ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Идеальная команда для бизнеса — какая она? Молодые специалисты, которые горят своим делом, или матёрые профессионалы, выполняющие свою работу безукоризненно? Большое коммьюнити единомышленников или просто люди, которые делают то, что должны, без глубокого взаимодействия друг с другом?
В статье мы расскажем о построении коллектива, который является единым целым и идёт к одним целям, положительно влияя на работу компании.
Для начала разберёмся, что такое «командная динамика». По сути, это способность персонала объединяться, чтобы в результате достигать успеха на благо фирмы. Например:
Основу этого процесса составляет обоюдное желание людей улучшить бизнес, потому что:
Я не обращаю внимания на опыт или диплом человека, если у меня нет с ним лёгкого коннекта. Верю, что это — основа успешного сотрудничества.
Если игнорировать личностные качества — это неминуемо приведёт к конфликтам.
По мнению Александра, в первую очередь важны не образование или опыт, ведь всему можно обучить, а соответствие сотрудника ценностям, культуре организации.
От поведения людей в команде зависит будущее проекта. Поэтому лучше с самого начала потратить чуть больше времени на создание комфортной атмосферы, которая станет основой эффективного взаимодействия, чем разруливать конфликты.
Виктория Печёнкина, основатель и СЕО международного агентства премиального туризма JSP Travel, говорит:
Важно не переоценивать человека, не вешать на него ярлыки или ожидания собственника, что он сможет и выполнит всё.
По её словам, колоссально помогает время, проведённое вместе в неформальной обстановке, особенно на фоне нагрузки.
У нас в компании 2 больших выезда в год: порадовать себя, перевести дух. Кто-то отвечает за программу, кто-то поёт, придумывает конкурсы.
Психологическая безопасность на работе, ощущение спокойствия и защищённости — ключевое для функционирования продуктивного коллектива.
Как она может проявляться?
Немаловажным фактором является соблюдение work-life баланса — наличие выходных, отпусков, уважение личных границ и отсутствие телефонных звонков среди ночи.
Психологическая безопасность — база эффективных рабочих процессов, где люди достигают поставленных перед ними задач. О том, как создать команду для бизнеса, которая будет по-настоящему гореть вашим делом, — ниже.
На этой ступени значительную роль играет сам руководитель: люди пока ещё не очень хорошо знакомы друг с другом, осторожно общаются.
Что можно сделать?
Критично важно, чтобы сотрудник был введён в организацию грамотно, с учётом всех её нюансов. Всевозможные материалы, welcome-book. Также для адаптации необходимо провести обучение. Даже если вы наняли крутого специалиста, это не значит, что он с ходу вольётся во все процессы.
Бывает так, что работники не могут найти общий язык ни между собой, ни с вышестоящим руководством. Тут важно проявить мудрость, найти подход. Управление — не только процесс найма и дальнейшего взаимодействия, но иногда — участие в конфликтах и их разрешение.
С коллективом надо выстраивать конструктивный диалог. Он должен быть мягким, бережным. Используйте «я - сообщение» — вместо «Ты опоздал на 10 минут!» — «Я ждал тебя 10 минут».
Несколько правил, которые помогут быстрее разруливать конфликты:
Такой подход позволит отстоять лидирующую роль.
На этом этапе кадровый состав стал единым целым и двигается к общей цели. Внутренние роли, скорее всего, распределены — большинству понятно, за что они отвечают. Признаки данной ступени:
Самое время создать конкретный регламент правил, которые сотрудники будут соблюдать. Первостепенно, чтобы эти принципы были комфортными для всех, не противоречили духу, корпоративной этике, ценностям.
На этой стадии появляется общность — персонал идёт к общим целям, успешно взаимодействует на всех этапах, есть ощущение слаженного механизма.
Теперь на первый план выходит корпоративная культура: совместные выезды, мероприятия, мастер-группы, обеспечение интересного досуга.
Финансовый успех придёт, если работники будут преданы своему делу. Компании с правильной корпоративной культурой более долгоиграющие и перспективные.
Иногда случается, что кадровый состав надо распустить или переформировать. Здесь есть 2 пути:
На этом этапе часто происходит возврат к «бурлению» — возникают конфликты, недопонимания, внутренние перестройки — например, переход специалиста в другой отдел.
Тут особенно сложно новичкам, потому руководителю надо серьёзно продумать адаптационный период и наладить обучение сотрудников, чтобы им было проще.
Выстраивание полноценного функционирующего механизма состоит из несколько элементов, которые нельзя игнорировать.
Быть руководителем — значит, проявлять эмпатию, модерировать работу, быть вдохновляющим героем, за которым следуют.
Функции хорошего босса:
2. Отбор и набор правильных людей
Формирование эффективного рабочего коммьюнити начинается с правильно поставленных целей — краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Ориентируясь на них, вам проще будет определить, кого именно нанять.
Также для рекрутинга качественного штата надо помнить: не бывает универсальных сотрудников. Принимая сейчас специалиста под конкретные задачи, будьте готовы к тому, что он может не справиться в будущем с выходом на международный рынок или разработкой стратегии для фирмы с оборотом 1 млрд рублей.
При найме используйте принцип «5 почему». Выясняйте истинные мотивы кандидата: например, почему он пришёл на собеседование.
3. Распределение ролей, задач и обязанностей
Главное правило успешного функционирования организации — понимание своей зоны ответственности. В идеале внедрить цикличный календарь оперсоветов, периодические совещание, чтобы каждый видел, что от его работы действительно зависят происходящие процессы.
4. Открытое общение
Без диалога невозможно построить взаимодействие между членами группы, поэтому придерживайтесь следующих принципов:
5. Мотивация и поощрение команды
Многие боссы ошибочно полагают, что людей мотивируют только деньги: на самом деле, это не так. Отличным двигателем для работников могут быть:
Если кто-то болеет дольше 3 дней, мы отправляем ему «витаминный бокс» с фруктами.
6. Обучение и развитие коллектива
Ещё один значимый пункт — поддержка и менторство, чтобы каждый мог развивать свои компетенции, наблюдать собственный профессиональный, личностный рост. Плюс обучения способствуют развитию бренда организации в том числе.
Многие современные компании отправляют свой штат на повышение квалификации, частично или полностью оплачивают курсы.
Рассмотрим кейс Андрея Кривенко — основателя «Избёнки» и «ВкусВилл».
В 2010-м году они столкнулись с неожиданным возражением от покупателей: да, у них покупают товар, но доверия к торговой марке нет. Многие признавались, что с удовольствием закупали бы аналогичную продукцию у более крупных магазинов, если бы она там была.
Решение пришло неожиданно благодаря книге «Корпоративная религия»: создать единую концепцию, системно развивая тему здорового питания.
Та концепция стала основой дальнейшего успеха — чистые продукты без вредных добавок, которые можно даже малышам.
Не менее интересна история бренда «Кронверк Синема» — в самый разгар кризиса 2008-го вместо сокращения штата они отправили своих управляющих на длительное обучение. Данный шаг позволил им обойти конкурентов и вырасти в доходе.
Собрать эффективное комьюнити единомышленников — задача непростая, но интересная. Рано или поздно она встанет перед каждым предпринимателем, кто хочет масштабироваться.
В «Атлантах» эксперты регулярно проводят лекции на тему найма профессионалов, делятся советами и подсказывают, как лучше поступить. В окружении из 1400+ резидентов вы точно найдёте того, кто уже знает, что делать.