1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Социальный капитал: что это такое и как его развить

Социальный капитал: что это такое и как его развить

Михаил Воронин

Автор

Социальный капитал — это недооценённый ресурс с большим ROI. Все прорывы, выход
на новый уровень возможны только с помощью других людей. При этом главный способ в
создании соцкапитала – отдавать. Об этом наша сегодняшняя статья.

Что такое социальный капитал

Social capital — «копилочка» знакомств, которую смог собрать человек за определённый
промежуток времени. В ней собраны контакты разных личностей — знающие люди
утверждают, что невозможно предугадать, в какой момент вам понадобится тот или иной
телефон. Создание такой копилки — полноценная работа для тех, кто хочет выйти на новый
уровень в бизнесе, а также личностном плане.

Зачем нужен социальный капитал

Ответ очевиден: для того, чтобы окружить себя людьми со схожими ценностями, а вы могли
расти вместе с ними и достигать целей и задач, быстрее приходить к результатам. Круг
общения предпринимателей, как правило, довольно мал — это большая ошибка.
Возможности других, их опыт, видение — бесценный ресурс. Благодаря знакомствам можно
получить помощь, полезные советы от бывалых коллег, войти в партнёрство, договориться
о сотрудничестве и даже обрести друзей.

Как формируется социальный капитал

Чаще всего знакомства происходят сами по себе: просто потому, что мы находимся в
социуме. Школа, университет, работа, случайные встречи в заведениях, бизнес-партнёры,
знакомые из отпуска — все эти записи в телефонной книжке образовывают тот самый
соцкапитал.

Также его можно формировать целенаправленно: допустим, во время посещения
определённого мероприятия или при вступлении в клуб с единомышленниками. Так можно
обрести равных по статусу знакомых.

Михаил Воронин создал мастер-класс, который поможет вам максимально эффективно
распоряжаться своими связями. Его можно получить совершенно бесплатно по ссылке.

Виды социального капитала

Обязывающий — такой тип подразумевает, что любые посторонние люди исключены.
Закрытое сообщество, где существуют определённые договорённости между его членами и
правила взаимодействия.

Связывающий — противоположность предыдущему варианту. Новеньких могут принимать,
однако, иногда для этого необходимо соблюдение некоторых правил: например, при
вступлении в бизнес-сообщество важен будет заработок будущего участника или оборот его
компании.

Формы социального капитала

1. Структурная. В эту форму входят институты, а также правила установления и
поддержания связей.
2. Когнитивная. Состоит из важных элементов: доверие, отношения между людьми,
ценности, общность взглядов.

Социальный капитал играет важную роль в жизни каждого индивидуума, ведь он даёт
возможности, связи, его можно монетизировать. Однако далеко не все умеют правильно им
распоряжаться: тут на помощь приходит стратегическая сессия по разбору ваших контактов
и построению эффективной стратегии, которая даст толчок к развитию вашего дела.

Как измерить свой социальный капитал

Математической формулы, позволяющей точно измерить, насколько вы социально богаты,
нет. Однако, можно прибегнуть к иным способам.

Количественная оценка. Составьте список из тех, с кем общаетесь чаще всего — они
знают, что происходит в вашей жизни, принимают в ней участие. Разделите по группам,
пропишите количество, например:
- Семья (7);
- Знакомые (3);
- Партнёры (4);
- Коллеги (6);
И так далее.

Подумайте, кто из них точно откликнется, если вам надо будет помогать.
Качественная оценка. Возьмите лист и разделите его на три столбца:

- Ваши потребности, которые можно реализовать через других людей (не только
материальные, например — потребность в восхищении);
- Люди, которые могут их закрыть;
- Оценки по шкале от 1 до 10 (то есть оцените, насколько ваше окружение отвечает тому,
что вы хотите).

Если вы увидели, что где-то есть пробелы и вы не знаете, какое имя вписать — это повод
поработать над своей копилочкой знакомств и нетворкингом усерднее.

Как заработать социальный капитал

1. Поставьте цель по знакомствам на неделю, месяц, год;
2. Не стесняйтесь разговаривать с людьми на мероприятиях или на улице — к примеру,
когда гуляете с ребёнком;
3. Посещайте ивенты с целью налаживания контактов – кстати, в “Атлантах” есть
календарь мероприятий. Он позволит составить план по ивентам на месяц вперёд;
4. Проявляйте участие в жизни ваших знакомых — иногда даже обычное сообщение в
соцсетях однажды может принести вам пользу;
5. Вступайте в бизнес-клубы, чтобы окружить себя единомышленниками, равными по
статусу людьми — доверие в таких местах всегда выше, деловые связи удастся
наладить быстрее.

Привычки для развития социального капитала

1. Поддерживайте энергообмен. Это просто: пишите приятные комментарии в социальных
сетях, спрашивайте, как дела; приглашайте на праздники, отвечайте на смски, приходите
в гости не с пустыми руками.
2. Не ищите подвоха — многие предприниматели не доверяют людям; зачастую такое
убеждение не идёт им на пользу, а лишь ограничивает;
3. Посещайте ивенты, знакомьтесь, собирайте контакты;
4. Развивайте себя не только как коммерсанта, но как личность — интересуйтесь новым,
читайте, путешествуйте, расширяйте кругозор. Такой подход даст возможность
поддерживать общение с разными личностями.

Как монетизировать социальный капитал

Вам наверняка известна теория 6 рукопожатий — иногда от главы государства, популярного
артиста или грамотного адвоката нас отделяют всего лишь 6 человек. Поэтому не
разбрасывайтесь контактами — каждый может быть полезен и важен.

Вот несколько правил, которые могут помочь вам в монетизации связей:

- Каждый должен знать, чем вы занимаетесь — не стесняйтесь заявлять об этом как лично,
так в Интернете;
- Внимательно относитесь к вашим знакомым, следите за их новостями, регулярно
напоминайте о себе;
- Обращайтесь за помощью, если она вам нужна;
- Предлагайте варианты взаимодействия тем, кому, как вы считаете, они подойдут.

Примеры выстраивания отношений

Одна из крупнейших мировых сетей кофеен Starbucks не существовала бы, если бы в своё
время Говард Шульц отказался от идеи поиска инвесторов после года безуспешных
попыток. Однако, накопленные социальные связи в конечном итоге помогли ему сделать
компанию одной из ведущих.

Евгений Костин, собственник строительной фирмы «Северный Зодчий» и резидент клуба
«Атланты», вместе с другой участницей открыл филиал в Дубае, а вопросы о жизни и быте в
другой стране помогает решать наш отдельный чат, где люди делятся опытом.

Главные выводы

Друг или просто знакомый, случайный попутчик, одноклассник, коллега — каждый может
быть полезен для вас и вашего бизнеса. Создание копилки знакомств — полезный навык,
которым надо обязательно обладать, чтобы развиваться и расти. При этом окружение —
самый главный и недооценённый ресурс, помогающий свернуть горы. Буст, что позволяет
вырываться вперёд на любом этапе, будь то открытие бизнеса или же выход на новый
рынок.