
Кризис — стимулятор новых возможностей. Экономическая нестабильность последних двух лет и кардинальное изменение рынка в России открывают пространство для устойчивого масштабирования собственного бизнеса. В период неопределенности у компаний появляется больше шансов превратиться в бренд, который станет известен на всю страну.
Когда я основал риэлторское агентство «Перспектива24», команда двигалась по наработанным стратегиям. Однако рынок недвижимости трансформировался — в первую очередь за счет глобального присутствия Сбербанка и автоматизации их работы. Стало ясно, что маленькой компании не выжить без устойчивого развития на таком конкурентном рынке. Я начал искать варианты масштабирования бизнеса.
Важно понимать разницу между ростом и масштабированием. Первое связано с увеличением ресурсов для получения больших доходов. Второе — увеличение доходов и рост компании без привлечения новых ресурсов. Проще говоря, рост — это про количественные изменения, масштабирование — про качественные.
Стратегия масштабирования бизнеса — это автоматизация процессов, внедрение технологий и правильное управление командой в условиях роста.
Мы смотрели на крупные компании и следовали заданным трендам: внедряли новые инструменты, развивали устоявшиеся процессы и ставили большие цели.
Многие риэлторские агентства страдают из-за текучки: сотрудники не получают оклады, не получают результат сразу и уходят.
Чтобы человек быстро освоился, мы разработали эффективную систему привлечения и обучения сотрудников:
Количество сотрудников увеличилось, но производительность оставалась прежней. Мы обратились к опыту международных компаний (KellerWilliams, DouglasElliman, Google), чтобы взять у них самое лучшее.
Так мы внедряли технологии для роста:
Один из основных способов масштабирования бизнеса — совершенствование работы с клиентами:
Клиент получал полноценную обратную связь. Спустя месяц после заключения соглашения агент звонил владельцам недвижимости и уточнял, нужна ли дополнительная помощь с объектом. Для того времени такая тщательная работа с клиентом была в новинку.
В 2017 году мы приступили к подключению франчайзи-партнеров. Предприниматели понимали, что открытие компании в своем городе дает результат. Однако мы ошиблись с подсчетом финансовой модели. Спустя год работы с франчайзи-партнерами увидели, что бизнес приносит убытки.
Я проанализировал весь объем рынка недвижимости и рынка риэлторских услуг. Оказалось, доля компаний риэлторов была крайне мала относительно рынка. И из этой доли мы получали только роялти, а всю остальную прибыль — франчайзи-партнеры.
Ниши риэлторов оказалось недостаточно. Для масштабирования нужно занять большую долю рынка и осваивать близкие направления: ремонт квартир, финансовые услуги и пр. Таким образом компания получит внешние инвестиции от крупных игроков. Появление стратегического партнера помогло бы осваивать рынки, которые были неподвластны риэлторским компаниям.
Так началась подготовка к объединению с крупным игроком, который был бы заинтересован в масштабировании и стратегическом планировании.
В 2018 я учился в «Сколково», где общался с крупными предпринимателями. Их проекты, продукция и бренды были крупнее моих, но это было точкой роста.
Обучение закончилось, а с ним и общение с такими же по духу людьми. Я осознал потребность в подобных знакомствах. Именно они помогают понять, что проблемы бизнеса во многом типовые и каждый партнер имеет весомые знания, как правильно масштабировать бизнес.
Так я стал резидентом бизнес-клуба «Атланты», что дало резкий толчок к масштабированию бизнеса. Например, с построением IT-инфраструктуры помог генеральный директор сервиса «Сравни.ру» Сергей Леонидов. Когда мне нужна была информация о дистрибуции товаров и пути на региональные рынки, помогла основательница FloorService Ольга Логвиненко.
Окружение единомышленников и их поддержка позволили быстрее достичь поставленной цели — добиться слияния и масштабировать свой бизнес.
Мероприятия по потенциальному слиянию начались еще в 2017: зарегистрировали товарный знак, получили статус IT-компании и пр. Это был трудоемкий процесс, так как приходилось разделять главный офис и управляющую компанию, контролирующую франчайзи-партнеров.
В 2019 на переговоры о покупке «Перспективы24» пришел ГК «Самолет». Переговоры шли два года. В 2021 году процесс завершился: «Самолет» купил 51% компании «Перспектива24». Компания получила новое название — МФОУК «Самолет Плюс».
Однако на этом слияние не закончилось. В 2019 году я основал компанию с новым форматом «Золтор24». В 2023 сеть вошла в топ-3 в России, поэтому на переговорах о слиянии снова появился МФОУК «Самолет Плюс».
Итог: сегодня от компании №1 на рынке недвижимости мы занимаем 66%.
Дальнейшие планы такие же грандиозные: расширение рынка, стабильное открытие 3000 офисов в 2024 году с полным комплексом услуг, от ипотеки до дизайна интерьера.
Мы успешно масштабировали бизнес на всю страну, но это еще не предел. В последнее время я активно слежу за зарубежными рынками и считаю, что полученный за годы опыт и все наработки на российском рынке недвижимости можно успешно реализовать в других странах.
Потенциальное международное партнерство также возможно за счет общения с кругом единомышленников и заинтересованных лиц. Например, летом 2023 меня избрали президентом Евразийского инвестиционного агентства (ЕИА). Организация развивает сотрудничество стран Евразии в экономической, торговой и инвестиционной сферах.
Подобный статус помогает расширить возможности для организации новых форматов и продвижения собственного бизнеса.
Прежде чем масштабировать бизнес, я осознал, что без этого компании не выжить.
Если вы понимаете, для чего всё делаете, найдите главные элементы. При масштабировании обратите внимание на HR-процессы, управление продажами и работу с клиентами. Для глобальных целей важнее не обертка бренда, а его первостепенные процессы.
Анализ процессов помогает не только в оптимизации расходов, но и в личных достижениях. Например, в «Атлантах» у меня есть форум-группа, где мы ежемесячно встречаемся небольшой командой и подводим итоги.
Важно: итоги касаются не только бизнес-показателей, но и личной жизни, семьи. Мы получаем обратную связь и видим свой рост со стороны.
Если компания растет в разы за короткий срок, вас будет ждать хаос. Люди не всегда готовы поддерживать такой темп. Вы должны быть готовы затыкать дыры, чтобы справиться с ростом.
Например, при расширении франчайзингового бизнеса я думал, что самое сложное — это работа с технологиями. Но труднее настроить коммуникацию между офисами, обучить каждого и внедрить единую систему.
Резкое масштабирование ведет к сокращению средств. На начальном этапе я постоянно сталкивался с кассовыми разрывами.
Сейчас мы инвестируем в IT: разрабатываем CRM-систему и юридический модуль для автоматизации сделки по недвижимости. Это требует больших вложений. Важно помнить о дефиците и быть к этому готовым.
Четкое понимание целей, готовность к хаосу и дефициту, а также поддержка единомышленников бизнес-клуба «Атланты» поможет эффективно и быстро масштабировать ваш бизнес.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.