1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Как работает франшиза: шаг за шагом к успешному франчайзингу

Как работает франшиза: шаг за шагом к успешному франчайзингу

Редакция Атлантов

Франшиза – простой эффективный способ увеличить своё влияние на рынке, а также вырасти в доходе, найти новых партнёров, стать узнаваемым; либо же получать пассивный доход, если вы решили купить возможность использования чужой интеллектуальной собственности. В этой статье расскажем, что такое франчайзинг и как правильно вести бизнес, если вы выбрали такой формат. 

Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как управлять дистанционными командами

Что такое франчайзинг? 

Когда вы создаёте компанию – например, открываете кофейню, оформляете помещение, приводите в порядок систему найма, выбираете название, регистрируете товарный знак – вы становитесь в некотором смысле обладателем бренда. Именно его можно «сдавать в аренду» тем, кто хочет открыть бизнес – если у вас налажены все процессы, организация приносит прибыль, а вы хотите масштабироваться, то вполне можете передать права на использование другому человеку. 

За определённые взносы он будет иметь право использовать ваш товарный знак, ваши методы работы и вести бизнес под вашим именем (фирмы). Такие отношения регламентируются договором, в котором прописаны все условия: 

  • Требования к помещению;
  • Особенности рекламы, продвижения;
  • Процессы найма сотрудников;
  • Сотрудничество с поставщиками;

И так далее. 

Основы франшизы и франчайзинга 

Между этими двумя понятиями есть разница – давайте разбираться. 

Франчайзинг – длительное сотрудничество между предпринимателями, один из которых приобретает право на использование: 

  • Модели ведения дела;
  • Товарного знака;
  • Ноу-хау;
  • Брендбука;

Другого. 

Франшиза – объект договорных отношений. Возможность вести бизнес, используя уже готовый шаблон – за финансовую компенсацию (ежемесячно или ежеквартально). 

При этом вы можете как масштабировать бизнес с помощью этого инструмента, так и вложить собственные средства в покупку. Вариантов довольно много: от пиццерий и кофеен до IT-продукции. 

Источник: franshiza.ru

При выборе потенциального источника дохода важно обращать не только на размер инвестиций, но также условия сотрудничества – роялти (ежемесячные взносы за право использовать имя – часто считаются от чистой прибыли или оборота, составляют 4-15%, как правило), длительность договора, выход из франшизы. 

Виды франчайзинга 

Существуют классификации – рассмотрим основные: 

  1. Продуктовый – возможность реализации собственного товара с помощью розничной сети. Пример: продажа молочных продуктов своего производства крупному супермаркету («Перекрёсток», «Азбука вкуса»).
  2. Производственный – передача свода правил и секретов создания товара другой фирме для производства продукции такого же качества. 
  3. Сервисный – открытие точек продаж с использованием интеллектуальной собственности. К этому виду относятся такие варианты как:
  • Салоны красоты;
  • Фитнес-клубы;
  • Кофейни;
  • Магазины одежды;
  • Пиццерии;
  • Химчистки;
  • Пекарни;
  • Бары;
  • Медицинские центры;
  • Агентства недвижимости;
  • Турагентства;

И многое другое. По сути всё, где предоставляют услуги населению под определённым именем. 

  1. Смешанный – комбинация вышеперечисленных вариантов. Пример:
  • Автомойка, предлагающая своим пользователям средства по уходу за автомобилем, запасные детали; 
  • Бренд «Маша и медведь» – не просто выпускает мультфильмы, а также разрешает использовать изображения героев для печати (раскраски, портфели, ручки и так далее), для изготовления игрушек с дальнейшей продажей. За оплату, разумеется. 

Смешанный вид встречается реже, чем товарный или сервисный. 

Выбор и работа франшизы для малого бизнеса 

Прежде чем начинать работать по франшизе, необходимо изучить все нюансы. Перед покупкой изучите: 

  • Путь компании: от основания до текущего момента;
  • Условия договора;
  • Схемы оплаты паушальных и иных взносов; 
  • Возможность выхода из сотрудничества, наличие штрафных санкций;
  • Необходимые вложения;
  • Условия взаимодействия с поставщиками;
  • Требования к локации, помещению;
  • Процесс найма команды;
  • Форму контроля франчайзера;
  • Наличие или отсутствие поддержки на всех этапах открытия. 

Не лишним будет пообщаться с владельцем лично, или хотя бы с СЕО – так вы поймёте, насколько вам откликается предложение, сможете установить контакт. 

Финансовые вложения во франшизу – только половина дела. Существуют этапы, которые надо пройти прежде, чем ваше дело начнёт функционировать: 

  • Подписание договора;
  • Передача неисключительных прав на использование товарного знака;
  • Паушальный взнос (сумма за доступ к возможности продавать под брендом);
  • Передача инструкций по открытию;
  • Запуск. 

Важно помнить: гарантий, что дело станет успешным и прибыльным, – нет. Вы берёте на себя предпринимательский риск.

Идеально, если вы приобретаете франшизу в нише, в которой разбираетесь. Также немаловажным фактором является востребованность в регионе, где планируется открытие. 

Преимущества и недостатки франчайзинга 

Если вы решили, что этот способ увеличивать прибыль вам подходит, то самое время ознакомиться с плюсами и минусами метода. 

  • Возможность развивать дело с опытным предпринимателем;
  • Получение бизнес-опыта;
  • Понимание ведения всех процессов;
  • Узнаваемость бренда, если вы решаете развивать что-то известное. 

Для владельца франшизы, конечно, основное преимущество состоит в том, что его организация начинает появляться в разных местах, растёт популярность, охваты. 

К недостаткам можно отнести:

  • Высокие стартовые вложения. Конечно, организовать собственный бизнес часто стоит дороже, но не стоит забывать, что при покупке чужого речь идёт чаще всего о нескольких миллионах рублей;
  • Зависимость от решений головного офиса. Можно в одночасье всё потерять – как было, например, во время уходов мировых сетей из России;
  • Отсутствие свободы действий. Вы не являетесь владельцем, значит, есть рамки, за которые нельзя выходить; 
  • Хитрое завершение сотрудничество. Некоторые франчайзеры прописывают, что в течение длительного времени вы не имеете права открывать бизнес в той же нише. Даже если запуск был неудачным. 

Как масштабировать бизнес через франчайзинг 

Один из способов увеличить узнаваемость и расширить зоны влияния на рынке – упаковать франшизу и продавать её другим предпринимателям. Некоторые прописывают это в бизнес-плане на 3-5 лет вперёд. 

При этом стоит учитывать, что данная сфера высоко конкурентна, а это значит, что для того, чтобы выбирали именно вас, важно учитывать все детали. Например:

  • Размер паушального взноса – он может быть критичным для некоторых;
  • Поддержка будущего партнёра на всех этапах сделки, предоставление информации, ресурсов; 
  • Адекватный контракт. 

Вам надо оформить стандарт, по которому в дальнейшем будут работать франчайзи. Подготовка состоит из следующих этапов: 

  • Регистрация товарного знака;
  • Создание брендбука с концепцией оформления (дизайна);
  • Чёткий регламент стандартов работы;
  • Расчёт роялти/паушального взноса;
  • Разработка презентации;
  • Составление договора коммерческой концессии (на передачу прав). 

Продажа франшизы – отдельное направление коммерции. Её можно реализовывать как с помощью менеджеров, так и благодаря рекламе в интернете или же сарафанному радио. Зависит от того, какой концепт вы выберете для себя. 

Forbes опубликовал список наиболее успешных франшиз в разных ценовых диапазонах. В ТОП-5 с инвестициями от 5 млн рублей вошли:

ТОП-5 с вложениями от 1 до 5 млн:

До 1 млн рублей: 

Источник: forbes.ru 

Заключение 

Становиться франчайзинг-партнёром или нет – решать только вам. Как любое дело, оно тоже сопряжено с определёнными рисками, а сторона, у которой вы купили права, вполне может оказаться не очень порядочной. В случае если вам нужна поддержка, совет, вы можете подать заявку в «Атланты» на месяц (без оплаты, но с верификацией) – в окружении из более чем 1300 предпринимателей найдутся те, кто уже прошли этот путь увеличения прибыли или масштабирования собственного дела, вы точно найдёте ответы на свои вопросы. 

заявка принята. скоро с вами свяжется команда

Получи гостевой доступ в бизнес-клуб «Атланты» в марте

Регистрация на мероприятие

ошибка

Пожалуйста, проверьте правильность заполнения телефона, он должен соответствовать образцу +7 (999) 999 — 99 — 99

заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
ошибка