1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Инновации в ритейле: как технологии меняют торговлю

Инновации в ритейле: как технологии меняют торговлю

Редакция Атлантов

Автор

С 2020-го года розничная торговля претерпевает изменения: сменились цепочки поставок, часть продаж перешла в онлайн-пространство, начали стремительное развитие интернет-магазины и маркетплейсы, даже примерка стала виртуальной. 

В этой статье расскажем вам про инновации в ритейле и тренды, которые будут стремительно развиваться в ближайшее десятилетие. 

Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как построить эффективное партнёрство в бизнесе

Ключевые инновации и их влияние на ритейл 

За последние несколько лет стало очевидно, что стремительно растут такие направления как:

  • Машинное обучение;
  • Искусственный интеллект;
  • Автоматизация производства, включая планирование товаров, прогнозирование спроса; 
  • Роботизированная доставка;
  • Безналичные платежи;
  • E-commerce.

В итоге мы можем наблюдать следующие тенденции:

  • Снижение спроса на продавцов в коммерции, так как их заменяют автоматические кассы. Теперь люди способны самостоятельно приобретать продукцию, а человек в торговом зале нужен только как вспомогательный элемент; 
  • Стремительное развитие доставок, в том числе на дом, вместо походов в магазины офлайн;
  • Использование ИИ для поставки товаров – некоторые компании уже используют специальных дронов, сокращая траты на персонал. Например, Wildberries сейчас на этапе тестирования беспилотных автомобилей для отгрузки продукции.

Развитие искусственного интеллекта и чат-ботов 

Современные покупатели выбирают в первую очередь удобство: возможность сделать заказ, находясь дома; понятный сайт, круглосуточную поддержку, приятную бонусную систему и так далее. 

Поддержание такой глобальной системы требует от бизнеса больших ресурсов. Чтобы облегчить задачу консультантам, менеджерам, многие предпочитают использовать чат-боты или ИИ – они могут взять на себя часть рутинных вопросов, например, помощь клиентам с заказом. 

Цифровые помощники (например, Siri или Alexa) теперь могут взаимодействовать с системой умный дом и своевременно оформлять нужные покупки.

Не менее важным является использование искусственного интеллекта на производстве: благодаря современным роботизированным комплексам увеличивается эффективность бизнеса. Они могут рассчитывать необходимую плотность, рисовать детали, самостоятельно собирать продукцию, управлять складскими пространствами и брать другие задачи, которые ранее выполнял человек. 

Использование AR и VR

Дополненная реальность в онлайн-шопинге – один из главных трендов в ритейле. Теперь можно просто сидеть на диване, но при этом виртуально ходить между полками в офлайн-точке, выбирая нужные продукты. Некоторые бренды предлагают примерить товары: например, на сайте Dior можно посмотреть, подойдут ли вам солнцезащитные очки. Подобный формат очень выгодный с точки зрения бизнеса: 

  • Снижается количество возвратов;
  • Увеличивается лояльность покупателей, так как они получают новый опыт;
  • Сокращаются затраты на аренду помещений, содержание торговых точек;
  • Требуется меньше персонала офлайн, соответственно, ниже траты на ФОТ. 

Развитие AR/VR набирает обороты в разных направлениях: так, торговая сеть «Петрович» предлагает своим клиентам в виртуальном режиме посмотреть, как будут смотреться в интерьере выбранные ими обои. 

Если вам интересно использовать подобные инновации в собственном бизнесе, то вы можете начать с бюджетных приложений для смартфонов. Прежде чем полноценно внедрять их в коммерцию, обязательно проведите бета-тесты, чтобы избежать возможных проблем. 

Big Data и их автоматизация 

Биг Дата позволяют анализировать большие объёмы информации, например, данные следующего характера: 

  • О клиентах;
  • О продажах;
  • О посетителях веб-сайта/приложения. 

С их помощью можно:

  • Предсказывать потребительский спрос;
  • Оптимизировать производственные процессы;
  • Оценивать тенденции на рынке;
  • Собирать информацию в режиме реального времени.

Возможность обрабатывать большие данные появилась в США ещё в 1880-м году, когда инженер Герман Холлерит разработал специальный табулятор. Он помог проанализировать произошедшую перепись населения – без подобной автоматизации на это ушло бы более 8 лет!

Внедрение автоматизации и робототехники

Недостаток квалифицированного рабочего ресурса – основная причина, почему так актуальны роботы на производствах. Они позволяют не только существенно сократить траты на сотрудников, но также избежать возможных ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличить производительность. Ещё одним важным критерием внедрения называют то, что многие заводы довольны вредны для организма – использование роботов позволяет сократить негативное влияние на здоровье людей. 

Оборудование не убирает полностью человека из всех процессов: оно требует починки, ухода, технического сопровождение, а всё это – задачи грамотных специалистов. 

Согласно данным Международной Федерации робототехники, наиболее крупными рынками, которые используют автоматизацию, являются:

  • Китай;
  • Япония;
  • США;
  • Южная Корея;
  • Германия;
  • Италия;
  • Индия. 

Россия пока ещё не входит в топ-стран в этом направлении, однако, появляется всё больше вариантов программного обеспечения, роботов и других помощников для повышения эффективности производств. 

Визуальный поиск 

Visual Search – продвинутый способ найти информацию об интересующей вещи или даже человеке не по текстовому описанию, а по фото/картинке. Технологию уже внедрили такие гиганты как Гугл и Яндекс. Она сильно облегчает жизнь многим пользователям: например, садоводы так могут найти название цветка, студенты – нужную книгу/учебное пособие. 

Использование визуального поиска повышает вовлечённость пользователей, ускоряет процессы, так как теперь на то, чтобы найти необходимый предмет, требуется меньше времени. 

Сейчас существует несколько популярных утилит в этом направлении:

Pinterest Lens. Даёт возможность обнаружить предмет интерьера, вдохновиться архитектурой, даже “примерить” макияж.

Умная камера Yandex. Показывает информацию о продукте, когда вы наводите на него фокус – содержание жиров, белков, углеводов. Также может сканировать документы. 

Будущее розничной торговли 

Помимо вышеперечисленных трендов, стоит ожидать также:

  • Рост спроса на экологичные товары. Всё больше людей задумываются об экологии и внимательно относятся к природе. Именно поэтому мы видим интерес к вещам, выполненных из переработанных материалов, а также увеличение покупок уже бывших в потреблении предметов. 
  • Ценности – на первом месте. Согласно опросам, миллениалы редко тратят деньги на то, что им нравится в моменте – ту же одежду покупают по мере необходимости. Обращают внимание на качество пошива, классический фасон, то, насколько долго они будут носить её. Для них в первую очередь важны ценности и надёжность, а не дань моде.
  • Развитие онлайн-каналов. Ведение соцсетей бренда, где люди могут узнавать новости, делиться мнением – не блажь и пустая трата финансов, а необходимость для бизнеса, который хочет процветать и масштабироваться. 

Главные выводы 

Информационные технологии в ритейле – то, что непрерывно развивается уже много лет подряд, и продолжит свой рост. В ближайшее десятилетие нас ждёт бум онлайн-магазинов, увеличение оборота маркетплейсов, переход к мультиканальности. На форумах в бизнес-клубе «Атланты» резиденты регулярно обсуждают будущие изменения и находят свои точки роста в коммерции. Присоединяйтесь к нашему мероприятию «Атланты говорят», чтобы обсудить волнующие вопросы с предпринимателями из разных сфер – без оплаты, но с верификацией. 

Современный ритейл

Что такое ритейл?

Принцип организации коммерции, при котором компания закупает товар по оптовой цене и реализует по розничной на широкие массы потребителей. 

Что такое цифровая трансформация в ритейле?

Внедрение современных автоматических решений в бизнес, которые позволяют повысить эффективность управления и операций, анализировать большие объёмы данных, управлять запасами и так далее. 

В чём разница цифровизации и автоматизации?

Главное существенное отличие состоит в том, что второй процесс – это замена ручного человеческого труда на роботизированный. В то время как цифровизация подразумевает, что создаётся единое информационное пространство, в котором возможно обмениваться данными. 

Загляните за кулисы многомиллионного бизнеса: запишитесь 28 января на встречу с основателем AMOCRM Михаил Токовининым

Регистрация на мероприятие

Подпишитесь на новостную рассылку с инсайтами от масштабных предпринимателей

Какие темы интересны?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных