
Нашумевшие нейросети используют мощности огромных вычислительных центров, которые по сути своей являются огромными компьютерами. Между человеком и компьютером существует одно важное отличие — компьютер не умеет мыслить творчески и никогда этому не научится.
Машине предъявляют тысячи образцов информации, на основе которых она выдает новые решения при помощи комбинаторики. Если говорить совсем прямо, то ИИ — это инструмент в руках человека для достижения его целей. Использование ИИ не приведет к решению проблем человечества, но использование искусственного интеллекта в бизнесе дает видимые результаты уже сегодня.
Объем сгенерированного человечеством контента за последние 30 лет по своим масштабам равен информации, накопленной за предшествующие 3 тысячелетия. Это далеко не предел и количество информации в бизнесе растет непрерывно. Технологии становится спасением для компаний, автоматизируя рутинные процессы, составляя отчеты, прогнозируя и предоставляя готовые решения. Сегодня ИИ не является модным веянием, монотонная работа попросту делегируется машинам, освобождая людей для более важных задач. Прямо сейчас внедрение искусственного интеллекта в бизнес идет семимильными шагами.
Системы на основе машинного обучения знакомят с изображениями, видеозаписями, голосами людей и массивами данных. Машина генерирует контент основываясь на полученном опыте, не давая принципиально новых решений. Нейросети в бизнесе уже отвечают клиентам, обрабатывают входящие заявки, ведут аналитику, генерируют изображения, пишут тексты и синтезируют речь человека для общения. Консалтинговое агентство McKinsey & Company говорит о взрывном росте использования ИИ в бизнесе. Примерно треть респондентов-предпринимателей регулярно используют генеративный искусственный интеллект (gen AI). Примерно четверть опрошенных руководителей используют ИИ лично для рабочих целей.
Автоматизация с помощью AI повышает производительность труда, что позволяет компании опережать своих конкурентов и одновременно с этим экономить ресурсы.
Важнейшим для бизнеса является NLP — направление в машинном обучении (natural language processing или обработка естественного языка). NLP работает с распознаванием, генерацией, а также устной и письменной речью человека. Именно эта технология лежит в основе известного во всем мире ChatGPT. Данный чат-бот принадлежит компании Microsoft. В конце августа 2023 года корпоративные клиенты получили доступ к новейшей версии GPT-4. С момента выпуска чат-бота его внедрили 80% компаний из списка Fortune 500.
Сегодня применение ИИ в бизнесе дает такие преимущества:
На данном этапе развития интеграция искусственного интеллекта в бизнес несет ряд преимуществ. Даже масштабные компании не всегда используют ИИ в бизнес-процессах, поэтому небольшие игроки рынка за счет интеграции ИИ могут запросто занять их место и увеличить прибыль. Остается лишь приобрести нужные решения и внедрить их в деятельность собственной компании. Важно осознавать, что у ИИ есть один субъективный и при этом серьезный недостаток — многие работники, бизнесмены, политики и даже ученые будут длительное время бойкотировать внедрение «умных машин».
Если говорить откровенно, то система искусственного интеллекта уже сегодня успешно заменяет «сервисных» работников, исполнявших вспомогательные функции. Остальные сотрудники сохранят свои места, но из-за внедрения ИИ многим придется пройти обучение или переквалифицироваться. умные алгоритмы, вероятно, продолжат внедряться в нашу жизнь и уже сегодня возможности ИИ в бизнесе открывают новые горизонты.
Торговля — одно из первых направлений, где AI для оптимизации процессов начали использовать на постоянной основе. Исследование издания Harvard Business Review показало, что решения на базе AI для компаний из сферы торговли позволяют увеличить поток клиентов на 50%. При этом ИИ кратно снижает количество «ненужных» клиентских звонков, а также расходы.
Магазины и маркетплейсы могут открыть для себя такие возможности:
Например, ритейлер X5 Retail Group использует компьютерное зрение. Машины анализируют потоковое видео, изучая содержимое полок и за несколько секунд уведомляя персонал о необходимости выкладки новых товаров. Компания Ozon использует предсказательный анализ, чтобы на основе потребностей покупателей наполнять склады теми товарами, которые будут заказаны в ближайшее время.
Разработчики CRM-систем уделили большое внимание учету клиентов и общению с ними. Самым популярным инструментом для работы с клиентами являются чат-боты. Пока они общаются «неправдоподобно», но их навыки улучшаются день за днем. Также взаимодействовать с клиентами помогают:
Анализ больших данных помог компании Тинькофф создать голосового помощника по имени Олег. Он умеет синтезировать речь и отвечает на 80 типовых запросов клиентов. Подобные боты есть у Сбера, Apple и даже компании Lego. Американский гигант Amazon направил ИИ на борьбу с фэйковыми отзывами, чтобы улучшить клиентский опыт.
Торговая сеть Подружка призвала роботов, которые обрабатывают несколько тысяч бумажных счетов в месяц. Это привело к безошибочной и более быстрой работе бухгалтерии, при этом увольнять сотрудников не пришлось, их направили на более полезные участки. Подобные системы работают в Тинькофф и Ростелекоме.
Персональные данные сотрудников представляют собой огромный массив информации и каждое юридически важное событие оформляется новой записью в личном деле.
ИИ запросто может взять на себя часть полномочий HR-менеджера:
Так, голосовой робот Burger King совершает массовые обзвоны и задает вопросы по готовому скрипту. Правильно ответившие переводятся на реального рекрутера, а расшифровка записи разговора автоматически ложится в карточку соискателя. Корпорация ДОМ.РФ создала контрольную группу из 500 сотрудников. Оказалось, что 14% из них находились на поздней стадии выгорания. Тест с использованием ИИ в бизнесе позволил сохранить двух ценных руководителей.
ИИ может разочаровать, если умные инструменты будут выбраны неправильно, либо внедрение ИИ изначально нецелесообразно в данной сфере бизнеса. Это означает, что вложенные средства не принесут видимых результатов.
Существуют и менее значимые риски:
Прямо сейчас ИИ создает объявления, анализирует массивы данных, ведет бухгалтерию, генерирует тексты и изображения для постов, общается с клиентами через чаты и голосовые сообщения. Также алгоритмы изучают покупателей, выкладку товара, берут на себя управление оборудованием, оценивают недвижимость, подыскивают место для размещения точки продаж, увеличивают продажи на маркетплейсах. Поэтому возможности ИИ в бизнесе безграничны.
Реклама и таргетинг, маркетинг, банковское дело, онлайн и оффлайн продажи, связь и коммуникации, телевещение и ведение блогов, производство машин и техники — ни один крупный бизнес сегодня не обходится без умных алгоритмов.
Чат-боты — это голосовые или текстовые помощники, имитирующие реальную службу поддержки, состоящую из людей. Они могут уведомить клиента о задолженности, пригласить на прием, ответить на некоторые вопросы. Автоматизированные решения увеличивают продажи, снижают нагрузку, экономят на найме сотрудников и повышают лояльность к компании.
На основе данных из прошлого и настоящего умные алгоритмы строят прогноз на будущее и дают конкретные советы. Прогнозный анализ базируется на деревьях решений, нейронных сетях или методе регрессии. ИИ позволяет спрогнозировать спрос на продукцию, устанавливать цены с учетом сезонности и спроса, учесть успехи конкурентов, спрогнозировать состояние технического оборудования в будущем, учесть вероятное потребление ресурсов, заранее уведомить о возможных ЧП, просчитать возможность возврата долга или защитить бизнес от кризисных явлений. Все возможности предсказательного анализа перечислить невозможно.
Примерно в 15% случаев вредоносное ПО на основе ИИ успешно обходит традиционные антивирусы и другие привычные средства безопасности. IT-специалисты шутят, что защититься от ИИ можно только с помощью ИИ. Это действительно так и нужно приобретать решения на основе ИИ нового поколения.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.