- Главная
- Медиа Атланты
- Ниши для импортозамещения в 2024 году
Ниши для импортозамещения в 2024 году
Редакция Атлантов
Автор
Санкции усиливаются: регулярно выходят новые пакеты с ограничениями. Проблемы, с которыми сталкиваются владельцы бизнеса и простые обыватели, порой поражают и доходят до абсурда. Неудивительно, что мы столкнулись с дефицитом товаров.
Но не всё так печально: кризис — время возможностей. В статье мы рассмотрим, как сейчас заработать на том, каких товаров не хватает в России, а также рассмотрим статистику разных ниш в 2023-м году.
Получите гайд от бизнес-клуба «Атланты»
Как построить эффективное партнёрство в бизнесе
Импортозамещение в России в условиях санкций
Согласно статистическим данным, 64% отечественных компаний приступили к процессу замещения иностранной продукции. Особый рост отмечают в:
- Госсекторе;
- IT-технологиях, в том числе инфраструктурном ПО;
- Ритейле.
Государство выпустило несколько постановлений, согласно которым, производствам запрещено использовать иностранные ПО на объектах значимой инфраструктуры, обязательно закупать национальные товары в определённой минимальной доле.
Каких производств не хватает в России?
По состоянию на конец 2023-го года аналитики выявили, что в стране дефицит следующих товарных позиций:
- Кварцевые трубки;
- Чипы для транспортных и банковских карт;
- Лифтовое оборудование;
- Комплектующие для автомобилей;
- Лекарственные препараты;
- Бытовая химия;
- Печать;
- Упаковка, в том числе картонная;
- Корм для животных;
- Мебель;
- Станки и тракторы.
Доля импорта из недружественных государств составляла 51%, сейчас требуется усиленная работа над тем, чтобы восполнить пробелы.
ТОП ниш для импортозамещения в 2024 году
Во что стоит вложиться, на какие сферы обратить внимание? Импортозамещение в России в условиях санкций набирает обороты, и те, кто вовремя распознают тренды и грамотно смогут распорядиться ресурсами, могут стать лидерами рынка.
Производство товаров повседневного спроса локальными производителями
К направлению относятся:
- Мебель;
- Пошив одежды;
- Обувь;
- Детские изделия (в том числе игрушки).
Развитию этого сектора способствует уход международных брендов с арены и открытие новых возможностей для локальных специалистов.
По аналитическим данным, сейчас 60% рынка в России составляет китайский автопром (или 1/3 новых машин). При этом поставки запчастей из дружественных Арабских Эмиратов и КНР остаются стабильными.
Фармацевтика и медицинские технологии
Фармрынок России вырос в прошлом году на 4% с объёмом продаж 2 125 миллиардов рублей, но в валюте ($ США) сократился на 17%. Данные приводит центр IQVIA.
Выпуск косметических и гигиенических средств
Большая часть иностранных брендов прекратила поставки косметики в 2022-м, и дефицитные товары надо было заменить. При этом около 70% ингредиентов, в частности — активные вещества и пигменты, доставлялись из-за границы.
Тем не менее, сниженная конкуренция привела к увеличению интереса к отечественной косметике. Эта сфера показала трёхкратный рост в 2023-м по сравнению с предыдущим годом: объём выпуска средств составил 150 млрд рублей.
IT-сфера. Информационные технологии и ПО
Доля IT-сферы в 23-м увеличилась на 1,96%, а оборот холдингов, которые разрабатывают программное обеспечение — на рекордные 19,4%. Это связано с уходом иностранных компаний (SAP — один из них), а также с запретом Президента на использование зарубежных ПО на стратегически значимых объектах.
Это один из наиболее перспективных секторов, куда инвестировать.
Машиностроение и автомобилестроение
Производство автомобилей выросло на 16%: было создано более 720 000 единиц. Среди них легковые, грузовые и общественный транспорт. Ожидается, что рост продолжится при условии необходимости обеспечения технологического суверенитета и вывода заводов из простоя.
На рынке представлены:
- Российские бренды: 30%
- Китайские: 61%
Стройматериалы
Аналитическая компания NFOline сообщает, что увеличение оборота в этой нише составило 2,8 трлн рублей (+ 12% по сравнению с 2022-м). Производство остаётся одним из приоритетных направлений в РФ. Какие товары «взлетели»:
- Сухие строительные смеси;
- Бетон;
- Пластиковые трубы;
- Радиаторы отопления;
- Облицовочная керамическая плитка.
При этом упали продажи керамической черепицы и теплозвукоизоляционных материалов.
Электроника и микроэлектроника
Доходы национальных производителей в отрасли выросли на 20% и составили 59 млрд рублей. Были реализованы якорные проекты по перспективному технологическому оборудованию для выхода полупроводников. Также увеличился интерес к инвестициям в микроэлектронику.
Сельскохозяйственное оборудование
Производство техники увеличилось на 8%, а отгрузки на внутренний рынок — на 2%. Однако говорить о существенном росте преждевременно: упали поставки сельхозтехники, а рост в производстве техники наблюдается только в разделе самоходных машин.
Телекоммуникационное оборудование
Согласно отчёту телеком-компаний, их выручка достигла рекордных 2,6 трлн рублей. Эксперты связывают такое колоссальное развитие с увеличением тарифов на услуги, а также на доходы от новых направлений (например, цифровых решений).
Успешные примеры импортозамещения
Gloria Jeans. Уход таких мастодонтов как H&M и Zara породил спрос в нише качественной и бюджетной одежды, и бренду удалось заполнить эту пустоту.
Автоэлектроника. Завод электронных изделий, расположенный в Калуге, занимается производством важного оборудования — благодаря им частично заменены датчики и жгутовая продукция, ранее импортируемая из недружественных стран.
PearlChain. ERP-решение, благодаря которому некоторые заводы смогли заменить ушедший SAP. Занимается контролем и планированием производств.
1С. Компания для предприятий, которая позволяет наладить бухучёт, внедрить технологичные решения в ритейл и не только, автоматизировать задачи.
Главные выводы
Несмотря на внешнее давление и санкции, бизнес-тренды таковы, что российский технологический суверенитет активно развивается. Уже можно говорить о том, что некоторая продукция успешно заменена.