Интервью

«В пандемию под многими компаниями “зашатались стулья”, и мы начали нанимать крутых управленцев» — основатель Ingate о том, как компания пережила 2020 год

Сохранила штат, наняла крутых управленцев, оставшихся без работы в кризис, вложила в новый образовательный проект 91 млн рублей и спокойно росла

Share on facebook
Facebook
Share on vk
VK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email

Ingate существует с 2000 года. Первые пять лет компания разрабатывала сайты, а когда начала формироваться индустрия SEO, Ingate отказалась от создания сайтов и начала их продвигать. Сегодня Ingate — интернет-агентство полного цикла. Основные продукты компании: performance-маркетинг, SEO, SMM, SERM и веб-аналитика. Ingate выполнила более 5 тысяч заказов, в числе клиентов — Xiaomi, Land Rover и Domino’s.

Редакция «Атлантов» пообщалась с Никитой Андросовым об управленческих изменениях в Ingate и непростом для бизнеса 2020 годе.

— Никита, как Ingate пережила пандемию?

Пандемия нас, конечно же, затормозила, но такого радикального ущерба, как у пострадавших отраслей, не нанесла. Во втором квартале года, когда объявили локдаун, у нас был период сильной неопределённости. Было совсем неясно, как отреагируют клиенты. Три месяца мы фактически находились в анабиозе, пытаясь представить, что будет дальше, но уже в третьем квартале мы в целом вернулись к задуманной стратегии роста.

— Как вам это удалось?

На протяжении последних полутора лет мы активно трансформируем компанию. Многие из стратегических инициатив, которые были заложены до пандемии, начали прорастать в 2020 году:

  • Создали подмножество бизнес-юнитов, перегруппировали наши рекламные сервисные подразделения под сегменты клиентов. Например, вывели в самостоятельный юнит подразделение по обслуживанию крупных клиентов, насытили его компетентными ресурсами, расширили продуктовую линейку, чтобы оказывать более качественные услуги.
  • Перестроили систему управления внутри компании. Сегодня практически вся компания, а не только разработчики, работает в HADI-циклах (один из инструментов agile, это четырехступенчатый цикл, в котором выясняют, что влияет на результат, вносят изменения, собирают данные и интерпретируют их с дальнейшим повторением цикла — «Атланты»). Сегодня почти в каждом подразделении есть бэклог гипотез, спринты, трекинг связанности целей и действий.
  • Перевели компанию на короткие спринты. Перезапустили все проекты и перевели механизмы работы в agile и в систему постоянной обратной связи. Включили в 15 команд сотрудников подмножество очень клёвых трекеров-консультантов, инвестировали в это несколько миллионов рублей. Благодаря этому стали гораздо оперативнее реализовывать задачи.

В гибкой методологии проверяется и то, какие каналы использовать для продвижения клиентов и как проводить интеграции, например, систем аналитики и CRM клиента, и даже то, как настраивать внутренние коммуникации в компании.

В результате компания получила необычную оперативную прозрачность всех процессов. Начали быстро отлавливать бесцельные действия, не ведущие к значимым результатам, да и корректировать понимание самих желаемых результатов, опираясь на практически мгновенную обратную связь от клиентов.

Если бы не было пандемии, Ingate сейчас рос бы очень высокими темпами, а так просто растём.

— Получается, ваш бизнес совсем не просел в коронакризис?

Бизнес Ingate делится на четыре части: рекламные услуги, рекламные технологии, образовательные технологии и технологии управления персоналом. В каких-то из этих вертикалей результаты, так скажем, «заморозились», особенно в SMB-сегменте. В рекламных сервисах Ingate стабильно растёт уже с мая.

А в образовательном направлении вообще сделали прорыв: запустили собственный онлайн-университет новых профессий IMBA и благодаря пандемии очень быстро сделали его популярным.

А трудности в направлении рекламных услуг возникли из-за кризиса у клиентов?

Рынок в целом стал более консервативен в части рекламных затрат. Есть 11 отраслей, которые чувствовали себя очень плохо — например, ресторанный бизнес, туризм. Мы какое-то время занимались поддержкой ребят в этих отраслях, помогали им не потонуть: не останавливали проекты, которые уже запустили, продолжали работать над аналитикой. Рекламу туристическим компаниям, конечно, не делали, это было бессмысленно. Но подготовили коммуникационные платформы и программы продвижения до стадии, когда можно запускать рекламу после открытия границ.

Среди наших клиентов есть и те отрасли, которые чувствовали себя великолепно и даже выиграли благодаря пандемии, — клиники, доставка еды, различные приложения. Мы оперативно переориентировали компанию на так называемые «зелёные» отрасли, в которых наблюдался рост.

— Как изменилась ситуация с зарубежными клиентами?

Почти никак. У них ничего не изменилось. Эта часть бизнеса сегодня незначительна. Но у нас в начале года был партнёрский, интересный контракт с крупным международным туроператором на продвижение его услуг в Европе, Среднем Востоке и СНГ, который, к сожалению, был заморожен.

— Как изменились ваши расходы? Получилось ли сэкономить на аренде офисов?

Наши доминирующие площади — офисы в Туле около 7000 м² — находятся в нашей собственности, а офисы в Москве и Санкт-Петербурге мы арендуем. Но они небольшие и затраты на них незначительные.

Весной все сотрудники перешли на удалённую работу, но с офисами ничего не делали.

— Пришлось ли сокращать сотрудников?

Нет, принципиально никого не сокращали, но перестали давать второй шанс тем, кто плохо работает.

В апреле сократили фонд оплаты труда на 20%, чтобы у нас появилась подушка безопасности на тот случай, если карантин затянется. У нас в штате работает 600 человек и ещё 400 за штатом, ФОТ занимает довольно большую долю затрат.

И одновременно мы приняли стратегическое решение: усилить руководящий состав. Наняли директора по маркетингу, вице-президента по коммерции, ряд руководителей бизнес-направлений, несколько сильных линейных менеджеров.

Классные лидеры необходимы в любой период, и в нашей компании всегда есть вакансии для выдающихся профессионалов.

В пандемию под многими компаниями «зашатались стулья». Ситуация благоволила к тому, чтобы приглашать крутых управленцев, бизнес которых находится в не очень хорошей ситуации.

По мере того, как ситуация начала разворачиваться в нормальную сторону, постепенно отменяли сокращение зарплат и сейчас уже практически вышли к прежнему состоянию.

— Кризис — непростое время, когда особенно нужен взгляд со стороны. Помог ли чем-нибудь клуб?

У меня не было коммуникаций в клубе в период с марта по июль, к тому же, тогда резко сократилось количество мероприятий. Зато я получил крутые инсайты о том, что происходит в экономике во время пандемии, из онлайн-источников клуба.

— Какие планы Ingate удалось осуществить в 2020 году?

Запустили новое направление — активно развиваем маркетплейсы и оказываем клиентам услуги по запуску и продвижению на маркетплейсах, таких как Ozon, Wildberries, «Беру». Строим эти компетенции внутри компании, пригласили нового руководителя под эту вертикаль.

Запустили свыше 20 продуктов в образовании в нашем университете IMBA, протестировали прототип уникальной технологии бесшовного управления аутсорсинговым персоналом.

Только в образовательный проект вложили 91 млн рублей, ещё 30 млн — в управление персоналом и уже около 3 млн — в маркетплейсы.

Так случилось, что мы были в целом готовы к переводу сотрудников в режим гибридного офиса, усилили несколько направлений благодаря новым руководителям, благодаря той системе управления, которую создавали несколько лет, смогли войти в кризис не в панике, а в спокойном, уверенном состоянии.

— А какие у вас были личные достижения в этом году?

Я в середине локдауна смог вывезти свою семью из пяти человек в Грецию. В то время выпускали лишь частные борты с видами на жительство, да и визу на большую семью не давали. И пока все, кого я знаю, сидели здесь, максимум катались на Алтай, мы провели всё лето на берегу моря.

За полгода я сделал 100 спортивных тренировок. Это в полтора раза больше, чем я обычно делаю. Тоже, наверное, достижение?

— Какие у вас бизнес-планы на 2021 год?

Активное расширение ассортимента рекламных услуг. Очень хотим пойти в онлайн-видео, увеличить состав партнёров, помогающих нам реализовать услуги, которые сами у себя не производим.

В рамках IMBA мы запустили факультеты маркетинга, программирования, управления, дизайна. У нас фантастические спикеры и невероятно крутая команда. В следующем году будем расширять эти факультеты. Я хочу, чтобы в 2021 году в нашем образовательном проекте было не меньше 100 курсов.

В мае планируем выпустить MVP HR-продукта под внутренним названием Reinforce — «Усиление», он позволяет диджитал-компаниям получать быстрый, бесшовный доступ к диджитал-компетенциям удалённых команд, минуя процессы найма и адаптации персонала. Сейчас тестируем маркетинговые вертикали, удалённую обработку телефонии и к маю рассчитываем выводить на рынок очень нужный рынку продукт.

Хотим прийти к тому, чтобы бизнес избавился от необходимости поиска, найма и адаптации почти всех видов цифровых специалистов, кроме управленческих профессий, но при этом имел доступ к практически бесконечному ресурсу по запросу. А специалисты, особенно работающие на фрилансе, больше не страдали от ситуации, когда у них «то густо, то пусто» с заказами.

— Какие у вас личные планы на следующий год?

Я хочу сделать его годом самообразования, посвятить его профессиональному развитию. Провести исследование и попробовать на себе все прогрессивные механики в области технологий образования. Сейчас как раз собираю портфель продуктов для теста.

— Что будет с рынком в 2021 году?

Все пострадавшие экономики ждёт краткосрочный отскок, а дальше ждём замедления и всеобщей стагнации в мировой экономике до того момента, пока не преодолеем коронакризис.

Если говорить про российский рынок, в течение следующего года он будет чувствовать себя вполне стабильно — сродни брежневскому застою. Заметные изменения могут последовать не раньше конца следующего года, всё-таки инерция в экономике очень сильна.

— Что посоветуете предпринимателям?

В любой период у предпринимателей одна и та же задача: внимательно наблюдайте за экономическими трендами, ищите быстро масштабируемые и ценные для клиентов ниши и создавайте классные продукты. Потенциал всегда есть. И не влезайте в долги, оценивайте риски консервативно.

Вступайте в бизнес-клуб Атланты

Развивайте себя и бизнес в сообществе сильных лидеров
Поделитесь, если было ценно:
Share on facebook
Facebook
Share on vk
VK
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on telegram
Telegram
Share on email
Email

Другие статьи

Как выйти из операционных процессов, не пустив на дно компанию и что делать потом
Разработка стратегии компании
Адаптация персонала
Оставьте комментарий
Редакция Атлантов
Автор статьи
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.

Нажимая на кнопку «Записатьcя на презентацию»,
вы соглашаетесь на обработку данных
Бесплатная PDF-книга

Как построить стратегию в бизнесе

17 лет опыта разработки стратегий, структур и ключевых идеологий 300+ компаний в одной рабочей тетради