+7 (495) 775-58-91 CLUB@ATLANTY.RU

Кейс масштабирования бизнеса - пошаговый план

Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей
Содержание

Кризис — стимулятор новых возможностей. Экономическая нестабильность последних двух лет и кардинальное изменение рынка в России открывают пространство для устойчивого масштабирования собственного бизнеса. В период неопределенности у компаний появляется больше шансов превратиться в бренд, который станет известен на всю страну.

Своим пошаговым планом масштабирования бизнеса делится управляющий партнер «Самолет Плюс» и резидент бизнес-клуба «Атланты» Рим Хасанов. 

Что такое масштабирование бизнеса?

Когда я основал риэлторское агентство «Перспектива24», команда двигалась по наработанным стратегиям. Однако рынок недвижимости трансформировался — в первую очередь за счет глобального присутствия Сбербанка и автоматизации их работы. Стало ясно, что маленькой компании не выжить без устойчивого развития на таком конкурентном рынке. Я начал искать варианты масштабирования бизнеса.

Важно понимать разницу между ростом и масштабированием. Первое связано с увеличением ресурсов для получения больших доходов. Второе — увеличение доходов и рост компании без привлечения новых ресурсов. Проще говоря, рост — это про количественные изменения, масштабирование — про качественные.

Стратегия масштабирования бизнеса — это автоматизация процессов, внедрение технологий и правильное управление командой в условиях роста.

Масштабирование бизнеса по шагам

Мы смотрели на крупные компании и следовали заданным трендам: внедряли новые инструменты, развивали устоявшиеся процессы и ставили большие цели.

HR-процесс

Многие риэлторские агентства страдают из-за текучки: сотрудники не получают оклады, не получают результат сразу и уходят. 

Чтобы человек быстро освоился, мы разработали эффективную систему привлечения и обучения сотрудников:

  • Настройка лидогенерации. Создавали множество объявлений и моментально реагировали на отклики.
  • Подготовка к собеседованию. За тридцать минут до встречи напоминали о себе, а во время собеседования раздавали материалы. Это позволяло «продать» работу в компании потенциальным сотрудникам.

Для быстрой адаптации сотрудников:

  • Мы запускали обучения с отработкой практических навыков.
  • После завершения курса работники получали адаптационный лист, состоящий из 100 пунктов. Например, один пункт требовал, чтобы сотрудник рассказал сотне близких о своей новой профессии. Как правило, через неделю у сотрудника появлялись первые клиенты.
  • Детально обучали сотрудника, начиная от использования принтера и заканчивая заказом визиток. После сотрудник проходил экзамен.

Управление продажами

Количество сотрудников увеличилось, но производительность оставалась прежней. Мы обратились к опыту международных компаний (KellerWilliams, DouglasElliman, Google), чтобы взять у них самое лучшее.

Так мы внедряли технологии для роста:

  • Появились ежедневные совещания, хотя в агентствах такое не практиковалось.
  • Занялись организацией ежедневных отчетов по главным показателям работников. Учли холодные звонки, встречи, просмотры объектов. Выявили основные показатели для лидеров команд, офиса и всей сети. 
  • Организовали еженедельные тренинги: работали над возражениями на холодных звонках и просмотрах.
  • Внедрили нематериальную мотивационную систему. В офисах появились рейтинги, ежемесячно выделяли лучших сотрудников.
  • Также выделяли сотрудников, у которых не было сделок за указанный период. Раньше из 300 специалистов таких было около 60, но с системой управления изменениями продаж количество сократилось до единиц.

Работа с клиентами

Один из основных способов масштабирования бизнеса — совершенствование работы с клиентами:

  • Внедрили тайных покупателей. Они выезжали на показ и следили, как сотрудники продают недвижимость.
  • Те же тайные покупатели проверяли звонки, анализируя навыки коммуникации агентов.
  • По четвергам клиентов ждал отчет агентов по объектам недвижимости.

Клиент получал полноценную обратную связь. Спустя месяц после заключения соглашения агент звонил владельцам недвижимости и уточнял, нужна ли дополнительная помощь с объектом. Для того времени такая тщательная работа с клиентом была в новинку.

Франчайзинг как метод масштабирования

В 2017 году мы приступили к подключению франчайзи-партнеров. Предприниматели понимали, что открытие компании в своем городе дает результат. Однако мы ошиблись с подсчетом финансовой модели. Спустя год работы с франчайзи-партнерами увидели, что бизнес приносит убытки.

Я проанализировал весь объем рынка недвижимости и рынка риэлторских услуг. Оказалось, доля компаний риэлторов была крайне мала относительно рынка. И из этой доли мы получали только роялти, а всю остальную прибыль — франчайзи-партнеры.

Ниши риэлторов оказалось недостаточно. Для масштабирования нужно занять большую долю рынка и осваивать близкие направления: ремонт квартир, финансовые услуги и пр. Таким образом компания получит внешние инвестиции от крупных игроков. Появление стратегического партнера помогло бы осваивать рынки, которые были неподвластны риэлторским компаниям.

Так началась подготовка к объединению с крупным игроком, который был бы заинтересован в масштабировании и стратегическом планировании.

Поиск поддерживающего окружения и единомышленников

В 2018 я учился в «Сколково», где общался с крупными предпринимателями. Их проекты, продукция и бренды были крупнее моих, но это было точкой роста.

Обучение закончилось, а с ним и общение с такими же по духу людьми. Я осознал потребность в подобных знакомствах. Именно они помогают понять, что проблемы бизнеса во многом типовые и каждый партнер имеет весомые знания, как правильно масштабировать бизнес.

Так я стал резидентом бизнес-клуба «Атланты», что дало резкий толчок к масштабированию бизнеса. Например, с построением IT-инфраструктуры помог генеральный директор сервиса «Сравни.ру» Сергей Леонидов. Когда мне нужна была информация о дистрибуции товаров и пути на региональные рынки, помогла основательница FloorService Ольга Логвиненко. 

Окружение единомышленников и их поддержка позволили быстрее достичь поставленной цели — добиться слияния и масштабировать свой бизнес. 

Слияние и рост компании

Мероприятия по потенциальному слиянию начались еще в 2017: зарегистрировали товарный знак, получили статус IT-компании и пр. Это был трудоемкий процесс, так как приходилось разделять главный офис и управляющую компанию, контролирующую франчайзи-партнеров.

В 2019 на переговоры о покупке «Перспективы24» пришел ГК «Самолет». Переговоры шли два года. В 2021 году процесс завершился: «Самолет» купил 51% компании «Перспектива24». Компания получила новое название — МФОУК «Самолет Плюс».

Однако на этом слияние не закончилось. В 2019 году я основал компанию с новым форматом «Золтор24». В 2023 сеть вошла в топ-3 в России, поэтому на переговорах о слиянии снова появился МФОУК «Самолет Плюс».

Итог: сегодня от компании №1 на рынке недвижимости мы занимаем 66%.

Дальнейшие бизнес планы такие же грандиозные: расширение рынка, стабильное открытие 3000 офисов в 2024 году с полным комплексом услуг, от ипотеки до дизайна интерьера. 

Международное расширение

Мы успешно масштабировали бизнес на всю страну, но это еще не предел. В последнее время я активно слежу за зарубежными рынками и считаю, что полученный за годы опыт и все наработки на российском рынке недвижимости можно успешно реализовать в других странах. 

Потенциальное международное партнерство также возможно за счет общения с кругом единомышленников и заинтересованных лиц. Например, летом 2023  меня избрали президентом Евразийского инвестиционного агентства (ЕИА). Организация развивает сотрудничество стран Евразии в экономической, торговой и инвестиционной сферах.

Подобный статус помогает расширить возможности для организации новых форматов и продвижения собственного бизнеса.

Советы предпринимателям

1. Осознайте, для чего вы этим занимаетесь и что главное

Прежде чем масштабировать бизнес, я осознал, что без этого компании не выжить.

Если вы понимаете, для чего всё делаете, найдите главные элементы. При масштабировании обратите внимание на HR-процессы, управление продажами и работу с клиентами. Для глобальных целей важнее не обертка бренда, а его первостепенные процессы.

2. Ежемесячно подводите итоги

Анализ процессов помогает не только в оптимизации расходов, но и в личных достижениях. Например, в «Атлантах» у меня есть форум-группа, где мы ежемесячно встречаемся небольшой командой и подводим итоги. 

Важно: итоги касаются не только бизнес-показателей, но и личной жизни, семьи. Мы получаем обратную связь и видим свой рост со стороны. 

3. Будьте готовы к хаосу

Если компания растет в разы за короткий срок, вас будет ждать хаос. Люди не всегда готовы поддерживать такой темп. Вы должны быть готовы затыкать дыры, чтобы справиться с ростом. 

Например, при расширении франчайзингового бизнеса я думал, что самое сложное — это работа с технологиями. Но труднее настроить коммуникацию между офисами, обучить каждого и внедрить единую систему.

4. Будьте готовы к дефициту финансов

Резкое масштабирование ведет к сокращению средств. На начальном этапе я постоянно сталкивался с кассовыми разрывами.

Сейчас мы инвестируем в IT: разрабатываем CRM-систему и юридический модуль для автоматизации сделки по недвижимости. Это требует больших вложений. Важно помнить о дефиците и быть к этому готовым.

Четкое понимание целей, готовность к хаосу и дефициту, а также поддержка единомышленников бизнес-клуба «Атланты» поможет эффективно и быстро масштабировать ваш бизнес. 

Мероприятия клуба
Оставьте заявку на гостевой месяц в бизнес-клубе Атланты
Получите доступ к коллективному опыту и ресурсам резидентов без взносов
* Для собственников с оборотом от 60 млн.р
База знаний Атлантов
Получайте отчеты и внутренние материалы клуба
2 письма в неделю
Как стартапу привлечь инвестиции в 2024 году?
Пути расширения бизнеса: когда и как масштабировать
Аналог iHerb в России. Кейс продвижения маркетплейса iTAB
Поддержка молодых предпринимателей
записаться
на презентацию
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.











Оборот компании / группы компаний
до 60 млн. рублей
от 60 млн. рублей до 200 млн. рублей
от 200 млн. рублей до 800 млн. рублей
от 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей
от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей
более 5 млрд. рублей

Записаться

скачать
апдейт месяца
Оставить заявку
на вступление
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.











Оборот компании / группы компаний:
до 60 млн. рублей
от 60 млн. рублей до 200 млн. рублей
от 200 млн. рублей до 800 млн. рублей
от 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей
от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей
более 5 млрд. рублей

Записаться

Забронировать
ЗАКАЗАТЬ КЛУБНУЮ КАРТУ
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ПЕРСОНАЛЬНУЮ
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ПАРТНЕРСТВУ
Зарегистрироваться
на мероприятие

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров компаний с оборотом от 5 млрд.р в год. Расскажите о себе и мы пригласим вас на закрытую встречу с нашим социальным инженером.

Заполняйте форму и переходите к просмотру гайда по инвестициям

Скачать гид по результатам российского венчурного рынка 2023