1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Как работает франшиза: шаг за шагом к успешному франчайзингу

Как работает франшиза: шаг за шагом к успешному франчайзингу

Редакция Атлантов

Автор

Франшиза – простой эффективный способ увеличить своё влияние на рынке, а также вырасти в доходе, найти новых партнёров, стать узнаваемым; либо же получать пассивный доход, если вы решили купить возможность использования чужой интеллектуальной собственности. В этой статье расскажем, что такое франчайзинг и как правильно вести бизнес, если вы выбрали такой формат. 

Получите гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как построить эффективное партнёрство в бизнесе

Что такое франчайзинг? 

Когда вы создаёте компанию – например, открываете кофейню, оформляете помещение, приводите в порядок систему найма, выбираете название, регистрируете товарный знак – вы становитесь в некотором смысле обладателем бренда. Именно его можно «сдавать в аренду» тем, кто хочет открыть бизнес – если у вас налажены все процессы, организация приносит прибыль, а вы хотите масштабироваться, то вполне можете передать права на использование другому человеку. 

За определённые взносы он будет иметь право использовать ваш товарный знак, ваши методы работы и вести бизнес под вашим именем (фирмы). Такие отношения регламентируются договором, в котором прописаны все условия: 

  • Требования к помещению;
  • Особенности рекламы, продвижения;
  • Процессы найма сотрудников;
  • Сотрудничество с поставщиками;

И так далее. 

Основы франшизы и франчайзинга 

Между этими двумя понятиями есть разница – давайте разбираться. 

Франчайзинг – длительное сотрудничество между предпринимателями, один из которых приобретает право на использование: 

  • Модели ведения дела;
  • Товарного знака;
  • Ноу-хау;
  • Брендбука;

Другого. 

Франшиза – объект договорных отношений. Возможность вести бизнес, используя уже готовый шаблон – за финансовую компенсацию (ежемесячно или ежеквартально). 

При этом вы можете как масштабировать бизнес с помощью этого инструмента, так и вложить собственные средства в покупку. Вариантов довольно много: от пиццерий и кофеен до IT-продукции. 

Источник: franshiza.ru

При выборе потенциального источника дохода важно обращать не только на размер инвестиций, но также условия сотрудничества – роялти (ежемесячные взносы за право использовать имя – часто считаются от чистой прибыли или оборота, составляют 4-15%, как правило), длительность договора, выход из франшизы. 

Виды франчайзинга 

Существуют классификации – рассмотрим основные: 

  1. Продуктовый – возможность реализации собственного товара с помощью розничной сети. Пример: продажа молочных продуктов своего производства крупному супермаркету («Перекрёсток», «Азбука вкуса»).
  2. Производственный – передача свода правил и секретов создания товара другой фирме для производства продукции такого же качества. 
  3. Сервисный – открытие точек продаж с использованием интеллектуальной собственности. К этому виду относятся такие варианты как:
  • Салоны красоты;
  • Фитнес-клубы;
  • Кофейни;
  • Магазины одежды;
  • Пиццерии;
  • Химчистки;
  • Пекарни;
  • Бары;
  • Медицинские центры;
  • Агентства недвижимости;
  • Турагентства;

И многое другое. По сути всё, где предоставляют услуги населению под определённым именем. 

  1. Смешанный – комбинация вышеперечисленных вариантов. Пример:
  • Автомойка, предлагающая своим пользователям средства по уходу за автомобилем, запасные детали; 
  • Бренд «Маша и медведь» – не просто выпускает мультфильмы, а также разрешает использовать изображения героев для печати (раскраски, портфели, ручки и так далее), для изготовления игрушек с дальнейшей продажей. За оплату, разумеется. 

Смешанный вид встречается реже, чем товарный или сервисный. 

Выбор и работа франшизы для малого бизнеса 

Прежде чем начинать работать по франшизе, необходимо изучить все нюансы. Перед покупкой изучите: 

  • Путь компании: от основания до текущего момента;
  • Условия договора;
  • Схемы оплаты паушальных и иных взносов; 
  • Возможность выхода из сотрудничества, наличие штрафных санкций;
  • Необходимые вложения;
  • Условия взаимодействия с поставщиками;
  • Требования к локации, помещению;
  • Процесс найма команды;
  • Форму контроля франчайзера;
  • Наличие или отсутствие поддержки на всех этапах открытия. 

Не лишним будет пообщаться с владельцем лично, или хотя бы с СЕО – так вы поймёте, насколько вам откликается предложение, сможете установить контакт. 

Финансовые вложения во франшизу – только половина дела. Существуют этапы, которые надо пройти прежде, чем ваше дело начнёт функционировать: 

  • Подписание договора;
  • Передача неисключительных прав на использование товарного знака;
  • Паушальный взнос (сумма за доступ к возможности продавать под брендом);
  • Передача инструкций по открытию;
  • Запуск. 

Важно помнить: гарантий, что дело станет успешным и прибыльным, – нет. Вы берёте на себя предпринимательский риск.

Идеально, если вы приобретаете франшизу в нише, в которой разбираетесь. Также немаловажным фактором является востребованность в регионе, где планируется открытие. 

Преимущества и недостатки франчайзинга 

Если вы решили, что этот способ увеличивать прибыль вам подходит, то самое время ознакомиться с плюсами и минусами метода. 

  • Возможность развивать дело с опытным предпринимателем;
  • Получение бизнес-опыта;
  • Понимание ведения всех процессов;
  • Узнаваемость бренда, если вы решаете развивать что-то известное. 

Для владельца франшизы, конечно, основное преимущество состоит в том, что его организация начинает появляться в разных местах, растёт популярность, охваты. 

К недостаткам можно отнести:

  • Высокие стартовые вложения. Конечно, организовать собственный бизнес часто стоит дороже, но не стоит забывать, что при покупке чужого речь идёт чаще всего о нескольких миллионах рублей;
  • Зависимость от решений головного офиса. Можно в одночасье всё потерять – как было, например, во время уходов мировых сетей из России;
  • Отсутствие свободы действий. Вы не являетесь владельцем, значит, есть рамки, за которые нельзя выходить; 
  • Хитрое завершение сотрудничество. Некоторые франчайзеры прописывают, что в течение длительного времени вы не имеете права открывать бизнес в той же нише. Даже если запуск был неудачным. 

Как масштабировать бизнес через франчайзинг 

Один из способов увеличить узнаваемость и расширить зоны влияния на рынке – упаковать франшизу и продавать её другим предпринимателям. Некоторые прописывают это в бизнес-плане на 3-5 лет вперёд. 

При этом стоит учитывать, что данная сфера высоко конкурентна, а это значит, что для того, чтобы выбирали именно вас, важно учитывать все детали. Например:

  • Размер паушального взноса – он может быть критичным для некоторых;
  • Поддержка будущего партнёра на всех этапах сделки, предоставление информации, ресурсов; 
  • Адекватный контракт. 

Вам надо оформить стандарт, по которому в дальнейшем будут работать франчайзи. Подготовка состоит из следующих этапов: 

  • Регистрация товарного знака;
  • Создание брендбука с концепцией оформления (дизайна);
  • Чёткий регламент стандартов работы;
  • Расчёт роялти/паушального взноса;
  • Разработка презентации;
  • Составление договора коммерческой концессии (на передачу прав). 

Продажа франшизы – отдельное направление коммерции. Её можно реализовывать как с помощью менеджеров, так и благодаря рекламе в интернете или же сарафанному радио. Зависит от того, какой концепт вы выберете для себя. 

Forbes опубликовал список наиболее успешных франшиз в разных ценовых диапазонах. В ТОП-5 с инвестициями от 5 млн рублей вошли:

ТОП-5 с вложениями от 1 до 5 млн:

До 1 млн рублей: 

Источник: forbes.ru 

Заключение 

Становиться франчайзинг-партнёром или нет – решать только вам. Как любое дело, оно тоже сопряжено с определёнными рисками, а сторона, у которой вы купили права, вполне может оказаться не очень порядочной. В случае если вам нужна поддержка, совет, вы можете подать заявку в «Атланты» на месяц (без оплаты, но с верификацией) – в окружении из более чем 1300 предпринимателей найдутся те, кто уже прошли этот путь увеличения прибыли или масштабирования собственного дела, вы точно найдёте ответы на свои вопросы. 

Построй стратегию на 2025 год вместе с «Атлантами» в рамках Гостевого доступа. До 20 декабря без оплаты

Тебе будут доступны: участие в фокус-группе, 3 флагманских мероприятия Клуба и встреча P2P с бадди-предпринимателем

Подпишитесь на новостную рассылку с инсайтами от масштабных предпринимателей

Какие темы интересны?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных