- Главная
- Медиа Атланты
- Инновации в ритейле: как технологии меняют торговлю
Инновации в ритейле: как технологии меняют торговлю
Редакция Атлантов
Автор
С 2020-го года розничная торговля претерпевает изменения: сменились цепочки поставок, часть продаж перешла в онлайн-пространство, начали стремительное развитие интернет-магазины и маркетплейсы, даже примерка стала виртуальной.
В этой статье расскажем вам про инновации в ритейле и тренды, которые будут стремительно развиваться в ближайшее десятилетие.
Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»
Как построить эффективное партнёрство в бизнесе
Ключевые инновации и их влияние на ритейл
За последние несколько лет стало очевидно, что стремительно растут такие направления как:
- Машинное обучение;
- Искусственный интеллект;
- Автоматизация производства, включая планирование товаров, прогнозирование спроса;
- Роботизированная доставка;
- Безналичные платежи;
- E-commerce.
В итоге мы можем наблюдать следующие тенденции:
- Снижение спроса на продавцов в коммерции, так как их заменяют автоматические кассы. Теперь люди способны самостоятельно приобретать продукцию, а человек в торговом зале нужен только как вспомогательный элемент;
- Стремительное развитие доставок, в том числе на дом, вместо походов в магазины офлайн;
- Использование ИИ для поставки товаров – некоторые компании уже используют специальных дронов, сокращая траты на персонал. Например, Wildberries сейчас на этапе тестирования беспилотных автомобилей для отгрузки продукции.
Развитие искусственного интеллекта и чат-ботов
Современные покупатели выбирают в первую очередь удобство: возможность сделать заказ, находясь дома; понятный сайт, круглосуточную поддержку, приятную бонусную систему и так далее.
Поддержание такой глобальной системы требует от бизнеса больших ресурсов. Чтобы облегчить задачу консультантам, менеджерам, многие предпочитают использовать чат-боты или ИИ – они могут взять на себя часть рутинных вопросов, например, помощь клиентам с заказом.
Цифровые помощники (например, Siri или Alexa) теперь могут взаимодействовать с системой умный дом и своевременно оформлять нужные покупки.
Не менее важным является использование искусственного интеллекта на производстве: благодаря современным роботизированным комплексам увеличивается эффективность бизнеса. Они могут рассчитывать необходимую плотность, рисовать детали, самостоятельно собирать продукцию, управлять складскими пространствами и брать другие задачи, которые ранее выполнял человек.
Использование AR и VR
Дополненная реальность в онлайн-шопинге – один из главных трендов в ритейле. Теперь можно просто сидеть на диване, но при этом виртуально ходить между полками в офлайн-точке, выбирая нужные продукты. Некоторые бренды предлагают примерить товары: например, на сайте Dior можно посмотреть, подойдут ли вам солнцезащитные очки. Подобный формат очень выгодный с точки зрения бизнеса:
- Снижается количество возвратов;
- Увеличивается лояльность покупателей, так как они получают новый опыт;
- Сокращаются затраты на аренду помещений, содержание торговых точек;
- Требуется меньше персонала офлайн, соответственно, ниже траты на ФОТ.
Развитие AR/VR набирает обороты в разных направлениях: так, торговая сеть «Петрович» предлагает своим клиентам в виртуальном режиме посмотреть, как будут смотреться в интерьере выбранные ими обои.
Если вам интересно использовать подобные инновации в собственном бизнесе, то вы можете начать с бюджетных приложений для смартфонов. Прежде чем полноценно внедрять их в коммерцию, обязательно проведите бета-тесты, чтобы избежать возможных проблем.
Big Data и их автоматизация
Биг Дата позволяют анализировать большие объёмы информации, например, данные следующего характера:
- О клиентах;
- О продажах;
- О посетителях веб-сайта/приложения.
С их помощью можно:
- Предсказывать потребительский спрос;
- Оптимизировать производственные процессы;
- Оценивать тенденции на рынке;
- Собирать информацию в режиме реального времени.
Возможность обрабатывать большие данные появилась в США ещё в 1880-м году, когда инженер Герман Холлерит разработал специальный табулятор. Он помог проанализировать произошедшую перепись населения – без подобной автоматизации на это ушло бы более 8 лет!
Внедрение автоматизации и робототехники
Недостаток квалифицированного рабочего ресурса – основная причина, почему так актуальны роботы на производствах. Они позволяют не только существенно сократить траты на сотрудников, но также избежать возможных ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличить производительность. Ещё одним важным критерием внедрения называют то, что многие заводы довольны вредны для организма – использование роботов позволяет сократить негативное влияние на здоровье людей.
Оборудование не убирает полностью человека из всех процессов: оно требует починки, ухода, технического сопровождение, а всё это – задачи грамотных специалистов.
Согласно данным Международной Федерации робототехники, наиболее крупными рынками, которые используют автоматизацию, являются:
- Китай;
- Япония;
- США;
- Южная Корея;
- Германия;
- Италия;
- Индия.
Россия пока ещё не входит в топ-стран в этом направлении, однако, появляется всё больше вариантов программного обеспечения, роботов и других помощников для повышения эффективности производств.
Визуальный поиск
Visual Search – продвинутый способ найти информацию об интересующей вещи или даже человеке не по текстовому описанию, а по фото/картинке. Технологию уже внедрили такие гиганты как Гугл и Яндекс. Она сильно облегчает жизнь многим пользователям: например, садоводы так могут найти название цветка, студенты – нужную книгу/учебное пособие.
Использование визуального поиска повышает вовлечённость пользователей, ускоряет процессы, так как теперь на то, чтобы найти необходимый предмет, требуется меньше времени.
Сейчас существует несколько популярных утилит в этом направлении:
Pinterest Lens. Даёт возможность обнаружить предмет интерьера, вдохновиться архитектурой, даже “примерить” макияж.
Умная камера Yandex. Показывает информацию о продукте, когда вы наводите на него фокус – содержание жиров, белков, углеводов. Также может сканировать документы.
Будущее розничной торговли
Помимо вышеперечисленных трендов, стоит ожидать также:
- Рост спроса на экологичные товары. Всё больше людей задумываются об экологии и внимательно относятся к природе. Именно поэтому мы видим интерес к вещам, выполненных из переработанных материалов, а также увеличение покупок уже бывших в потреблении предметов.
- Ценности – на первом месте. Согласно опросам, миллениалы редко тратят деньги на то, что им нравится в моменте – ту же одежду покупают по мере необходимости. Обращают внимание на качество пошива, классический фасон, то, насколько долго они будут носить её. Для них в первую очередь важны ценности и надёжность, а не дань моде.
- Развитие онлайн-каналов. Ведение соцсетей бренда, где люди могут узнавать новости, делиться мнением – не блажь и пустая трата финансов, а необходимость для бизнеса, который хочет процветать и масштабироваться.
Главные выводы
Информационные технологии в ритейле – то, что непрерывно развивается уже много лет подряд, и продолжит свой рост. В ближайшее десятилетие нас ждёт бум онлайн-магазинов, увеличение оборота маркетплейсов, переход к мультиканальности. На форумах в бизнес-клубе «Атланты» резиденты регулярно обсуждают будущие изменения и находят свои точки роста в коммерции. Присоединяйтесь к нашему мероприятию «Атланты говорят», чтобы обсудить волнующие вопросы с предпринимателями из разных сфер – без оплаты, но с верификацией.
Современный ритейл
Что такое ритейл?
Принцип организации коммерции, при котором компания закупает товар по оптовой цене и реализует по розничной на широкие массы потребителей.
Что такое цифровая трансформация в ритейле?
Внедрение современных автоматических решений в бизнес, которые позволяют повысить эффективность управления и операций, анализировать большие объёмы данных, управлять запасами и так далее.
В чём разница цифровизации и автоматизации?
Главное существенное отличие состоит в том, что второй процесс – это замена ручного человеческого труда на роботизированный. В то время как цифровизация подразумевает, что создаётся единое информационное пространство, в котором возможно обмениваться данными.
Загляните за кулисы многомиллионного бизнеса: запишитесь 28 января на встречу с основателем AMOCRM Михаил Токовининым
Регистрация на мероприятие