вашей компании и конкурентов.
Важно, что коэффициент рентабельности продаж следует использовать только при сравнении компаний в одной и той же отрасли. Например, торговая сеть продуктовых магазинов имеет гораздо более низкую маржу по сравнению с технологической компанией
Мы готовы начать 2022 с масштабных проектов. Приглашаем вас присоединиться, чтобы праздновать успех вместе с нами.
Мы верим, 2022 станет лучшим для вас и вашего бизнеса.
Подарите себе сильное окружение, непрерывное развитие и людей, с которыми вы справитесь с любыми вызовами.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.