1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. «Юрист — как вино. Чем старше он становится, тем дороже и больше ценится»

«Юрист — как вино. Чем старше он становится, тем дороже и больше ценится»

Редакция Атлантов

Автор

Управляющий партнёр юридической фирмы «Лемчик, Крупский и Партнёры», резидент клуба «Атланты», Москва, 40 лет

Масштаб в профессии юриста — бесконечен. Ты можешь заниматься «стотысячерублёвым» вопросом и быть счастливым человеком. И кто-то живёт в такой парадигме. А можешь заниматься проектами на десятки миллиардов долларов. И это тоже твоя профессия.

Ближе к окончанию школы, когда думаешь, где дальше учиться, я выбирал из двух направлений: история и юриспруденция. Каждое по-своему интересно. История — это срез человечества очень крупными мазками, когда ты изучаешь человека в его массах, течениях. Но всё-таки любовь к деньгам тоже имеет значение, поэтому я выбрал юриспруденцию.

В настоящем юристе процветает старое русское выражение: «закон, что дышло, как повернул, так и вышло». Очень важно знать правила, но не для того, чтобы их просто соблюдать, а чтобы делать это так, как выгодно и правильно в той или иной ситуации. Ты знаешь правила, ограничения, но красота профессии в том, что всё можно поворачивать, толковать, рассматривать, подсвечивать так, как это выгодно тебе. Поэтому при всей скучности подхода здесь есть место нестандартному мышлению.

Моя первая работа — курьер, я возил документы одной строительной компании. Но пытливость ума и интерес к познанию всегда толкали меня понять, что же я везу. И я забирал кипу документов и пока ехал в метро, читал договоры, сметы, счета-фактуры. Хотел понять, что каждая бумажка означает в нашей Вселенной.

Я всё меньше становлюсь юристом в чистом понимании этой профессии: человеком, который читает закон и комментирует его. Став управляющим партнёром, я превратился в коуча для ряда сотрудников, психолога для тех, у кого нестабильное эмоциональное состояние. Начал разбирать конфликты — внутренние, внешние. Консультировать по стандартам качества, разбираться в мотивации людей: что нужно каждому конкретному человеку.

Если ты будешь мыслить шаблонно — я прочитал книжку, теперь по ней работаем, — эта история не полетит и вряд ли твоя компания войдёт в десятку крупнейших в стране.

В нашей профессии важно хорошо говорить, просто потому, что тебя должны понимать. Ты можешь быть очень умным, начитанным, но если не доносишь себя до широкой аудитории, твой бизнес не будет развиваться. Поэтому нужно тренировать ораторское мастерство.

Юрист — как вино. Чем старше он становится, тем, как правило, он дороже и больше ценится. С годами тебя начинают ещё больше уважать. Это вдохновляет. Поэтому ты не устаёшь с годами от профессии, наоборот, всё больше заряжаешься.

Рецепт стабильности любых отношений — с коллегами, партнёрами, семьёй, — разговаривать. Проговаривать каждый момент. Если возникло какое-то недопонимание, двойное толкование — сели и обсудили эту историю. Это обязательная гигиена отношений, чтобы была полная прозрачность и все понимали, кто чего хочет. А ещё нужно синхронизироваться на будущее: согласовывать цели и задачи более детально. Обсуждать, куда мы идём, какие у нас общие ценности. Лучше сорок пять раз проговорить, чем не договорить.

Мне очень нравятся люди, которые хотят развиваться — любопытные, интересующиеся чем-то. Человек, который имеет энергию познания, интересен. Хорошо, если в отношениях ваши направления познания совпадают. Тебе интересно развитие цифровизации бизнеса и другому человеку тоже. У вас совпадает всё, вы можете часами разговаривать. Это бесконечная история.

Я пришёл в бизнес-клуб, потому что понимал: я ограничен моим пониманием мира. Кривая бизнеса шла вверх, но как-то вяло. А я хотел стремительного роста. Задавал себе вопрос: как этого добиться? На курсах люди, которые сами не являются предпринимателями, пересказывают чужие книжки. А мне хотелось чётко ответить на вопрос: что изменить в себе? Я понял, что требуются изменения, потому что всё начинается с головы собственника бизнеса.

Без детей моя личность была бы более серой. Поэтому их появление на свет — у меня их уже четверо — самое яркое и важное для меня событие.

Я спрашивал у одного умного человека: в чём принципиальное отличие людей, которые входят в Forbes, от людей, которые торгуют в палатке у метро? И одни, и другие чем-то торгуют, но первые взлетают в заводы-пароходы, а вторые остаются на одном уровне. Он сказал, что одно из важнейших отличительных качеств этих людей — умение создавать команды, вдохновлять своих людей. Ты должен это уметь, иначе большого бизнеса у тебя не получится.