- Главная
- Медиа Атланты
- Как открыть франшизу: шаг за шагом к успешному бизнесу
Как открыть франшизу: шаг за шагом к успешному бизнесу
Редакция Атлантов
Автор
Логичный шаг масштабирования бизнеса – создать франшизу. Она позволяет увеличить присутствие и узнаваемость среди аудитории. О том, как сделать это правильно – в сегодняшней статье бизнес-клуба «Атланты».
Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»
Как построить эффективное партнёрство в бизнесе
Франшиза – что это
Франшиза – это продажа собственной действующей бизнес-модели со своими правилами и регламентами тому, кто хочет своё дело, но не хочет «изобретать колесо».
Среди однозначных плюсов – возможность масштабировать компанию, выйти на новые рынки, увеличить узнаваемость, число покупателей. Для тех, кто хочет открыть свой бизнес, тоже есть преимущества – достаточно взять уже готовый вариант и на его основе развивать дело.
Впрочем, минусы тоже есть: создание франшизы – это довольно непростое занятие, которое потребует от вас большого вовлечения, особенно на первых порах. Необходимо будет прописать все регламенты, особенности вашей фирмы вплоть до самых мелочей: в каких помещениях можно открывать, а где – нельзя; как должны выглядеть сотрудники и так далее. Для тех, кто приобретает готовое решение, существуют свои риски: например, вероятность нарваться на мошенников или недобросовестных предпринимателей, которые показали ложные финансовые данные и окупаемость.
Как создать франшизу
Чтобы передавать партнёрам право на использование ваших наработок, важно грамотно всё оформить. Учитывайте следующие ключевые аспекты:
- Разработайте понятную и последовательную бизнес-модель. Убедитесь, что ваша компания действительно может принести прибыль другому человеку;
- Создайте франчайзинговый пакет. В него должны быть включены инструкции, стандарты качества, маркетинговая стратегия;
- Пройдите юридическую проверку. Критично важно, чтобы вы были защищены с точки зрения закона, а договор не нарушал закона.
Что нужно знать ещё на первых порах? Конечно, какие типы бизнеса подойдут для запуска. Среди самых популярных:
- Салоны красоты;
- Магазины розничной торговли;
- Турагентства;
- Детские игровые;
- Кафе, рестораны;
- Пиццерии;
- Клининговые фирмы;
И другие.
Шаг 1: анализ и подготовка бизнеса
Прежде чем начать процесс создания франчайзинга, убедитесь, что ваша организация готова. Вот ключевые факторы:
- Устойчивость. Фирма приносит доход и может принести его другим участникам;
- Единый регламент действий и требований. Документально закреплены все важные аспекты;
- Сильный бренд. Люди знакомы с организацией, есть доверие со стороны публики;
- Поддержка и обучение. Вы способны обеспечить своих будущих партнёров всеми необходимыми документами и знаниями на тему ведения дел;
- Финансовая стабильность.
Вы должны понимать, что привлекательно франшизы для франчайзи во многом зависит от окупаемости – почему среди множества предложений он должен выбрать именно ваше? Этот вопрос максимально актуален, так как человек будет в дальнейшем делиться прибылью, поэтому важна идея, которую хочется приобрести.
Если у вас нет инновационной идеи, то уникальное торговое предложение может состоять в оказании поддержки, понятной системе развития фирмы, организации обучения для персонала, помощи с продвижением.
Шаг 2: разработка франчайзингового пакета
Компоненты, которые должны быть включены:
- Операционные руководства. Документы, содержащие подробные инструкции: управление, обслуживание клиентов, закупка товаров, оказание услуг.
- Обучающие материалы. Программы обучения, позволяющие освоить все необходимые навыки: видеоматериалы, учебные пособия, презентации, практические занятия. Должны быть как теоретическими, так и практическими. Предоставьте бизнесбук, где будет подробно прописано всё до мелочей: вплоть до того, какого цвета ногти могут быть у сотрудников и что говорить при обслуживании клиентов.
- Маркетинговая поддержка. Доступ к материалам – рекламным брошюрам, шаблонам для ведения соцсетей, регламенту по tone of voice и другим важным аспектам.
- Правовая подготовка. Подготовьте все важные юридические документы: франчайзинговый договор, соглашения о конфиденциальности, лицензии.
- Финансовая информация. Необходимо предоставить прозрачные данные о показателях, включая стартовые вложения во франшизу, роялти, прогнозы доходов.
- Поддержка после открытия. Регулярные консультации, обновления по продуктам/услугам, помощь в решении возникающих проблем.
Шаг 3: паушальный взнос и роялти
Что такое паушальный взнос во франшизе? Это единовременная сумма, которую франчайзи выплачивает франчайзеру за право использовать его бренд и бизнес-модель. Взнос обычно оплачивается в момент подписания контракта и служит компенсацией за предоставление доступа к проверенной системе ведения дел, обучению и поддержке.
Он может варьироваться в зависимости от факторов ниже:
- Отрасль;
- Известность компании;
- Уровень поддержки.
Также предпринимателю, который выкупает право на использование бренда, необходимо выплачивать роялти – регулярные платежи (в виде фиксы или процентов от дохода). Именно они обеспечивают франчайзеру постоянную прибыль.
При выборе стратегии ценообразования существуют несколько вариантов:
- Ориентация на тип бизнеса или регион ведения;
- Стимулы для ранних инвесторов: особые предложения для тех, кто приобретёт первые франшизы. Например, скидки;
- Прозрачность финансовых условий – чётко прописанный план;
- Пакеты с дополнительными услугами – фишки, которые люди получат вместе с правом использования.
Некоторые предприниматели устанавливают “заградительную” стоимость для того, чтобы избежать взаимодействия с теми, кто хочет только попробовать.
Шаг 4: поиск и отбор франчайзи
Где найти того, кому можно доверить репутацию своей организации?
Вот несколько вариантов:
- Продвижение в точках продаж. Если у вас есть офлайн-помещения (например, вы являетесь владельцем магазинов или салона красоты), то можете разместить там объявления.
- Онлайн-реклама. Яндекс.директ, соцсети и другие инструменты.
- Личные знакомства. Часто бывает так, что первыми покупателями франшизы становятся друзья, которые видят ваши успехи.
- Сообщества с единомышленниками. В бизнес-клубе «Атланты» многие предприниматели уже нашли надёжных партнёров и инвесторов. Вы тоже можете – оформляйте гостевой доступ в сообщество и убедитесь, что 95% запросов решаются в окружении сильных предпринимателей.
- Выступления на мероприятиях. Иногда достаточно заявить о том, что вы ищете франчайзи и рассказать о своей компании, чтобы люди заинтересовались вашим предложением.
При выборе франчайзи важно, чтобы у вас совпадали ценности, было общее видение с точки зрения развития.
Шаг 5: маркетинг и продвижение франшизы
Эффективная стратегия должна учитывать:
- Конкурентоспособность ниши;
- Целевую аудиторию;
- Особенности бренда.
Для того чтобы ваши усилия не прошли даром, принимайте во внимание следующие факторы:
- Потенциальная целевая аудитория. Кто – те люди, которые будут приобретать у вас права на использование бренда? Как они выглядят? Чем занимаются? Сколько зарабатывают? Почему именно ваше предложение для них привлекательно?
- Взаимодействие с будущими инвесторами. Наладьте контакты связи. Подумайте, каким образом вы будете напоминать о себе, распространять информацию.
- Наличие брендбука. Используемые шрифты, цвета, логотипы – ваш фирменный стиль обязательно должен найти отражение везде, в том числе в социальных сетях.
Хорошо работает, когда вы делитесь успехами партнёров. Регулярно показывайте в аккаунтах, что ваша концепция работает и приносит результаты.
Шаг 6: запуск продаж
Недостаточно просто завести странички в соцсетях и красиво их оформить – также надо нанять менеджеров по продажам, которые будут обрабатывать входящие заявки или работать над тем, чтобы был поток обращений извне.
Здесь важно посчитать, какие у вас амбиции по масштабированию. Например, вы хотите, чтобы каждый год продавать 50 франшиз. Конверсия в покупку составляет около 2-3%. Исходя из простых подсчётов, необходимо получить около 2500 лидов. Для того чтобы была возможность с ними работать, нужно 3-4 сотрудника.
Учитывайте, что цикл сделки обычно длинный и составляет примерно 2-6 месяцев в зависимости от обстоятельств. Поэтому не стоит рассчитывать, что каждое обращение уже через неделю завершится подписанием договора.
Как управлять сетью франшиз
Масштабирование и выход на новые рынки, безусловно, хорошие причины, чтобы запустить такое направление, но не стоит забывать о репутации и рисках. Важно проверять, как выполняются ваши предписания и правила.
Чаще всего для мониторинга нанимают отдельных специалистов, которые контролируют, чтобы открытые точки работали согласно прописанному контракту.
Если вы понимаете, что на небольших оборотах всё идёт так, как положено, то самое время приступить к масштабированию. Существуют несколько стратегий расширения франчайзинговой сети:
- Клонирование. Массовое появление новых точек – например, повсеместно возникающие кофейни одного бренда.
- Новый формат. Допустим, в столице открывают только полномасштабные кафе, а в провинции решили продвигать идею небольших островков.
- Производственная франшиза. Управляющая компания заключает договоры с федеральными сетями, партнёры – ищут сотрудников, чтобы производить услуги.
- Гибрид. В некотором смысле это сквозной бизнес-процесс – франчайзи передают ту часть процесса, от которой хотят избавиться в силу ряда причин. Это могут быть доставка, логистика, работа над LTV, обзвоны и так далее.
Заключение
Создание франшизы – выгодно не только для самого собственника, но также для тех, кто хочет открыть свою фирму без огромных вложений, которые обычно требуются на входе в свой бизнес. Многие известные организации смогли развиться благодаря этому способу: “Вкусно и точка”, DoDo Pizza, “Персона”, Glvr, Acoola и другие. Такой формат позволяет не вкладывать собственные средства, при этом развивать дело, привлекая тех, кому это интересно.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Сколько стоит открыть свою франшизу?
Всё зависит от множества факторов, разброс цен – от 500 000 до 5 000 000 рублей (ориентировочно). К основным статьям расходов относятся взнос, оборудование и инвентарь, оплата продвижения, ремонт помещения (при необходимости), операционные траты, включая ФОТ.
Для кого подходит франшиза?
Если вы уже являетесь владельцем бизнеса и хотите захватить больше рынка, то франшиза – идеальное решение, как это сделать с минимумом вложений. Если вы хотите попробовать себя в роли предпринимателя, то приобретение чужой модели может помочь вам в этом.
Чем франшиза отличается от нового бизнеса?
Вам не нужно заново придумывать всю концепцию: достаточно упаковать имеющуюся и привлечь заинтересованных лиц, которые хотят получать практически пассивный доход.
Загляните за кулисы многомиллионного бизнеса: запишитесь 28 января на встречу с основателем AMOCRM Михаил Токовининым
Регистрация на мероприятие