1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Сотрудничество с самозанятыми: ключевые преимущества и риски

Сотрудничество с самозанятыми: ключевые преимущества и риски

Редакция Атлантов

Автор

Специальный режим налогообложения значительно облегчил жизнь физлицам: теперь не нужно регистрироваться в качестве ИП и думать о том, как законно вести деятельность. Всё просто: достаточно скачать приложение, пройти идентификацию, выписывать чеки. Вопрос – несёт ли сотрудничество с самозанятыми какие-либо риски для предпринимателей? Разберёмся в сегодняшней статье. 

Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как построить эффективное партнёрство в бизнесе

Кто такие самозанятые 

Самозанятый — это физическое лицо, которое оформило особый статус налогоплательщика. Плюс состоит в том, что нет необходимости делать дополнительные отчисления: социальные взносы и прочие, достаточно платить налоги (6% за сотрудничество с юрлицами и 4% – с физ). 

Пример: репетитор английского языка сможет законно вести свою деятельность, принимая оплату от учеников и предоставляя им чеки через специальное приложение «Мой налог». Это не только ограждает от проблем с ФНС, но также даёт преимущества – как вариант, подтверждение дохода при получении визы. 

Однозначные преимущества – нет необходимости иметь бухгалтера, сдавать отчётность. 

Источник: https://npd.nalog.ru/app/

Каким компаниям нельзя работать с самозанятыми 

Подобное сотрудничество может быть выгодным, однако не всем компаниям стоит идти на такой шаг, особенно с учетом действующего законодательства. В первую очередь это касается организаций, работающих в сферах, где требуется строгий контроль и соблюдение стандартов, таких как здравоохранение, образование и финансовые услуги. В таких отраслях важно, чтобы все работники соответствовали установленным требованиям, что может быть сложно обеспечить при взаимодействии с самозанятыми. 

При сотрудничестве с самозанятыми можно попасть под прицел налоговой службы из-за подозрений на нелегальную деятельность. Минтруд озвучил признаки:

  • Работа с человеком длится более 3-х месяцев;
  • Зарплата превышает 20 000 рублей. 

Если физлицо фактически выполняет работу штатного сотрудника, но при этом взаимодействие происходит без трудового договора, то на организацию могут наложить штраф. 

Что могут ещё сделать инспекторы?

  1. Переквалифицировать договоры с самозанятыми в трудовые. Соответственно, увеличатся выплаты;
  2. Разместить в реестре работодателей, которые не соблюдают законы – он станет доступен уже с 1 января 2025 года. Это грозит внеплановыми проверками и ухудшением репутации. 

Как избежать наказания?

  1. Проверить, чтобы в контракте отсутствовали слова, которые относятся к ТК РФ – например, работник, рабочее время.
  2. Производить оплату за конкретную выполненную работу. 
  3. Не требовать человека работать в офисе или на другой территории.
  4. Не использовать по отношению к сотруднику дисциплинарные наказания: например, за опоздания.

Почему предпринимателям выгодно сотрудничать с самозанятыми 

  1. Гибкость в найме.  Можно привлекать сотрудников на временной основе.
  1. Снижение затрат. Не нужно платить социальные взносы, налоги, другие обязательные платежи, связанные с трудоустройством штатных исполнителей. – ссылка на закон.
  1. Возможность нанять человека, обладающего специализированными навыками. Особенно ценно, если работник нужен здесь и сейчас, без длительных согласований и оформлений. Это даёт возможность в кратчайшие сроки собрать эффективную команду. 
  1. Упрощение документооборота. Требуется меньше формальностей, что облегчает процесс заключения договора, расчётов. 
  1. Скорость выполнения задач. Как правило, таких сотрудников нанимают под конкретные дела, поэтому они будут выполняться в определённые сроки. 

Преимущества и риски работы с самозанятыми

Плюсы

Минусы

Страховые взносы и НДФЛ с оплат самозанятому не выплачиваются

Запрещено заключать договор с тем, кто уже является сотрудником компании, либо с момента увольнения человека из вашей фирмы прошло менее 2 лет

Работодатель освобождён от обязательства сдавать расчёт по страховым взносам, 6-НДФЛ, ЕФС-1, персонифицированные данные

Если самозанятый утратит свой статус и не расскажет об этом, работодатель будет обязан уплатить страховые взносы, налоги, пени

В среднесписочной численности сотрудников самозанятые не учитываются 

ФНС обращает пристальное внимание на те компании, которые сотрудничают с физлицами в подобном статусе, так как организации часто уклоняются от налогов таким способом 

Нужно ли сообщать в СФР о сотрудничестве с самозанятым 

Да, но только в том случае, если человек прекратил им быть (утратил свой статус) во время действия вашего договора. Минтруд в письме от 04.04.2023 № 14-1/10/В-4784

сообщает, что в таком случае сотрудничество необходимо завершить.

В любых других ситуациях никакой особой отчётности не требуется. 

Как оформить договор с самозанятым

  1. Определите условия сотрудничества: задачи, сроки, объём работ, уровень оплаты.
  2. Выберите тип договора: гражданско-правовой, подряда и другой подходящий.
  3. Укажите стоимость услуг: она может быть фиксированной, почасовой или сдельной. 
  4. Согласуйте права и обязанности. Также внесите ответственность за неисполнение условий. 
  5. Обсудите вопросы конфиденциальности. Для этого надо подписывать отдельный документ – NDA – о неразглашении важной информации. 
  6. Подпишите договор. Должно быть 2 копии: у вас и у исполнителя. 

Оплату за услуги вы можете проводить на обычную карту – сотрудник сам выпишет вам чек через приложение «Мой налог». 

Как контролировать предмет договора с самозанятым

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам эффективно управлять процессом:

 Установите четкие KPI. Определите ключевые показатели эффективности, которые помогут оценить выполнение задач и достигнутые результаты.

Регулярные отчёты. Хорошо, если вы сможете оценивать промежуточные этапы, поэтому попросите сотрудника отправлять вам отчётность. 

Обратная связь. Обеспечьте своевременное взаимодействие с самозанятым. Предоставляйте комментарии на тему работы, чтобы весь процесс был согласован. 

Фиксируйте изменения. Если вы планируете внести правки в задачи, видоизменить их, то утвердите это документально. Так вы сможете не просто отслеживать прогресс, но избежать возможных недоразумений в будущем. 

Что грозит за нарушение в ходе проверки компании трудовой компенсации 

К основным рискам относятся: 

Штрафы и финансовые санкции. В частности, за нарушение в оформлении трудовых отношений, уклонение от уплаты страховых взносов, ндфл. Размер варьируется и зависит от характера нарушения. 

Обязанность уплаты недоимок. Это может существенно ударить по бюджету организации. 

Уголовная ответственность. Она может наступить в случае систематических нарушений, неуплаты налогов. 

Репутационные риски. Подобные случаи могут поставить под удар репутацию фирмы, снизить доверие со стороны партнёров, клиентов. 

Трудовые споры. Если вы некорректно оформите взаимодействие с работником на аутсорсе, вас могут ожидать разногласия и, как следствие, потребуются деньги на юридическую защиту. 

Ошибки, которых следует избегать в работе с самозанятыми 

Неправильное оформление договора. Необходимо прописать все условия, включая объем работ, сроки и оплату. Отсутствие деталей может привести к недоразумениям и спорам.

Отсутствие контроля за выполнением работ. Введите понятный регламент, чтобы избежать недопониманий на тему дедлайнов и последовательности выполнения. 

Недостаточная коммуникация. Открытое общение с самозанятыми важно для успешного сотрудничества. 

Неучет особенностей законодательства. Игнорирование законов может стать причиной штрафов, недоимок. 

Некорректная классификация статуса работника. Например, если вы берёте самозанятого на полный день с большим перечнем обязанностей, но не хотите платить за него соцвыплаты – это нарушение.

На определённом этапе масштабирования бизнеса многим предпринимателям нужно привлекать к сотрудничеству людей с особым налоговым статусом, чтобы иметь возможности делегировать некоторые задачи. Поэтому важно знать, какие проблемы рискуют возникнуть и как их избежать. 

Что делать, если самозанятый потерял свой статус

Первое – расторгнуть текущий контракт. После вы, как заказчик, имеете право на оформление нового – например, ГПХ с физическим лицом. Если же сотрудник принял решение стать ИП, то вы можете оформить договор на оказание услуг с новыми данными.

Заключение

Закон разрешает ООО и другим организациям иметь трудовые отношения с самозанятыми – теми, кто платить специальный налог на профессиональный доход. Взаимодействие с такими сотрудниками позволяет быстро закрыть «дыры» в бизнесе, если вдруг вам нужен профи срочно. 

В бизнес-клубе «Атланты» среди резидентов есть владельцы собственных юридических фирм, которые окажут вам поддержку и ответят на интересующие вас вопросы. Оформляйте гостевой доступ по ссылке, чтобы узнать больше подробностей.

Загляните за кулисы многомиллионного бизнеса: запишитесь 28 января на встречу с основателем AMOCRM Михаил Токовининым

Регистрация на мероприятие

Подпишитесь на новостную рассылку с инсайтами от масштабных предпринимателей

Какие темы интересны?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных