1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. ТРИЗ: творческий подход к решению бизнес-задач

ТРИЗ: творческий подход к решению бизнес-задач

Редакция Атлантов

Автор

Теория решения изобретательских задач или ТРИЗ — это набор методов решения различных задач и усовершенствования систем. Теория отлично применяется в бизнесе и тому есть масса примеров. Слышали про провал IKEA с сумками с опечаткой в адресе сайта? Выпутывались они с помощью ТРИЗ.

История ТРИЗ

Первая версия ТРИЗ была разработана советским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером и его коллегами. Они проанализировали 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей.

Цель ТРИЗ — развитие гибкого мышления и воображения, а также способности решать сложные задачи изящными и эффективными способами.

ТРИЗ использует 5 основных принципов и заставляет нас смотреть на проблемы иначе:

  1. Идеальный конечный результат. Нестандартное мышление — это хороший принцип для достижения Идеального конечного результата. ТРИЗ призывает людей не слишком быстро удовлетворяться решением проблемы, всегда быть открытыми для ещё лучших идей.
  2. Чем меньше, тем больше. Не всегда нужно вкладывать много денег, чтобы прийти к лучшей идее. Инновации могут быть реализованы с помощью существующих материалов, и иногда решение находится под рукой.
  3. Решения уже существуют. ТРИЗ помогает людям искать решения вне их основной области знаний. Смотреть на проблему иначе.
  4. Поиск фундаментальных противоречий. Инновация равнозначна решению проблем или противоречий. Когда эти противоречия определены, решение неизбежно найдётся.
  5. Линии эволюции. Системы не эволюционируют случайным образом. У всего есть закономерности.

Когда задача считается изобретательской?

Обычная задача становится изобретательской, когда она требует устранения противоречий или, другими словами, достижения идеального конечного результата.

Определение противоречий — это проблема, наполовину решённая. И, разрешая все противоречия, вы решаете саму проблему.

В ТРИЗ существует три типа противоречий:

  • Административное противоречие — нужно совершенствовать систему, но вы не можете или не имеете на это права. Например: вы не можете потратить бюджет, нет времени на создание проекта или вам не хватает персонала.
  • Техническое противоречие — улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.
  • Физическое противоречие — чтобы улучшить систему, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно.

Пример из бизнеса

Задача: ускорить обработку заявок в банке.

Противоречия:

  1. Административное противоречие — бюджет ограничен.
  2. Техническое противоречие — вам нужно увеличить размер колл-центра, но при этом увеличатся и расходы.
  3. Физическое противоречие — вам нужно много людей, чтобы ускорить обработку, но тогда вы превысите бюджет.

Решением этой проблемы может стать создание удалённого колл-центра. Вам не нужно будет платить за аренду офиса, а скорость обработки заявок увеличится. Но потенциально могут возникнуть и другие административные противоречия. Например, как управлять колл-центром, не тратя ресурсы и не теряя качества обработки?

Поэтому существует и второе решение — создать чат-бота, который будет обрабатывать заявки и которым не нужно управлять. Однако боты недостаточно умны, чтобы работать полностью автономно.

Так что лучшим вариантом здесь будет сочетание этих двух решений. Вы можете использовать бота для первичной обработки заявок, а небольшую команду колл-центра — для вторичной обработки.

Как использовать методику ТРИЗ для решения бизнес-задач?

В ТРИЗ существует более 40 различных методов и приёмов, которые помогут вам найти идеальное решение. Все они направлены на устранение противоречий.

Некоторые из методов помогают решать полевые задачи. Например, чтобы использовать принцип инертной среды, процесс должен осуществляться в вакууме.

Но у ТРИЗ также есть методы, которые мы уже используем в нашей повседневной жизни, например:

  • Принцип сегментации — разделение задачи на небольшие подзадачи;
  • Принцип выноса — выделение мешающей части задачи или, наоборот, необходимой;
  • Принцип слияния — соединение идентичных или сходных задач;
  • Принцип универсальности — поиск решения, удовлетворяющего сразу несколько запросов.

ТРИЗ часто используется в маркетинге и дизайне бренда, чтобы найти идеальное решение, которое сгладило бы все противоречия.

Существует такой принцип разрешения противоречий, который называется «Превращение лимонов в лимонад». Отличным примером использования этого принципа является недавняя ситуация IKEA, когда компания выпустила линейку сумок с надписью «co» вместо «com».

Противоречия очевидны: отзыв всей партии и её уничтожение принесут только убытки, а создание новой линии не вписывается в концепцию экологичности, за которую выступает ИКЕА.

Что сделала компания? Объявила эту коллекцию ограниченной и заявила, что делать ошибки — это нормально. Таким образом был достигнут Идеальный конечный результат, который не только ничего не стоил, но и принёс компании дополнительную популярность.

Или есть другой принцип — принцип Самообслуживания, когда объект служит сам себе, выполняя вспомогательные и ремонтные функции.

Допустим, вам нужно создать устройство, которое будет работать самостоятельно без постоянной и дорогостоящей подзарядки. Трудно придумать двигатель, который не нужно заряжать, но можно создать двигатель, который может заряжаться за счёт собственных отходов или ресурсов. Например, в вездеходах Шерпа выхлопные газы автомобиля используются для накачки шин непосредственно из работающего двигателя.

Это здорово, когда вы можете легко решить все свои проблемы. Но если задача сложная и требует больше, чем простой мыслительный процесс — всегда можно применить системный подход и использовать вспомогательные методики, например, ТРИЗ.