1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Разработка стратегии развития бизнеса: от идеи к реализации

Разработка стратегии развития бизнеса: от идеи к реализации

Редакция Атлантов

Автор

Отсутствие выручки, текучка среди сотрудников, кассовые разрывы и борьба с оппонентами — то, с чем рано или поздно сталкиваются проекты. Чтобы сгладить острые углы и понимать, как действовать в сложной ситуации, хорошо иметь и следовать плану расширения дела. 

Некоторые предприниматели недооценивают важность разработки стратегии развития бизнеса, и по мере роста фирмы это приводит к хаосу и непониманию, как двигаться дальше. Мы хотим предостеречь бизнесменов и показать, что понятная пошаговая концепция — это важно.

О том, как создать эффективный проект — в нашей сегодняшней статье. 

Что такое стратегия развития бизнеса? 

Стратегия развития бизнеса — это полноценный алгоритм, где прописаны конкретные цели и этапы по их достижению. С какими задачами она может помочь: 

  1. Увеличение дохода;
  2. Снижение кассового разрыва; 
  3. Взаимодействие с клиентами;
  4. Расширение сфер влияния; 
  5. Наращивание аудитории;
  6. План по прохождению кризисных ситуаций. 

В среднем она должна быть в 2-3 раза длиннее, чем история организации.

Пример: если фирме 3 года, то стратегия прописывается на 6-9 лет вперёд с учётом вероятных форс-мажоров. 

Зачем нужна стратегия 

Ответ на этот вопрос очевиден: для осуществления целей и задач, которые ставят перед собой предприниматели в долгосрочной перспективе. 

При этом стоит учитывать тот факт, что такой документ — величина изменяющаяся, которая подстраивается под внешний мир и происходящие прецеденты, а также тренды в бизнесе. В него регулярно вносят корректировки и прописывают видение предстоящих задач. Благодаря ступенчатому плану работники могут принимать корректные решения.

Когда нужна стратегия 

Правильный ответ: всегда, если вы намереваетесь кратно расти и развиваться. Но есть основополагающие события, когда без концепции укрепления предприятия вы рискуете уйти в минус или потратить на них в 2-3 раза больше времени, чем планировали. 

Например: 

  • Выход на другой рынок: важно рассчитать UNIT-экономику, изучить других участников, аудиторию, построить понятный финансовый график, оформить товарную линейку; 
  • Изменение бизнес-модели: например, открытие офлайн-магазинов, а не только онлайн; свежий товар в ассортименте. Подробные маркетинговые стратегии позволят пройти этот процесс максимально безболезненно и прибыльно; 
  • Расширение продуктовой политики: задокументированный проект по продаже только что вышедшего продукта значительно облегчит работу команды и поможет прийти к результату;
  • Систематизация бизнес-процессов для прогнозирования бюджета и следующих этапов.

Виды основных стратегий развития бизнеса 

Базовая

Конкурентная

Функциональная

Продуктовая

Финансовая

Маркетинговая

Является основой стратегического видения и развития компании - как полностью, так и её подразделений. Помогает реализовывать товары на рынке, выстраивать взаимодействие внутри коллектива. 

Помогает выделить ключевые моменты, благодаря которым компания может выделиться среди конкурентов. Например, узкая целевая аудитория, новый продукт, сервис. 

Даёт возможность наладить рабочие процессы внутри организации на разных уровнях, отделах. Выстроить понятный пошаговый рабочий алгоритм. 

Позволяет создать товарную матрицу, просчитать себестоимость, наладить поставки и другие процессы, связанные с товарооборотом. 

Будет помогать создавать конкретный финансовый концепт, считать прибыль и расходы, уменьшить долговую нагрузку, если она имеется, правильно распределить денежные средства.

С её помощью можно построить план по привлечению новых клиентов, удержанию уже имеющихся и увеличению прибыли за счёт эффективных маркетинговых вложений и разработок.

Как создать эффективную стратегию роста бизнеса: пошаговая инструкция 

  1. Определите цель. Что именно вы хотите изменить, каких величин достичь. В первую очередь выбирайте те направления, которые для вас сейчас наиболее приоритетны. 
  2. Соберите все необходимые данные по этому направлению. Все подсчёты, данные о сотрудниках и прочие показатели, которые, как вы думаете, важны для построения стратегии. 
  3. Проведите SWOT-анализ. Он позволит увидеть слабые стороны в том направлении, над которым вы хотите работать, ваши конкурентные преимущества, возможности, ресурсы и вероятные проблемы. 
  4. Честно оцените условия, в которых вам предстоит работать. Все экономические и иные показатели. Это позволит составить наиболее правильную стратегию. 
  5. Проанализируйте, какие элементы важны для вашего проекта. 
  6. Составьте план подготовки, который вы сможете обсудить с сотрудниками и совладельцами, партнёрами.
  7. Фиксируйте идеи, которыми вы можете дополнить схему.
  8. Регулярно заглядывайте в созданный документ, обновляйте его.

Ошибки в планировании стратегии 

  1. Бизнес-план, составленный “на глазок”: приблизительный, короткий, непонятный сотрудникам и партнёрам. 
  2. Много абстракции и расплывчатости: нет конкретных цифр, шагов и стадий по достижению результата. 
  3. Некорректный анализ конкурентов и целевой аудитории. 
  4. Отсутствие чёткой цели: вы пытаетесь охватить всё и сразу, но так делать нельзя. Одно направление = одна стратегия.
  5. Завышенные ожидания. Амбиции – это хорошо, но стоит их сверять с реальным положением дел.
  6. Хаотично прописанные намерения.
  7. Слишком позитивный взгляд – не учтены внешние факторы, кризисы, вероятные негативные ситуации. 
  8. Нехватка средств на продвижение и маркетинг – в частности, если речь идёт о развитии компании, росте прибыли в 2-3 раза, реализации нового продукта, увеличении влияния. 
  9. Отсутствие математических расчётов: вложения, период окупаемости, предполагаемые даты поступления денег, возможные лимиты задолженности и иные показатели. 
  10. Схема, которая не предполагает вариативности и не подстроена под внешние реалии. 

Также к распространённым ошибкам относятся оценка результативности за короткий срок (3-12 месяцев), отсутствие целевых значений, по которым будет определена эффективность, отсутствие ответственных за то или иное действие/показатель. 

Примеры развития стратегии бизнеса компании: реальные кейсы

Starbucks. Их путь изначально был уникальным: организация позиционировала себя как “третье место” после дома и работы, где человек может провести время в уютной обстановке и выпить вкусный кофе. Благодаря вниманию к деталям (оформлению кофеен, тщательному отбору поставщиков) они смогли стать одними из лидеров рынка и продавать напитки на 40% дороже, чем оппоненты. 

Tiffany&CO. Известная на весь мир торговая марка шаг за шагом реализовывала концепт международной эмансипации. Она заключалась в том, что бренд забирал себе лучшие точки продаж – для наибольшей узнаваемости. Необходимо было, чтобы как можно больше людей увидели вывеску Tiffany и заинтересовались. Сейчас у Тиффани более 400 магазинов в Америке и Европе.

Подводим итоги 

Стратегия развития – это один из ключевых элементов вашего предприятия, если вы хотите развиваться и увеличивать доход и оборот. 

Даже малый бизнес нуждается в понятном поэтапном плане: финансовом и маркетинговом, конкурентоспособном. Он позволит кратно расти.

Стратегия без тактики – это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением – Сунь Цзы