1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Система SMART в управлении проектами

Система SMART в управлении проектами

Редакция Атлантов

Автор

«Хочу личную яхту, выход на международный рынок, узнаваемость по всему миру и миллиарды на счетах» - если и мечтать, то по-крупному, не так ли? 

Но не всегда наши желания совпадают с реальностью — на деле многие предприниматели сталкиваются с трудностями, пытаясь лбом пробить железную дверь перед собой в стремлении достичь намеченных результатов. Удовлетворение от процесса на нуле: заветные миллиарды и международная узнаваемость никак не приближаются, а внутри есть ощущение, что «я полное ничтожество». 

О том, что из себя представляют SMART-цели, как достигать их без выгорания — в нашей сегодняшней статье. 

Что такое SMART цели? 

Чёткие. Понятные. Твои. 

Примерно так можно охарактеризовать систему SMART. О ней сказано многое, но далеко не все её используют: мы предлагаем вам перейти к действиям сразу во время прочтения данного материала, чтобы не откладывать на «потом». По своей сути SMART-цели — это конкретные ориентиры, на которые мы опираемся, когда создаём видение своего будущего. Ниже дадим расшифровку. 

Впервые метод упомянул Джордж Доран, эксперт в области стратегического планирования, в 1981-м. В журнале Management Review он отметил важность грамотной постановки целей, предложив свою методику, которая теперь является классикой.

SMART критерии 

Если вы хотите, чтобы ваша компания развивалась, вам обязательно нужен бизнес-план с прописанными конкретными шагами по достижению желаемого результата: 

  • Когда вы к нему придёте;
  • Какие инструменты будете использовать;
  • Чего именно хотите достичь. 

Ниже мы дадим для вас расшифровку и расскажем, как применять этот подход в бизнесе. 

Специфичность — specific 

Или — «конкретность», «ясность». С этим пунктом помогут ключевые вопросы:

-  Чего я хочу? К чему мечтаю прийти? 

  • Точно ли это моя цель? 

И дополнительные:

  • Кто будет вовлечён?
  • Как мы этого достигнем?
  • Почему это важно?

Здесь вы можете определиться с тем, какая перед вами стоит задача. Например:

  • Увеличить количество продаж/лидов;
  • Выйти на международный рынок;
  • Реабилитировать старую базу клиентов. 

Важно: 1 цель = 1 результат! А не несколько разных.

Ваша ответственность как руководителя – убедиться, что все поняли вас правильно.

Измеримость — measurable 

В чём вы сможете измерить результат? Как поймёте, что добились желаемого? 

Это могут быть:

  • Проценты (к примеру, обращений/конверсии на сайте);
  • Валюта (количество заработанных денег);
  • Сумма покупок/заказов;

И так далее. 

Всё зависит от того, что именно вы хотите сделать. 

После того как вы определили измеримость, можно уже более детально написать цель: 

  • Увеличить количество обращений через сайт на 5% с помощью контекстной рекламы; 
  • Найти 3 партнёров для запуска нового продукта;
  • Сделать оборот 1 300 000 $ в российских филиалах. 

Достижимость — achievable 

Ответьте себе честно: у вас достаточно ресурсов, навыков, возможностей, чтобы достигнуть желаемого? Так вы сможете поставить перед собой задачу, к которой придёте быстрее и легче, чем если бы хотели чего-то нереального или слишком сложного. Того, на что конкретно сейчас не хватает ресурсов. 

На этом этапе хорошо подумать о возможных препятствиях и способах их преодоления. Стоит понимать – именно здесь многие допускают ошибки, когда требуют от себя и окружающих невозможного. 

Нет: Привлечь 10 000 новых клиентов в следующем месяце.

Да: Привлекать 150 новых покупателей ежемесячно.

Хорошо смотреть на уже имеющиеся цифры – например, сумма покупок за определённый период. Это поможет реалистично оценить происходящее.

Релевантность — relevant 

Важно, чтобы задача была актуальной для бизнеса и команды, а также приближала к основной — выходу на международный рынок, увеличению чистой прибыли. То есть каждая микроцель, которую вы ставите перед собой, в том числе по СМАРТ, должна быть частью большого дела. 

Ограниченность временем — Time-bound 

Хорошо поставить конкретный срок, за который вы придёте к намеченной цели. Обязательно учитывайте, что время, потраченное на реализацию, должно быть реальным: невозможно за 1 день стать миллиардером, открыть 3 новых филиала или переделать структуру компании. 

Установка понятного срока помогает сфокусироваться на поставленной задаче, правильно скорректировать тайм-менеджмент руководителя

При этом вы должны помнить, что слишком строгие рамки могут вогнать в стресс ваш персонал – обязательно учитывайте этот фактор, не требуйте от людей невозможного.

Преимущества использования SMART-целей в бизнесе 

Плюсов довольно много: 

  1. Возможность наметить цели и подцели, на которые можно ориентироваться при составлении бизнес-стратегии; 
  2. Создание понятных ориентиров для сотрудников; 
  3. Простое и эффективное использование технологии в работе, идеально подходящее для бизнеса; 
  4. Возможность проводить анализ слабых/сильных сторон фирмы, корректировать задачи; 
  5. Структурирование мыслей, чёткая и понятная схема по достижению целей с обозначенными сроками. 

Благодаря системе можно:

  • Создать конкретный план действий;
  • Убирать ненужные финансовые расходы;
  • Устанавливать дедлайны для команды;
  • Отслеживать результативность сделанных шагов;
  • Развивать холдинг;
  • Избегать ненужного распыления ресурсов.

Но всё-таки нельзя не упомянуть – жизнь очень динамична, и часто случается, что выполнению поставленных задач мешает ежедневная рутина, текучка, некоторые возникающие по ходу проблемы. Относитесь к этому спокойно – как к части увлекательной игры.

Как поставить SMART-цели на примере 

Кажется, что всё звучит довольно понятно: написать, чего хотите достичь, поставить временные рамки. В реальности оказывается, что многие предприниматели (и не только) начинают путаться, неверно ставят цели. Чтобы этого не произошло, мы подготовили для вас пару примеров, как работать с моделью СМАРТ. 

Неправильно: Увеличить оборот компании минимум в 2 раза. 

Правильно: Увеличить оборот компании на 50% к февралю 2026-го года с помощью e-mail-маркетинга. 

Разложим по полочкам:

S (specific) – работа с отделом маркетинга, отвечающим за рассылки клиентам;

M (measurable) – 50% – есть понятная цифра;

A (achievable) – ясно, как достичь результата, что для этого нужно, имеются ресурсы;

R (relevant) – увеличение количества денег;

T (time-bound) – февраль 2026-го. 

 

Неправильно: Внедрить автоматизацию производства. 

Правильно: Внедрить CRM-систему *название* к марту 2025-го в отдел продаж для отслеживания показателей, автоматизации и контроля. 

S (specific) – определились с программой;

M (measurable) – сотрудники отдела продаж будут работать с ПО, вносить количество клиентов, заработанные средства; 

A (achievable) – определены этапы, когда произойдёт внедрение; есть понимание, что для эффективной работы нужно будет обучить команду; 

R (relevant) – для автоматизации, улучшения показателей;

T (time-bound) – март-2025.

Заключение 

Нужно увеличить число лидов, привлечь покупателей, открыть филиалы? 

СМАРТ – не просто система из умных книжек, о которой можно прочитать и забыть, а полезный метод управления своей компанией. Она идеально подходит как для развития сотрудников, так для постановки небольших или глобальных задач, а ещё даёт возможность увидеть, зачем мы что-то делаем. Когда цель определена, к результату двигаться проще. 

Польза для персонала тоже неоспорима: когда люди видят, к чему они идут, какие перспективы, повышается мотивация. 

Если кратко, то СМАРТ – это определение задачи перед собой по вопросам:

  • Зачем мне это нужно?
  • Что я могу улучшить, чтобы получить желаемое?
  • Какие есть ресурсы, навыки, возможности?
  • Сколько мне нужно?
  • Когда я хочу получить это?

Иногда сложно получить ответы на эти вопросы — здесь на помощь придёт бадди. Он сможет подсветить вашу зону роста, задать вектор, поставить цели. Если вы хотите кратно расти в бизнесе и личностно — предлагаем вам оформить бесплатную месячную подписку на флагманские мероприятия «Атлантов» и получить в подарок возможность пообщаться с бадди. 

Часто задаваемые вопросы 

Могут ли SMART-цели применяться в личной жизни? 

Конечно! Они универсальны. Вы можете точно так же ставить перед собой задачи – например, по покупке дома, отпуску, инвестициям и другим моментам, что считаете для себя приоритетными. Ведь, по большому счёту, ваша жизнь – тоже своего рода проект, и над ним надо работать точно так же, как и в бизнесе. Это поможет структурировать мысли и не распыляться по мелочам. 

Могут ли SMART-цели изменяться со временем? 

Безусловно. Многое зависит от внешних факторов, ваших внутренних изменений. Часто в процессе у людей меняются ориентиры – то, что раньше казалось важным, становится неактуально. Зачем биться в закрытую дверь, если можно просто пересмотреть свои задачи?