- Главная
- Медиа Атланты
- Юнит-экономика: ключевой фактор успеха для предпринимателей и почему важно разобраться в ней
Юнит-экономика: ключевой фактор успеха для предпринимателей и почему важно разобраться в ней
Редакция Атлантов
Автор
Юнит в контексте статьи — то, что приносит вам деньги. За единицу может быть взят клиент, сделка, услуга, проданная позиция. Если говорить проще, вы считает сколько приносит один клиент вашей языковой школе или каков доход с одного проданного стакана кофе.
Число закрытых предприятий в России превышает количество открытых. Даже если убрать из статистики
Что такое юнит-экономика?
Unit переводится с английского как единица измерения. Сама
Методика универсальна и подходит компаниям любого размера и любой отраслевой принадлежности. Поэтому показатели
- транзакционная — подходит компаниям из реального сектора, в качестве юнита выступают сделки, контракты, физические товары;
- клиентская — модель оптимальна для
онлайн-бизнеса , когда покупают регулярно или по подписке (юнитом будет пользователь, клиент языковой школы, покупатель маркетплейса).
Научиться просчитывать показатели
Зачем считать юнит-экономику?
Если вы в курсе сколько бизнес получает с юнита и сколько на него тратит, то сможете реализовать ключевые
- Понять прибыльность проекта еще до его запуска. Модель подскажет сколько денег будет уходить на производство одного юнита. По этим расчетам можно выяснить потенциальную прибыль и написать
бизнес-план . - Определить точку безубыточности. Это число продаж или сделок, при которых доходы равны расходам, то есть компания работает без убытков. Расчеты помогут понять сколько нужно продать юнитов, чтобы выйти в ноль.
- Исключить убыточные позиции. Вы безошибочно выявите товары и услуги, которые отнимают больше сил и средств, чем приносят. Бизнес сможет понять — снять позицию с продажи или поменять стратегию производства (продвижения).
- Модифицировать рекламную кампанию. Каждый канал продвижения можно просчитать по отдельности, оценить их прибыльность и скорректировать бюджет с учетом полученных данных.
- Понять возможности масштабирования. Открытие еще одной точки или добавление услуг — дополнительная нагрузка. Поэтому модель
юнит-экономики выявит риски и наличие ресурсов на расширение.
Метрики юнит-экономики
Семь представленных показателей — это основа, другие показатели будут требоваться вам гораздо реже. Подсчитываются они достаточно простым путем.
CAC — стоимость привлечения клиента
Если говорить проще, то это затраты на одного покупателя (Cost of Acquisition of Customers). Для подсчета нужно взять расходы маркетологов на рекламу и поделить на общее число привлеченных клиентов.
«CAC=маркетинговые расходы/число привлеченных пользователей или клиентов».
Полученное значение будет иметь некую погрешность, но понять ситуацию с привлечением клиентов вы однозначно сможете. Если погрешность не устраивает, то в затраты на привлечение стоит включить рекламу, зарплаты работникам, подписки на сервисы и прочее. По умолчанию используются только маркетинговые затраты, прочие расходы берутся реже. CAC рассчитывается для каждого канала привлечения индивидуально (рекламный кабинет ВК, Директ от Яндекса, раздача флаеров и так далее).
AvP — средний чек
Расшифровывается как Average Price, но иногда метрику называют AOV (Average Order Value). Это средняя сумма, оставляемая у вас клиентом за одну транзакцию. От объема среднего чека напрямую зависит доход компании. Для расчета достаточно сложить все доходы, вырученные от продажи товаров и услуг, это число нужно поделить на число продаж в конкретном периоде.
«AvP=совокупный доход от продаж/количество заказов».
Размер AvP зависит от конкретной ниши и более высокий чек означает, что клиенты тратят больше — это весьма положительный сигнал для бизнеса. Оптимальное значение будет зависеть от товара или услуги, аудитории и других факторов. Увеличение среднего чека производится путем внедрения
APC — среднее число покупок
Показатель Average Purchase Count также подскажет как рассчитать
«APC=количество покупок/число уникальных клиентов».
APC помогает бизнесменам оценить лояльность клиентов и уточнить эффективность работы маркетологов. Повышенный APC подсказывает, что клиенты приходят вновь и совершают повторные покупки.
CTR — кликабельность
Расчет эффективности рекламы делается для конкретного рекламного материала (поста, ролика). Для калькуляции нужно поделить общее количество кликов по материалу на совокупное число показов. Данные извлекаются из личного кабинета в конкретном рекламном сервисе (например, в Директе от компании Яндекс).
«CTR=общее число кликов по материалу/количество показов».
Например, вы решили привлечь аудиторию через Дзен от Яндекса. Рекламный пост показали тысяче человек, но кликнули на статью только 20 из них. CTR составит 20/1000*100=2%. Чем выше значение, тем больше людей придет к вам. Взрывным эффектом пользуются материалы с CTR выше 10%. Если показатель составляет 1–2%, то нужно
CR — конверсия в продажу
Конверсионная ставка — один из ключевых индикаторов успешности бизнеса. CR или конверсия в продажу — отношение между числом успешно закрытых и намечающихся сделок. Для определения CR нужно взять конкретный период, узнать число завершенных сделок, а также тех, по которым клиенты находятся в сомнениях или на одном из этапов по заключению сделки.
«CR=(число реальных сделок/общее количество заявок или обращений)*100».
Хорошая конверсионная ставка показывает, что поток клиентов успешно конвертируется компанией в реальных покупателей. Высоким CR можно считать показатель, превышающий среднее референсное значение по отрасли. Низкий CR подскажет о наличии недоработок. Например, на одном из этапов продаж клиенты «отваливаются». В таком случае нужно проверить знания сотрудников и направить их на дополнительные курсы.
ARPU — доход с одного пользователя
Показатель напрямую говорит о рентабельности проекта. Метрика показывает успешность монетизации бизнеса и помогает оценить его финансовую эффективность. Чем выше значение, тем больше средств приносит каждый клиент. Доход с пользователя является отношением общего дохода за выбранный период к количеству клиентов за это же время.
«ARPU=совокупный доход за период/число клиентов».
К примеру, в
LTV — доход с пользователя за определенный период
Заранее стоит отметить, что здесь важны два показателя:
- ARPU или средняя прибыль с клиента;
- Lifetime — жизненный цикл клиента или срок, в течение которого клиент заключает сделки с компанией.
LTV дает возможность оценить доход, который клиент принесет за конкретный период. Метрика подскажет насколько прибыльным будет клиент и какую долю выручки он привнесет в бюджет компании в будущих периодах.
«LTV=доход от клиента ARPU*жизненный цикл клиента».
Данная формула
Как посчитать затраты на рекламу
Малые и средние предприятия могут вести простую рекламную бухгалтерию в Excel. Обычно объемы приобретаемой рекламы невелики. К примеру, компания приобрела баннер за 5000 рублей, оплатила несколько премиальных пакетов на Авито за 5000 рублей, внесла за клики по объявлениям еще 4000 рублей. Затраты на рекламу в конкретном периоде составили 14 тысяч рублей. Иногда суммировать все мероприятия непросто. Поэтому бизнесу любых масштабов стоит уходить от ручных расчетов.
Обычно компании любого масштаба тратят на рекламу и привлечение клиентов 5–10% от всех расходов на бизнес. Превышать эти значения не рекомендуется. Просто установите фиксированный процент, который будет направляться на рекламу. Возьмите на вооружение следующую формулу: рекламный бюджет=(выручка*процент затрат на рекламу)/100. В таком случае вы всегда будете держать свои расходы под контролем и оперировать актуальными цифрами. Например, выручка предприятия составляет 500 тысяч рублей. Вы решили тратить до 6% на рекламные цели. Ежемесячный бюджет составит 30 тысяч рублей.
Как посчитать доход на пользователя с учетом рекламы
Показатель окажется ключевым для тех, кто решил отслеживать метрики
«Для расчета дохода на пользователя с учетом рекламы стоит из ARPU (доход с одного пользователя) вычесть затраты на рекламу по конкретному каналу привлечения».
Например,
Как рассчитать MR — маржинальную прибыль
Для калькуляции этого показателя нужно взять конкретный период, выявить число клиентов, а также доход на пользователя с учетом рекламы. К примеру, магазин товаров для животных привлек 500 покупателей за месяц. Один клиент с учетом рекламы принес 500 рублей дохода. Маржинальная прибыль будет произведением двух этих показателей и составит 250 тысяч рублей.
«MR=число клиентов в периоде*доход на пользователя с учетом рекламы».
В
Возможные ошибки при расчете юнит-экономики
Ошибка #1. Обычно предприниматели берут короткие периоды вроде месяца или квартала. Однако анализ финансовой состоятельности работает лишь на длительных дистанциях. Поэтому нужно брать периоды от одного года и строить функциональные графики, которые наглядно покажут динамику бизнеса.
Ошибка #2. Бизнес нередко забывает про расходы на рекламу. Например, ежемесячно каждый клиент берет две упаковки спортивного питания на 2000 рублей. Однако его привлечение обходится в 1000 рублей, что ставит под сомнение рентабельность бизнеса. Закладывайте фиксированный процент от выручки на рекламу, чтобы всегда помнить этот показатель и учитывать его при калькуляции показателей
Ошибка #3. Считать