+7 (495) 775-58-91 CLUB@ATLANTY.RU

Кейс масштабирования бизнеса - пошаговый план

Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей
Содержание

Кризис — стимулятор новых возможностей. Экономическая нестабильность последних двух лет и кардинальное изменение рынка в России открывают пространство для устойчивого масштабирования собственного бизнеса. В период неопределенности у компаний появляется больше шансов превратиться в бренд, который станет известен на всю страну.

Своим пошаговым планом масштабирования бизнеса делится управляющий партнер «Самолет Плюс» и резидент бизнес-клуба «Атланты» Рим Хасанов. 

Что такое масштабирование бизнеса?

Когда я основал риэлторское агентство «Перспектива24», команда двигалась по наработанным стратегиям. Однако рынок недвижимости трансформировался — в первую очередь за счет глобального присутствия Сбербанка и автоматизации их работы. Стало ясно, что маленькой компании не выжить без устойчивого развития на таком конкурентном рынке. Я начал искать варианты масштабирования бизнеса.

Важно понимать разницу между ростом и масштабированием. Первое связано с увеличением ресурсов для получения больших доходов. Второе — увеличение доходов и рост компании без привлечения новых ресурсов. Проще говоря, рост — это про количественные изменения, масштабирование — про качественные.

Стратегия масштабирования бизнеса — это автоматизация процессов, внедрение технологий и правильное управление командой в условиях роста.

Масштабирование бизнеса по шагам

Мы смотрели на крупные компании и следовали заданным трендам: внедряли новые инструменты, развивали устоявшиеся процессы и ставили большие цели.

HR-процесс

Многие риэлторские агентства страдают из-за текучки: сотрудники не получают оклады, не получают результат сразу и уходят. 

Чтобы человек быстро освоился, мы разработали эффективную систему привлечения и обучения сотрудников:

  • Настройка лидогенерации. Создавали множество объявлений и моментально реагировали на отклики.
  • Подготовка к собеседованию. За тридцать минут до встречи напоминали о себе, а во время собеседования раздавали материалы. Это позволяло «продать» работу в компании потенциальным сотрудникам.

Для быстрой адаптации сотрудников:

  • Мы запускали обучения с отработкой практических навыков.
  • После завершения курса работники получали адаптационный лист, состоящий из 100 пунктов. Например, один пункт требовал, чтобы сотрудник рассказал сотне близких о своей новой профессии. Как правило, через неделю у сотрудника появлялись первые клиенты.
  • Детально обучали сотрудника, начиная от использования принтера и заканчивая заказом визиток. После сотрудник проходил экзамен.

Управление продажами

Количество сотрудников увеличилось, но производительность оставалась прежней. Мы обратились к опыту международных компаний (KellerWilliams, DouglasElliman, Google), чтобы взять у них самое лучшее.

Так мы внедряли технологии для роста:

  • Появились ежедневные совещания, хотя в агентствах такое не практиковалось.
  • Занялись организацией ежедневных отчетов по главным показателям работников. Учли холодные звонки, встречи, просмотры объектов. Выявили основные показатели для лидеров команд, офиса и всей сети. 
  • Организовали еженедельные тренинги: работали над возражениями на холодных звонках и просмотрах.
  • Внедрили нематериальную мотивационную систему. В офисах появились рейтинги, ежемесячно выделяли лучших сотрудников.
  • Также выделяли сотрудников, у которых не было сделок за указанный период. Раньше из 300 специалистов таких было около 60, но с системой управления изменениями продаж количество сократилось до единиц.

Работа с клиентами

Один из основных способов масштабирования бизнеса — совершенствование работы с клиентами:

  • Внедрили тайных покупателей. Они выезжали на показ и следили, как сотрудники продают недвижимость.
  • Те же тайные покупатели проверяли звонки, анализируя навыки коммуникации агентов.
  • По четвергам клиентов ждал отчет агентов по объектам недвижимости.

Клиент получал полноценную обратную связь. Спустя месяц после заключения соглашения агент звонил владельцам недвижимости и уточнял, нужна ли дополнительная помощь с объектом. Для того времени такая тщательная работа с клиентом была в новинку.

Франчайзинг как метод масштабирования

В 2017 году мы приступили к подключению франчайзи-партнеров. Предприниматели понимали, что открытие компании в своем городе дает результат. Однако мы ошиблись с подсчетом финансовой модели. Спустя год работы с франчайзи-партнерами увидели, что бизнес приносит убытки.

Я проанализировал весь объем рынка недвижимости и рынка риэлторских услуг. Оказалось, доля компаний риэлторов была крайне мала относительно рынка. И из этой доли мы получали только роялти, а всю остальную прибыль — франчайзи-партнеры.

Ниши риэлторов оказалось недостаточно. Для масштабирования нужно занять большую долю рынка и осваивать близкие направления: ремонт квартир, финансовые услуги и пр. Таким образом компания получит внешние инвестиции от крупных игроков. Появление стратегического партнера помогло бы осваивать рынки, которые были неподвластны риэлторским компаниям.

Так началась подготовка к объединению с крупным игроком, который был бы заинтересован в масштабировании и стратегическом планировании.

Поиск поддерживающего окружения и единомышленников

В 2018 я учился в «Сколково», где общался с крупными предпринимателями. Их проекты, продукция и бренды были крупнее моих, но это было точкой роста.

Обучение закончилось, а с ним и общение с такими же по духу людьми. Я осознал потребность в подобных знакомствах. Именно они помогают понять, что проблемы бизнеса во многом типовые и каждый партнер имеет весомые знания, как правильно масштабировать бизнес.

Так я стал резидентом бизнес-клуба «Атланты», что дало резкий толчок к масштабированию бизнеса. Например, с построением IT-инфраструктуры помог генеральный директор сервиса «Сравни.ру» Сергей Леонидов. Когда мне нужна была информация о дистрибуции товаров и пути на региональные рынки, помогла основательница FloorService Ольга Логвиненко. 

Окружение единомышленников и их поддержка позволили быстрее достичь поставленной цели — добиться слияния и масштабировать свой бизнес. 

Слияние и рост компании

Мероприятия по потенциальному слиянию начались еще в 2017: зарегистрировали товарный знак, получили статус IT-компании и пр. Это был трудоемкий процесс, так как приходилось разделять главный офис и управляющую компанию, контролирующую франчайзи-партнеров.

В 2019 на переговоры о покупке «Перспективы24» пришел ГК «Самолет». Переговоры шли два года. В 2021 году процесс завершился: «Самолет» купил 51% компании «Перспектива24». Компания получила новое название — МФОУК «Самолет Плюс».

Однако на этом слияние не закончилось. В 2019 году я основал компанию с новым форматом «Золтор24». В 2023 сеть вошла в топ-3 в России, поэтому на переговорах о слиянии снова появился МФОУК «Самолет Плюс».

Итог: сегодня от компании №1 на рынке недвижимости мы занимаем 66%.

Дальнейшие бизнес планы такие же грандиозные: расширение рынка, стабильное открытие 3000 офисов в 2024 году с полным комплексом услуг, от ипотеки до дизайна интерьера. 

Международное расширение

Мы успешно масштабировали бизнес на всю страну, но это еще не предел. В последнее время я активно слежу за зарубежными рынками и считаю, что полученный за годы опыт и все наработки на российском рынке недвижимости можно успешно реализовать в других странах. 

Потенциальное международное партнерство также возможно за счет общения с кругом единомышленников и заинтересованных лиц. Например, летом 2023  меня избрали президентом Евразийского инвестиционного агентства (ЕИА). Организация развивает сотрудничество стран Евразии в экономической, торговой и инвестиционной сферах.

Подобный статус помогает расширить возможности для организации новых форматов и продвижения собственного бизнеса.

Советы предпринимателям

1. Осознайте, для чего вы этим занимаетесь и что главное

Прежде чем масштабировать бизнес, я осознал, что без этого компании не выжить.

Если вы понимаете, для чего всё делаете, найдите главные элементы. При масштабировании обратите внимание на HR-процессы, управление продажами и работу с клиентами. Для глобальных целей важнее не обертка бренда, а его первостепенные процессы.

2. Ежемесячно подводите итоги

Анализ процессов помогает не только в оптимизации расходов, но и в личных достижениях. Например, в «Атлантах» у меня есть форум-группа, где мы ежемесячно встречаемся небольшой командой и подводим итоги. 

Важно: итоги касаются не только бизнес-показателей, но и личной жизни, семьи. Мы получаем обратную связь и видим свой рост со стороны. 

3. Будьте готовы к хаосу

Если компания растет в разы за короткий срок, вас будет ждать хаос. Люди не всегда готовы поддерживать такой темп. Вы должны быть готовы затыкать дыры, чтобы справиться с ростом. 

Например, при расширении франчайзингового бизнеса я думал, что самое сложное — это работа с технологиями. Но труднее настроить коммуникацию между офисами, обучить каждого и внедрить единую систему.

4. Будьте готовы к дефициту финансов

Резкое масштабирование ведет к сокращению средств. На начальном этапе я постоянно сталкивался с кассовыми разрывами.

Сейчас мы инвестируем в IT: разрабатываем CRM-систему и юридический модуль для автоматизации сделки по недвижимости. Это требует больших вложений. Важно помнить о дефиците и быть к этому готовым.

Четкое понимание целей, готовность к хаосу и дефициту, а также поддержка единомышленников бизнес-клуба «Атланты» поможет эффективно и быстро масштабировать ваш бизнес. 

Мероприятия клуба
Оставьте заявку на гостевой месяц в бизнес-клубе Атланты
Получите доступ к коллективному опыту и ресурсам резидентов без взносов
* Для собственников с оборотом от 60 млн.р
База знаний Атлантов
Получайте отчеты и внутренние материалы клуба
2 письма в неделю
Как стартапу привлечь инвестиции в 2024 году?
Пути расширения бизнеса: когда и как масштабировать
Аналог iHerb в России. Кейс продвижения маркетплейса iTAB
Поддержка молодых предпринимателей
записаться
на презентацию
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров крупных компаний. Но мы открыты всем осознанным бизнес-лидерам, которые разделяют наши ценности











Размер вашей компании
от 60 млн. до 120 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 800 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
от 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.

Записаться

скачать
апдейт месяца


Нажимая на кнопку «Скачать», вы даете согласие на обработку персональных данных
скачать








Оставить заявку
на вступление
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров крупных компаний. Но мы открыты всем осознанным бизнес-лидерам, которые разделяют наши ценности











Размер вашей компании
от 60 млн. до 120 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 800 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
от 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.

Записаться

Забронировать










Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться

ЗАКАЗАТЬ КЛУБНУЮ КАРТУ










Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ПЕРСОНАЛЬНУЮ
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ПАРТНЕРСТВУ












Нажимая на кнопку “Отправить”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Отправить

Зарегистрироваться
на мероприятие

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.

Нажимая на кнопку «Записатьcя на презентацию»,
вы соглашаетесь на обработку данных