ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Финансовый директор – бесполезная трата денег для бизнеса, или важный элемент денежного планирования, грамотного распределения материальных ресурсов? Зачем он нужен и чем занимается? Когда стоит нанять такого сотрудника? Рассмотрим в сегодняшней статье.
Многие путают данную должность с бухгалтером, но это неправильно. Разница состоит в функционале. Если бухгалтер отвечает только за конкретную часть (приход/расход денежных средств), то финансовый директор – за всю картину в целом.
Чем занимается финансовый директор?
Основная задача – приумножать имеющийся капитал, отвечать за стабильность. Финансовый директор (CFO – chief financial officer) является важным человеком в компании, фактически помощником руководителя.
Принятие управленческих решений невозможно без опоры на цифры – именно финдиректор взаимодействует с собственником по данному вопросу, показывая отчёты и предлагая пути решения. На основе конкретной статистики можно делать прогнозы, работать с юнит-экономикой, строить планы по масштабированию, выходу на новый рынок.
Для того чтобы помогать организации расти, специалист использует два главных инструмента:
Что делает финдиректор:
Источник: fintablo.ru
К ним относятся:
Ниже рассмотрим подробнее.
Специалист должен соотносить траты компании с её планами – насколько правильно и целесообразно, например, снизить затраты на персонал, сменить поставщика услуг, открыть новые филиалы.
Планирование может быть:
Этим тоже занимается финдиректор: для наиболее эффективного распределения денежных средств он использует систему принципов, методов разработки и реализации управленческих решений. Капитал в бизнесе – любой ресурс (материальный/нематериальный), который можно использовать для развития.
Виды капитала отличаются по направлениям.
Источник: fintablo.ru
Собственный – то, что принадлежит компании, включая оборудование, помещения, товарный знак.
Заёмный – одолженные ресурсы (кредиты, инвестиционные средства).
Основной – имеющиеся ресурсы, благодаря которым фирма функционирует (мебель, офис, техника).
Оборотный – то, что задействовано в производственном цикле (сырьё, материалы, продукция).
Финансовый – денежные средства компании, позволяющие пополнять резервы (банковские вклады, ценные бумаги).
Реальный – любые физические формы, которые можно использовать, в том числе интеллектуальная собственность.
Грамотное распределение денег – ещё одна зона ответственности финдиректора. Он должен работать как кризис-менеджер, учитывая возможные внешние риски и проблемы, которые могут возникнуть:
При грамотном риск-менеджменте у компании остаются деньги на случай непредвиденных обстоятельств, которые позволяют функционировать минимум год.
Распределение денег между отделами, выделение бюджета под конкретные задачи, расстановка приоритетов. Подобное планирование необходимо, если компания хочет расти, сохранять и увеличивать прибыль.
Чаще всего бюджетирование определяют на конкретный срок (например, полгода), а затем регулярно проверяют, пересматривают, ориентируясь на текущие показатели, обстановку, новые задачи.
Если в компании есть финансовый директор, то именно он в ответе за то, чтобы документы были в порядке. Для облегчения процесса специалист занимается автоматизацией, а также проводит следующие типы анализов отчётности:
Вы уже поняли, что данный специалист – максимально структурный человек, который занимается анализом данных, умеет прогнозировать. Поэтому очень важно, чтобы финдиректор обладал следующими навыками:
Хорошо, если он также знает историю и может ориентироваться на её цикличность, когда строит планы и прогнозирует следующие шаги.
Финансовый директор – специалист, необходимый организации, которая хочет расти, увеличивать число клиентов, становиться масштабнее. Иногда таким человеком может стать ваш партнёр – например, если вы совершенно не любите вести таблички и считать цифры, а больше склонны к общению с людьми и построению с ними взаимоотношений. Ведь идеальное партнёрство – когда люди дополняют друг друга, а не являются продолжением и без того сильных качеств. Если вы хотите узнать, где найти человека, на которого можно положиться, вместе вести бизнес и достигать новых вершин – скачивайте гайд по партнёрству, который подготовили для вас наши резиденты.
CFO, или chief financial officer. Также подойдёт обозначение «Главный финансовый администратор» (или управленец).
Бухгалтерский баланс, отчёт о движении денежных средств, о финансовых результатах. Иногда – кредитные договоры, инвестиционные соглашения (если есть соответствующее разрешение со стороны собственника).