- Главная
- Медиа Атланты
- Рынок EdTech в России: тренды на 2024 год
Рынок EdTech в России: тренды на 2024 год
Редакция Атлантов
Автор
В 2023 году рынок EdTech в России начал расти после спада в 2022 г. Сохранится ли рост в текущем году, какие направления будут самыми популярными и стоит ли ожидать роста стоимости онлайн-обучения? Ответим на все эти вопросы в статье.
Итоги 2023 года в онлайн-образовании
Согласно данным агентства Smart Ranking, по итогам 2023 года рост рынка онлайн-образования в России составил 32%. По их прогнозам, в 2024 г. этот показатель снизится на 10–15 процентных пунктов.
Суммарный объём прибыли топ-100 крупнейших игроков рынка онлайн-образования в России за прошлый год достиг 119 млрд рублей.
Больше всего популярны краткосрочные образовательные программы от 4 до 6 месяцев, после окончания которых уже можно претендовать на рабочее место по новой специальности.
В российском EdTech самыми популярными оказались направления дополнительного образования, а также обучение для детей. В первом полугодии 2023 года детский сегмент опередил по темпам роста дополнительное образование для взрослых, которое до этого момента лидировало.
Тренды российского рынка EdTech в 2024
В 2024 году госрегулирование рынка онлайн-образования в России будет усиливаться. Сохраняется тренд на специалистов, готовых к изменениям, поэтому будут востребованы короткие программы, направленные на освоение новых навыков и курсы ДПО. Самыми популярными направлениями останутся ИИ, big data и машинное обучение.
Интеграция искусственного интеллекта (AI)
Искусственный интеллект, внедряемый в образовательные программы, успешно справляется с задачей персонализации образования, ставшей долгосрочным трендом. Одним из основных достижений в 2023 году стало появление рекомендательных систем, позволяющих индивидуально автоматизировать подходы к каждой учебной группе или классу. Тьюторы на основе нейросетей помогают изучать материал и готовиться к экзаменам.
АНО «Национальная технологическая инициатива» создала нейросеть, помогающую преподавателям проверять сочинения школьников. ИИ отслеживает грамматические ошибки и предотвращает возможность генерации сочинений в других нейронных сетях.
В дальнейшем масштаб интеграции ИИ-помощников в образовательный процесс будет расти, они будут адаптироваться уже не под группы обучающихся, а под отдельных учеников и преподавателей.
Иммерсивные технологии
Иммерсивные технологии активно проникают в EdTech. Бизнес активно использует искусственный интеллект в обучении своих сотрудников. На это есть ряд причин.
- VR-технологии обеспечивают более эффективное обучение. Крупные компании готовы делать инвестиции в стартап, если бизнес-эффект превысит 5%.
- Также VR-технологии позволяют снизить затраты, так как обходятся компаниям гораздо дешевле, чем традиционные образовательные курсы. Виртуальные помощники используются и для адаптации новых сотрудников на рабочем месте. Благодаря им другие работники могут не тратить своё время на введение коллег в курс дела и продолжают заниматься выполнением своих прямых обязанностей.
VR-технологии помогают школьникам и студентам визуализировать полученные знания. А также обучают специалистов и рабочих новым навыкам, в том числе связанным с повышенным риском, не подвергая их при этом опасности.
Сотрудничество с академическими и промышленными партнёрами
Рынок EdTech в России вызывает интерес у государственных образовательных учреждений. Одной из причин этого является тенденция к индивидуализации образования и набирающая обороты цифровая трансформация. С помощью онлайн-обучения можно разнообразить учебные материалы, сделать их интереснее. При этом приобретение готовых учебных платформ и симуляторов от сторонних разработчиков требует меньше усилий и вложений со стороны онлайн-школ, чем создание и внедрение таких технологий своими силами. А также частные компании более опытны в решении таких задач.
В 2023 году нехватка кадров в российских компаниях достигла отметки в 5 млн человек. Руководство решает эту проблему по-разному. Одним из способов — корпоративное обучение, для сохранения и повышение квалификации работающих сотрудников. Рынок Edtech также адаптирует свою работу в соответствии с запросами на корпоративное обучение, адаптируя свои B2B-продукты и разрабатывая новые согласно интересам клиентов.
Инклюзивное образование
Ускорение цифровизации во всех областях жизни помогает в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Однако для освоения новых специальностей необходимо инклюзивное образование. Большинство российских вузов не имеет условий для обучения этой категории граждан, поэтому альтернативным решением может стать рынок EdTech. Например, в таких развитых странах, как Норвегия, Голландия и Финляндия более 70% людей с ограниченными возможностями обучаются по выбранным специальностям онлайн.
Государство активно способствует развитию инклюзивной среды в России. В 2023 году начал работать проект «Открыто для всех», направленный на формирование сообщества инклюзивного бизнеса, который позволит людям с инвалидностью интегрироваться в экономическую и социальную жизнь страны. Главный документ этого проекта — Национальный инклюзивный договор, подписали уже более 1200 российских компаний и организаций, среди которых Сбер, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловая Россия», «Нетология» и другие.
Безопасность данных и конфиденциальность
Повышенное внимание в EdTech уделяется защите персональных данных учащихся, их конфиденциальности, потому что риски в этом отношении вырастают параллельно процессу цифровизации в России. Взломов и утечек становится всё больше.
Образовательные онлайн-платформы отвечают за сохранность и безопасность частной информации всех пользователей, выступая оператором персональных данных. Комплексную защищённость информации можно обеспечить, действуя в двух направлениях: защита данных на серверах и на рабочих компьютерах сотрудников, имеющих доступ.
Для гарантии безопасности в онлайн-образовании важна защита персональных данных пользователей, надёжность используемых приложений и меры от атак.
Обеспечить такой уровень защиты позволяет мониторинг информационной безопасности с помощью технологий интеллектуального анализа — SIEM. Система помогает отслеживать разные участки аналитики, инструментов информационной безопасности, объединяя их в цельную схему, а также исключить слепые зоны.
Прогнозы развития рынка онлайн-образования
В контексте перспектив развития российского рынка образования в 2024 году, обращают на себя внимание следующие тенденции.
- Увеличение спроса на ДПО. Из-за постоянных изменений на российском рынке труда краткосрочные курсы по освоению новых и смежных специальностей сохранят спрос. Они позволяют соискателям увеличить свою востребованность и конкурентоспособность при трудоустройстве, а также овладеть другой профессией без лишних временных и финансовых трат.
- Сохранение популярности IT-специальностей. Широкое развитие и проникновение ИИ во все сферы нашей жизни создаёт нехватку специалистов в этой области. В наступившем году наибольшим спросом будут пользоваться онлайн-курсы по нишевым специализациям: например, маркетологи с навыками промптинга или дизайнеры с навыками работы в нейросетях.
- Популяризация курсов для маркетологов. Лидируют в этом направлении мессенджер-маркетинг, продуктовый маркетинг и обучение работе с автоворонками. Сохранится спрос и на узкие направления в маркетинге, например, ориентация на конкретные рекламные площадки: Wildberries, Ozon, «Авито».
- Увеличение стоимости обучения. В 2024 году возможно увеличение стоимости онлайн-образования в размере 10–20%. Это обусловлено ростом ключевой ставки ЦБ и повышением ставок по всем кредитам, включая образовательные. Свой вклад в этот процесс также вносит стремительная инфляция и рост зарплат преподавателей.
- Объединение крупных игроков рынка. Важным событием в 2023 году стало учреждение Ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО). Это объединение будет способствовать легитимизации отрасли, разрабатывать единые стандарты качества, методические материалы, общие требования к учебным программам и обозначит влияние EdTech на развитие российской экономики.
- Работа с ИИ. Тренд на использование нейросетей в обучающих программах будет увеличиваться в первую очередь в отношении персонализации образования для максимального раскрытия потенциала каждого ученика.
- Увеличение доли EdTech в обучении детей. Среди Топ-10 российских компаний EdTech больше 50% охватывают и сферу детского образования. Благодаря государственной поддержке этого тренда и внедрению онлайн-технологий в классическую систему школьного образования, EdTech становится распространённым и привычным для большинства детей и родителей.
- Фокусировка российских EdTech компаний на внутренний рынок. У современных российских EdTech-компаний есть два пути развития: международный рынок или работа в России. Большинство компаний отдают предпочтение первому варианту.
Среди международных рынков акцент сместился на азиатские страны. Однако они имеют свою специфику, которая требует, в среднем, около 5–7 лет адаптации со стороны российских компаний. Вторым препятствием на пути к успеху становятся достаточно сильные локальные проекты аналогичной направленности.
Заключение
В 2024 году мы ожидаем продолжения развития и роста популярности онлайн-образования в России по разным направлениям: от интеграции в классическое школьное образование до обучающих программ и курсов для взрослых. Второй, наиболее очевидной и масштабной тенденций станет широкое использование нейросетей как в разработке контента самих обучающих программ, так и в качестве ассистентов для преподавателей и тьюторов для учащихся.