- Главная
- Медиа Атланты
- Как рассчитать рентабельность продаж
Как рассчитать рентабельность продаж
Редакция Атлантов
Автор
Рентабельность продаж – один из самых важных показателей в бизнесе, на который опираются при принятии решений: от вложений в маркетинг до закрытия дела. В статье мы поделимся с вами классической формулой, а также покажем, как рентабельность влияет на юнит-экономику, оценку бизнеса, и каким образом её можно улучшить.
Что такое рентабельность продаж и какой она бывает
Рентабельность продаж, если выражаться простыми словами – норма прибыли; показатель финансовой результативности компании. Для отслеживания используют:
- Отчёт о движении денежных средств (ДДС – на что деньги тратятся, а благодаря чему – зарабатываются);
- Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ);
- Управленческий баланс (содержит полную информацию о финансовом состоянии бизнеса);
- Панель приборов (краткий файл, в котором видны все цифры: прибыль, убытки, расходы и прочие).
На рентабельность влияют:
- Отсутствие финансового плана;
- Ошибки при реализации продукта;
- Неграмотная маркетинговая стратегия;
- Внешние политические/экономические факторы.
В 2023-м году российская промышленность из-за санкций не смогла поддержать высокие уровни объёма прибыли, которые были после пандемии. К убыточным отраслям, согласно аналитическим данным, отнесли:
- Автопром (-11%);
- Деревообработку (-4,9%);
- Транспортное машиностроение (-2%).
Также низкую положительную рентабельность отметили в производстве готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических товаров.
На падение повлияли большие расходы на поставки, увеличение стоимости комплектующих, сложности с импортом.
Формула рентабельности продаж
Чтобы рассчитывать коэффициент, можно использовать один простейший способ.
Как: чистую прибыль за отчётный период поделить на выручку и умножить на 100%.
Пример:
X5 Group Retail («Пятёрочка», «Чижик» и другие магазины)
Данные за 2023-й год. Оборот: 3,1 трлн рублей
Чистая прибыль: 90,4 млрд рублей
Рентабельность по чистой прибыли: 90,4 млрд / 3,1 трлн х 100% = 2,9%
«Вкусно и точка»
Данные за 2023-й год. Оборот: 155,7 млрд рублей
Чистая прибыль: 14,2 млрд рублей
Рентабельность по ЧП: 14,2 млрд / 155,7 млрд х 100% = 9,1%
Данный показатель даёт возможность оценивать эффективность действий, использования тех или иных ресурсов. Это полезно как владельцам небольших компаний, чтобы увидеть, действительно ли они зарабатывают; так и тем предпринимателям, что хотят осуществить масштабирование бизнеса.
Рентабельность чистой прибыли: почему она важна
Если в отчётах цифры растут, а денег в кармане предпринимателя не прибавляется – надо разбираться, где компания теряет финансы. По своей сути рентабельность показывает, какую прибыль вы получаете с одного рубля.
Её важно отслеживать, чтобы:
- Контролировать бизнес-процессы;
- Следить за маркетинговыми показателями;
- Работать не в убыток;
- Регулярно расти финансово;
- Грамотно распределять имеющиеся ресурсы (не только деньги, но работу сотрудников, активы и так далее).
Чем больше доля заработанного остаётся в компании, тем выше её эффективность, тем она сильнее.
Многие ошибочно думают, что большие обороты – ключ к успеху. Это не так. Случается, что организация продала спичечных коробков в количестве 10 000 штук, и они принесли чистой прибыли порядка 10%. А другая компания, реализовавшая 200 000 гвоздей, работала себе в убыток (-2,2%).
Играют роль:
- Финансовая модель;
- Ценообразование;
- Закупочная цена;
Другие факторы.
Как улучшить рентабельность продаж
Управление рентабельностью – задача собственника и его команды. Что может способствовать росту прибыли:
- Увеличение цены на товары/услугу – самый простой и очевидный способ зарабатывать больше. При этом важно учитывать внешние обстоятельства, такие как платёжеспособность населения, кризис, социальную напряжённость.
- Увеличение объёма продаж – открытие новых точек, появление ещё клиентов, выход на международные рынки;
- Расширение ассортимента – подумайте, какой продукции вам не хватает, но вы могли бы на ней заработать и она востребована у целевой аудитории;
- Снижение затрат – например, поиск поставщиков на более приемлемых для вас условиях;
- Пересмотр трат на сотрудников – возможно, ваша команда сформирована не совсем эффективно;
- Анализ конкурентов – вполне вероятно, вы не успеваете за трендами, из-за чего доходы организации не растут или даже падают;
- Оптимизация налоговой политики – необходимо выяснить, какие существуют способы снизить налоговую нагрузку;
- Снижение себестоимости продукции;
- Внедрение автоматизации, инновационных технологий – иногда это помогает оптимизировать расходы на сотрудников, перераспределить нагрузку.
При улучшении рентабельности важно также пересмотреть эффективность использования имеющихся активов: например, часто бывает так, что на складе компании лежит большое количество товаров, которые не пустили в оборот. Они занимают место, не приносят деньги. Стоит определить, сколько продукции надо держать про запас, и максимально снизить неэффективное управление складом.
Основным доходом нефинансовой организации является рост прибыли – его можно достичь двумя путями: либо увеличением числа продаж, либо увеличение стоимости того, что продают. Конечно, подобные решения могут быть ограничены происходящим на рынке, в мировой экономике.
Для отслеживания финансовой эффективности используйте специальные программы и системы расчёты.
Для наиболее грамотного решения задачи по повышению рентабельности задайте следующие вопросы:
- Что меня больше всего волнует в этом вопросе? Какая задача наиболее приоритетная?
- Какую пользу принесёт решение этой задачи – напишите 5 пунктов, учитывая как положительный, так и отрицательный исход.
- Выгодно ли это для моей компании? Что получу я, мои сотрудники, мои клиенты?
- Какие дополнительные инструменты я могу использовать?
Главные выводы
Рентабельность продаж – основной показатель, показывающий, насколько прибыльна организация. Чтобы постоянно расти финансово, собственнику и СЕО необходимо его отслеживать, иметь на руках чёткий финансовый план. Конечно, с подобными задачами проще справляться в партнёрстве – команда бизнес-клуба «Атланты» совместно с резидентами создали полезный гайд о том, как найти партнёра, распределить обязанности, выйти на новый уровень, выстраивать отношения. Скачайте его по ссылке, чтобы узнать инсайдерскую информацию от опытных предпринимателей, которой нет в Интернете.