- Главная
- Медиа Атланты
- Разработка стратегии развития бизнеса: от идеи к реализации
Разработка стратегии развития бизнеса: от идеи к реализации
Редакция Атлантов
Автор
Некоторые предприниматели недооценивают важность разработки стратегии развития бизнеса, и по мере роста фирмы это приводит к хаосу и непониманию, как двигаться дальше. Мы хотим предостеречь бизнесменов и показать, что понятная пошаговая концепция — это важно.
О том, как создать эффективный проект — в нашей сегодняшней статье.
Что такое стратегия развития бизнеса?
Стратегия развития бизнеса — это полноценный алгоритм, где прописаны конкретные цели и этапы по их достижению. С какими задачами она может помочь:
- Увеличение дохода;
- Снижение кассового разрыва;
- Взаимодействие с клиентами;
- Расширение сфер влияния;
- Наращивание аудитории;
- План по прохождению кризисных ситуаций.
В среднем она должна быть в 2-3 раза длиннее, чем история организации.
Пример: если фирме 3 года, то стратегия прописывается на 6-9 лет вперёд с учётом вероятных форс-мажоров.
Зачем нужна стратегия
Ответ на этот вопрос очевиден: для осуществления целей и задач, которые ставят перед собой предприниматели в долгосрочной перспективе.
При этом стоит учитывать тот факт, что такой документ — величина изменяющаяся, которая подстраивается под внешний мир и происходящие прецеденты, а также тренды в бизнесе. В него регулярно вносят корректировки и прописывают видение предстоящих задач. Благодаря ступенчатому плану работники могут принимать корректные решения.
Когда нужна стратегия
Правильный ответ: всегда, если вы намереваетесь кратно расти и развиваться. Но есть основополагающие события, когда без концепции укрепления предприятия вы рискуете уйти в минус или потратить на них в 2-3 раза больше времени, чем планировали.
Например:
- Выход на другой рынок: важно рассчитать UNIT-экономику, изучить других участников, аудиторию, построить понятный финансовый график, оформить товарную линейку;
- Изменение бизнес-модели: например, открытие офлайн-магазинов, а не только онлайн; свежий товар в ассортименте. Подробные маркетинговые стратегии позволят пройти этот процесс максимально безболезненно и прибыльно;
- Расширение продуктовой политики: задокументированный проект по продаже только что вышедшего продукта значительно облегчит работу команды и поможет прийти к результату;
- Систематизация бизнес-процессов для прогнозирования бюджета и следующих этапов.
Виды основных стратегий развития бизнеса
Базовая |
Конкурентная |
Функциональная |
Продуктовая |
Финансовая |
Маркетинговая |
Является основой стратегического видения и развития компании - как полностью, так и её подразделений. Помогает реализовывать товары на рынке, выстраивать взаимодействие внутри коллектива. |
Помогает выделить ключевые моменты, благодаря которым компания может выделиться среди конкурентов. Например, узкая целевая аудитория, новый продукт, сервис. |
Даёт возможность наладить рабочие процессы внутри организации на разных уровнях, отделах. Выстроить понятный пошаговый рабочий алгоритм. |
Позволяет создать товарную матрицу, просчитать себестоимость, наладить поставки и другие процессы, связанные с товарооборотом. |
Будет помогать создавать конкретный финансовый концепт, считать прибыль и расходы, уменьшить долговую нагрузку, если она имеется, правильно распределить денежные средства. |
С её помощью можно построить план по привлечению новых клиентов, удержанию уже имеющихся и увеличению прибыли за счёт эффективных маркетинговых вложений и разработок. |
Как создать эффективную стратегию роста бизнеса: пошаговая инструкция
- Определите цель. Что именно вы хотите изменить, каких величин достичь. В первую очередь выбирайте те направления, которые для вас сейчас наиболее приоритетны.
- Соберите все необходимые данные по этому направлению. Все подсчёты, данные о сотрудниках и прочие показатели, которые, как вы думаете, важны для построения стратегии.
- Проведите SWOT-анализ. Он позволит увидеть слабые стороны в том направлении, над которым вы хотите работать, ваши конкурентные преимущества, возможности, ресурсы и вероятные проблемы.
- Честно оцените условия, в которых вам предстоит работать. Все экономические и иные показатели. Это позволит составить наиболее правильную стратегию.
- Проанализируйте, какие элементы важны для вашего проекта.
- Составьте план подготовки, который вы сможете обсудить с сотрудниками и совладельцами, партнёрами.
- Фиксируйте идеи, которыми вы можете дополнить схему.
- Регулярно заглядывайте в созданный документ, обновляйте его.
Ошибки в планировании стратегии
- Бизнес-план, составленный “на глазок”: приблизительный, короткий, непонятный сотрудникам и партнёрам.
- Много абстракции и расплывчатости: нет конкретных цифр, шагов и стадий по достижению результата.
- Некорректный анализ конкурентов и целевой аудитории.
- Отсутствие чёткой цели: вы пытаетесь охватить всё и сразу, но так делать нельзя. Одно направление = одна стратегия.
- Завышенные ожидания. Амбиции – это хорошо, но стоит их сверять с реальным положением дел.
- Хаотично прописанные намерения.
- Слишком позитивный взгляд – не учтены внешние факторы, кризисы, вероятные негативные ситуации.
- Нехватка средств на продвижение и маркетинг – в частности, если речь идёт о развитии компании, росте прибыли в 2-3 раза, реализации нового продукта, увеличении влияния.
- Отсутствие математических расчётов: вложения, период окупаемости, предполагаемые даты поступления денег, возможные лимиты задолженности и иные показатели.
- Схема, которая не предполагает вариативности и не подстроена под внешние реалии.
Также к распространённым ошибкам относятся оценка результативности за короткий срок (3-12 месяцев), отсутствие целевых значений, по которым будет определена эффективность, отсутствие ответственных за то или иное действие/показатель.
Примеры развития стратегии бизнеса компании: реальные кейсы
Starbucks. Их путь изначально был уникальным: организация позиционировала себя как “третье место” после дома и работы, где человек может провести время в уютной обстановке и выпить вкусный кофе. Благодаря вниманию к деталям (оформлению кофеен, тщательному отбору поставщиков) они смогли стать одними из лидеров рынка и продавать напитки на 40% дороже, чем оппоненты.
Tiffany&CO. Известная на весь мир торговая марка шаг за шагом реализовывала концепт международной эмансипации. Она заключалась в том, что бренд забирал себе лучшие точки продаж – для наибольшей узнаваемости. Необходимо было, чтобы как можно больше людей увидели вывеску Tiffany и заинтересовались. Сейчас у Тиффани более 400 магазинов в Америке и Европе.
Подводим итоги
Стратегия развития – это один из ключевых элементов вашего предприятия, если вы хотите развиваться и увеличивать доход и оборот.
Даже малый бизнес нуждается в понятном поэтапном плане: финансовом и маркетинговом, конкурентоспособном. Он позволит кратно расти.
Стратегия без тактики – это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением – Сунь Цзы