
Встречи с предпринимателями в рамках бизнес-сообщества «Атланты» — не редкость. Но практически всегда это закрытое общение, что объяснимо высоким уровнем тех, кто приходит делиться опытом. Это состоявшиеся предприниматели, способные научить аудиторию, как зарабатывать миллионы. Основатель уникальной в своем роде сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров один из первых, кто согласился в открытую говорить о своем бизнесе и его принципах, ставших основой успеха. Человек, который терял большие деньги, сталкивался с предательством и собственными ошибками, поделился своим опытом с начинающими предпринимателями и коллегами.
Основатель сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров
Истории успешных предпринимателей часто похожи на сказку, особенно, если смотреть официальную биографию. Но после детального рассмотрения и знакомства с героями «повествования», становится понятно — чудес нет, все события являются результатом цепочки действий, в основе которых лежат принципы построения бизнеса. И при всей эксцентричности основателя «Теремка», многие из этих секретов были им использованы в той или иной степени:
Соглашаясь с этими общеизвестными принципами, Михаил Гончаров предлагает и свои. И сложно сказать, обеспечили его предприятию успех именно они или собственные идеи.
Михаил Гончаров — основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок», сам себя не называет первооткрывателем каких-либо маркетинговых приемов и систем, и часто признается, что периодически действует по наитию.
Но на самом деле многие из его приемов работы можно назвать революционными. Он в прямом смысле переворачивает все представления о маркетинге. Он действительно считает, что бизнес-цели вторичны и KPI не является показателем эффективности бизнеса. Если же приводить точно слова Гончарова о главных, по мнению маркетологов-радиционщиков, key performance indicators — «KPI – говно».
Также резко отзывается владелец сети стоимостью в 16 млрд рублей и о планировании. Он признается, что никогда не ставит перед своей командой конкретных планок и считает мошенниками все, кто готов предсказывать «погоду». В «Теремке» действуют другие правила целеполагания, сформулированные в задачах без цифр:
При этом главное условие — включенность и личная инициатива самого руководителя. “Ставить задачи и испаряться в долгосрочный отпуск бесполезно”, — считает бизнесмен. Любое обсуждение начинается с личных задумок, критиковать и подвергать сомнению может любой член команды.
Тимбилдинг и упорная работа над построением команды — еще один момент, в котором создатель «Теремка» готов спорить с гуру мирового маркетинга. По его мнению, навязывание каких-либо правил — это в любом случае насилие. Можно проводить корпоративные мероприятия, но если они действительно нравятся всем. В большом коллективе, особенно, если он разномастный, это просто невозможно. Ставить в неудобное положение тех, кто неуверенно чувствует себя на воде, заставляя собираться на паромную экскурсию, или ходить по картинным галереям с теми, кого в настоящий момент интересует только выполнение домашнего задания детьми, — глупо. Это разрушает команду, создает внутри ее отдельные группы, дает информацию для сплетен. Это недопустимо.
Гончаров предлагает проводить профилактику выгорания, но ориентироваться на пожелания самих сотрудников:
Статистика, подтверждающая минимальную текучку кадров, доказывает, что этот подход работает. Только с командой, мнение которой уважаемо, можно заработать миллиард.
Еще один стереотип, разрушенный примером «Теремка» — опасность работы с родственниками. У Михаила в проекте на руководящих должностях трудятся и жена, и мать. На вопрос, как именно удается не нести домой рабочие вопросы, он снова удивляет — «а кто запрещает нести?» Главное — заниматься своим делом, не вмешиваться на правах начальника в дела родственника и принимать его решения в своей сфере. Впрочем — те же рекомендации даются и тем, кто работает не с родственниками, а с посторонними людьми. Как только начальник сам себе ставит барьер на желание «покомандовать» не в своей сфере, надо делать шаг назад. Получается, что секрет «Теремка» в этой части — абстрагирование от родственных отношений в работе, а не о рабочих дома.
Единственная поправка, которую надо сделать, предлагая эту модель — родственники должны быть специалистами. Трудоустройство по принципу родственных связей и всепрощение только на их основании — недопустимо.
Главную свою задачу предприниматель и руководитель Михаил Гончаров видит в соответствии себя как руководителя размаху компании. Начальник действительно должен понимать то, что он делает и хотя бы на базовом уровне иметь навыки оценки процессов, происходящих в команде. Этот принцип он также запускает с низов. Принимая на работу сотрудника, начальство выясняет личные компетенции кандидата — это личный вклад в будущее компании. Поощрение работы со стороны высшего руководства — это тоже вклад в развитие проекта. За хорошие показатели (не в цифрах, а именно за рост) в «Теремке» поощряют всех, а не только начальника, но и его тоже — если он занимался наймом персонала, проводил обучение, был на месте в случае ЧП, нашел как заработать миллион или сэкономить его для своего филиала — он заслужил награду.
Собственный рост вместе с командой позволяет избавиться от балласта и фильтровать поступающую информацию. Информированного начальника нельзя обмануть. Это сокращает расходы и позволяет просчитывать варианты, исключая хотя бы основные ошибки. Это же дает осознание, что ошибки неизбежны, главное — их вовремя исправлять.
От Михаила Гончарова можно было ожидать самых креативных пожеланий. Удивительно, но они оказались самыми простыми:
Впрочем, если посмотреть на биографию самого Михаила, можно сделать один важный вывод — думать надо своей головой и иногда плевать на мнение, даже если оно высказано таким авторитетом, как Гончаров.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.