
Как продать бизнес: быстро, выгодно, без рисков

Для продажи бизнеса недостаточно просто выставить объявление. Как организовать процесс, чтобы сохранить нервы и остаться в плюсе?
Не будьте похожи на многих предпринимателей, которые слишком долго держатся за свой бизнес и становятся похожи на владельцев той самой лошади.
Вот пять симптомов, сигнализирующих, что пришло время продавать:
- Ваш бизнес работает плохо
Ключевым фактором здесь являются долги. Ваш бизнес с каждым месяцем все глубже увязает в них? Если вы постоянно занимаете деньги, чтобы поддерживать компанию на плаву, пришло время искать альтернативные решения.
В большинстве бизнесов, когда текущие обязательства составляют более 200% от текущих активов, их становится почти невозможно возместить.
Слияние с более крупной компанией или продажа стратегическому покупателю может решить финансовые проблемы.
- Ваш бизнес работает хорошо
Постоянно растущие прибыли, стабильные продажи, имя на рынке, сформированная команда – всё это очень привлекает потенциальных покупателей. Если оценка вашего бизнеса сейчас высока как никогда, это может быть хорошее время для продажи.
- Ваша страсть к бизнесу начинает угасать
Не ждите, пока вы начнете ненавидеть свою работу. Оцените ситуацию и подумайте: вероятно, пришло время двигаться дальше?
Следующие 5 вопросов помогут разобраться в себе:
- Увлечен ли я этим бизнесом?
- Есть ли что-то ещё, что я предпочел бы делать?
- Я работаю больше и тяжелее, чем хотелось бы?
- Моя бизнес-модель ещё отвечает моим ценностям?
- Я действительно устал от этого бизнеса или просто давно не был отпуске?
Честные ответы на вопросы из списка выше помогут определить следующие шаги. Будет ли это просто короткий перерыв, реструктуризация компании, или всё-таки речь пойдёт о продаже.
- У вас есть веская причина продать
Иногда такие ситуации, как расторжение партнёрства, развод или смерть члена семьи – особенно, если у вас семейный бизнес – могут привести к принудительной продаже. В этих случаях вам нужно будет сделать всё возможное, чтобы извлечь максимум пользы из ситуации.
- Вы получаете предложение, от которого не можете отказаться
Возможно, вы не планировали продавать свой бизнес, но предложение настолько хорошее, что вы просто не можете его игнорировать. Потратьте время и ресурсы, чтобы убедиться, что сделка действительно так хороша, как кажется.
Как подготовить бизнес к продаже
Решение о продаже бизнеса – серьёзный шаг, процесс обычно длится от шести месяцев до года. Если вы решились на сделку, начните подготовку заблаговременно. Подумайте, как ваша компания будет выглядеть в глазах потенциальных покупателей.
- Спланируйте свою стратегию выхода
Вы намерены продать бизнес и полностью отойти от дел? Или вы хотите провести слияние и оставить себе возможность участвовать в принятии решений? Понадобится ли некий переходный период и сколько он будет длиться?
Эти и другие вопросы следует продумать заранее.
- Приведите в порядок все бумаги
При продаже бизнеса желательно провести полный аудит за последние несколько лет. Может обойтись недёшево, но эта инвестиция того стоит. У вас появится возможность показать историю развития вашего бизнеса потенциальным покупателям.
Убедитесь также, что все налоги уплачены и все судебные споры урегулированы.
- Большой субботник в офисе
Если вы продаёте бизнес вместе с помещением, которое занимает ваша компания, самое время привести офис в порядок. В некоторых случаях достаточно клининга, иногда требуется косметический ремонт.
- Определите, что именно вы продаёте
Вы передаёте покупателям не только офис, склады и товарные запасы. В сделке также могут участвовать ваша наработанная клиентская база, лояльность аудитории к бренду, права на интеллектуальную собственность, лицензии и выданные патенты. Всё это ценно в глазах потенциального покупателя, осталось решить, с чем именно вы готовы расстаться. Этот шаг важен для дальнейшего определения цены.
- Назначьте цену
Чаще всего для оценки стоимости компании предприниматели обращаются к экспертам-оценщикам. Профессиональная оценка бизнеса будет воспринята потенциальными покупателями более благосклонно и может предотвратить юридические неприятности в будущем.
Впрочем, параллельно вы можете самостоятельно промониторить рынок, экономические тенденции, посмотреть, не продавались ли в последнее время подобные компании и какие цены они назначали.
Поиск покупателя
Итак, вы твёрдо настроены на продажу бизнеса и убедились, что компания к этому готова. Время поиска идеального покупателя.
Покупатели обычно делятся на две категории: финансовые и стратегические.
Финансовый покупатель, такой как венчурный инвестор, как правило, смотрит на ваш бизнес и анализирует его жизнеспособность. Его интересуют реальные цифры и возможность их увеличить в ближайшей перспективе. Такие покупатели обычно приобретают высокорентабельные бизнесы.
Вторая категория – стратегические покупатели. Это обычно или прямой конкурент, или владелец бизнеса в смежной отрасли, или ваш поставщик. Такой покупатель рассматривает покупку как поглощение, которое поможет закрепиться на рынке, а также централизовать функции продаж и маркетинга.
Где продавать бизнес
Прямые предложения
Если вам известно, кого из участников рынка может заинтересовать ваш бизнес, смело выходите на переговоры.
Реклама на специализированных интернет-площадках
О вашем решении расстаться с бизнесом почти сразу узнают конкуренты и инвесторы, подыскивающие хорошие варианты для покупки.
Услуги бизнес-брокеров
Экономически оправдано при высокой стоимости сделки.
Авито
Как бы забавно ни звучало, иногда это работает. Формат подходит для продажи небольших торговых точек и малорентабельных компаний.
Главное:
- Часто продажа бизнеса – единственно верное решение. Хотя эмоционально многим даётся непросто.
- Продажа готового бизнеса – процесс небыстрый, может длиться год и даже больше.
- Предпродажная подготовка – это обязательный этап. Убедитесь, что подчистили все хвосты.
- Обращайтесь к специалистам по оценке, чтобы назначить адекватную стоимость и избежать юридических проблем.