ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Регистрация общества с ограниченной ответственностью – обязательный этап для всех, чьи амбиции превышают обороты 60-100 млн/год. Если ваша цель – масштабирование, выход на новые рынки, развитие своей компании, то статья о том, что такое ООО, вам просто жизненно необходима. Это совершенно стандартный этап роста вашей фирмы.
ООО – это юридический статус организации, который часто выбирают предприниматели, так как он удобен для ведения бизнеса.
Подобный формат хорошо подходит тем, кто планирует масштабировать компанию, привлекать инвестиции и не хочет рисковать собственным имуществом.
К основным характеристикам относятся:
Уставный капитал фирмы. Участники вносят в него доли, а его размер определяется законодательством.
Ограниченная ответственность. Учредители не рискуют личным имуществом, в отличие от такой формы регистрации как ИП.
Подготовка документов. Для регистрации нужны учредительные документы: устав, решение о создании общества.
Число учредителей. В отличие от ИП, в котором владельцем может быть только 1 человек, у ООО может быть несколько – их количество зависит от законодательства конкретного государства.
Доход. Делится между всеми участниками процесса (учредителями).
При этом, если говорить о ведении бухгалтерской отчётности, индивидуальный предприниматель имеет ряд преимуществ, так как документов требуется меньше.
Список тех, кто может использовать такой формат, обширный:
Малые и средние предприятия. Если вы хотите минимизировать риски и защитить личные активы, то ООО вам подходит.
Стартапы. Очень часто начинающим бизнесам требуются вложения. Инвесторы охотнее вкладывают деньги в общества с ограниченной ответственностью, чем в ООО. Такие компании выглядят надёжнее. О том, как верно вести переговоры с инвесторами, читайте в одноимённой статье.
Группы предпринимателей, которые решили объединиться для ведения коммерческой деятельности. Вы сможете разделить риски как прибыль, так и риски.
Компании с высоким уровнем риска. Подобное может быть в таких отраслях как строительство или производство. В таком случае предприниматель может создать ООО, чтобы защитить собственные активы.
Компании, которые планирует расширение. Например, открытие новых филиалов, выход на международный рынок, развитие франчайзинговой сети.
Если вы хотите оформить ООО, но у вас нет подходящих людей, с которыми вы могли бы объединиться, то советуем изучить наш материал «партнёры по бизнесу». Из него вы узнаете, как найти компаньона, с которым вы будете дополнять друг друга и развивать предприятие.
Плюсы |
Минусы |
Ответственность участники несут только в рамках собственной доли в капитале |
Необходимость формировать уставной капитал |
Гибкость в управлении: можно менять учредителей, назначать управляющих |
Более сложная бухгалтерская отчётность, чем у ИП |
Регистрация проходит проще, чем у такой формы как АО |
Ограничения на выход из состава участников: в отдельных случаях требуется согласие всех членов |
Увеличение вложений в бизнес возможно благодаря привлечению инвестиций: вотум доверия выше |
Налоги на прибыль |
В некоторых странах ООО имеют налоговые преимущества |
Риски при недостаточном уставном капитале (например, если его не хватает на покрытие обязательств) |
Отсутствие минимального количества участников: в управлении фирмой может принимать участие как один человек, так и десять |
Ликвидация проходит сложнее и дольше, чем у ИП |
Для открытия ООО существуют стандартные процедуры и шаги, которые мы описали ниже. При этом важно понимать, что они могут варьироваться в зависимости от региона, специфики деятельности компании и других факторов.
Название должно:
Быть уникальным;
Отражать суть бизнеса;
Соответствовать законодательству.
При выборе имени обязательно ориентируйтесь на статью 4 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ. Полный текст тут.
При этом недопустимо, чтобы название повторялось – не может существовать фирм с одинаковым именем. Проверить уникальность можно на сайте ФНС России.
Также помните, что немаловажную роль для развития и продвижения играет лёгкость восприятия. Не усложняйте имя. Делайте его понятным, раскрывающим смысл вашей деятельности – так, чтобы клиенты сразу увидели, чем именно вы занимаетесь, какие услуги предоставляете или какую продукцию продаёте.
Конечно, не стоит забывать и про целевую аудиторию – часто в название вкладывают смыслы, понятные конкретному поколению или же с конкретным посылом. Примеры:
«Тайная комната» – бар по мотивам Гарри Поттера
«Атланты» – сообщество сильных духом предпринимателей
«Вкуснотеево» — производство молочной продукции
Устав является основным документом, который регулирует деятельность сообщества, определяет внутренние правила. Вот основные пункты, которые необходимо соблюдать при его формировании:
Определение целей и задач для того, чтобы обозначить основные направления деятельности и стратегию;
Сбор информации о законодательных актах и сверка устава с ними;
Определение размера капитала, распределение долей между участниками;
Формулирование прав и обязанностей учредителей (порядок голосования, ответственность за убытки, распределение прибыли);
Назначение органов управления (директор, управляющий, общее собрание), их полномочия;
Регулирование внутренней отчётности и контроля;
Порядок внесения изменений в устав (включая согласие участников);
Определение порядка ликвидации и реорганизации, в том числе распределение активов;
Подготовка проекта устава (с учётом вышеизложенных пунктов);
Обсуждение и утверждение;
Регистрация документов в соответствующем органе.
В разработку структуры входят:
Распределение обязанностей внутри коллектива: как среди глав, так и сотрудников;
Создание регламентов и процедур, включая финансовый менеджмент;
Фиксация всех договорённостей документально.
При определении регистрации бизнеса важно учитывать законодательные аспекты. Например, бывает так, что таким местом оформления должно быть то направление, где находится основной офис компании.
Также некоторые предприниматели выбирают по финансовым параметрам: например, размер ставки для ООО (может отличаться в зависимости от региона).
Юридический адрес должен быть доступен для корреспонденции со стороны официальных органов. По юр.адресу будет осуществляться деятельность компании.
Большое преимущество ООО в том, что такой форме ведения бизнеса доступны разные варианты отраслей. Чтобы выбрать корректное направление, изучите справочник ОКВЭД, в котором вы увидите все возможные варианты.
Базовый пакет документов состоит из:
Заявления на регистрацию;
Устава со всеми необходимыми положениями;
Протокола о создании ООО;
Документов, подтверждающих личности учредителей;
Справки о размере уставного капитала;
Договоре об учреждении (если участников несколько);
Бумаги с юридическим адресом;
Квитанции об оплате госпошлины.
Для регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО) необходимо составить заявление по установленной форме. В России это форма № Р11001, которая является приложением № 1 к Приказу ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Важно строго соблюдать требования к заполнению этой формы, так как любые ошибки или неточности могут привести к отказу.
Структура заявления на регистрацию ООО
- Наименование органа, в который подается заявление;
- Информация о заявителе;
- Наименование ООО;
- Юридический адрес;
- ИНН и ОГРН (при наличии);
- Сведения о соучредителях;
- Все их данные: ФИО, дата рождения, место жительства, паспорт;
- Сведения о директоре;
- Размер уставного капитала;
- ОКВЭД;
- Подпись.
Рекомендации по заполнению
- Точность и аккуратность. Убедитесь, что вы всё указали верно и без ошибок. Проверьте написание наименований и адресов.
- Читаемость. Заполняйте заявление разборчиво, желательно печатными буквами.
- Документы. Приложите все необходимые бумаги, подтверждающие информацию, указанную в заявлении.
Подача заявления
После заполнения его необходимо подать в регистрирующий орган (например, в налоговую службу) вместе с остальными бумагами для регистрации. Рекомендуется сделать копии всех поданных документов для вашей отчетности.
Одна из самых частых причин – это некорректное заполнение форм, нехватка нужных документов. В этом случае достаточно ещё раз их подать, тщательно всё перепроверив.
Также причинами могут быть:
Некорректное наименование;
Отсутствие капитала или его недостаточность;
Наличие задолженности;
Нарушение прав третьих лиц;
Отсутствие юр.адреса;
И так далее. Подробности можно узнать в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
В зависимости от специфики бизнеса вы можете выбирать разные формы налогообложения.
ОСН (общая система). Уплачивается налог на прибыль в размере 20%. Из дополнительных трат – НДС (от 10 до 20%).
УСН (так называемая «упрощёнка»). Здесь предприниматель вправе сам выбрать, сколько он будет платить: 6% от доходов или 15% по системе доходы минус расходы. Такая схема значительно облегчает бухгалтерский учёт.
АУСН (автоматизированная система). На ней максимальный доход компании может быть 60 млн рублей, а количество сотрудников не превышать 5 человек. В казну платят 8% c дохода или 20% с прибыли.
ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Важно, чтобы фирма, которая выбирает такую систему, соответствовала требованию: 70% выручки и более приходится на деятельность в сфере сельского хозяйства. Единый налог составляет до 6%, НДС – до 20%, а страховые взносы за подчинённого – 30% от размера его зарплаты.
Также при открытии ООО учитывайте следующие траты:
Госпошлина (8000 рублей при подаче на бумажном носителе и 4000 – на электронном);
Юридические услуги: цены варьируются в зависимости от региона и сложности;
Бухгалтерия;
Страховые взносы в пенсионный фонд и социального страхования.
Несколько рекомендаций, которые помогут делать это эффективнее:
Финансовая аналитика и контроль материальных потоков – ключ к успеху. Если компания не следит за тем, на что тратятся деньги, в скором времени могут появиться кассовые разрывы и другие неприятности;
Соблюдение законов: не только в сфере уплаты налогов, но трудовом законодательстве, защите прав потребителей. Собственный юрист в штате или регулярные консультации на аутсорсе помогут держать руку на пульсе и быть в курсе изменений;
Разработка стратегий, оценка рисков и управление ими;
Работа с партнёрами и инвесторами – то, что позволит быстрее реализовать задачи и выйти на новый уровень. Когда перед резидентами «Атлантов» стоит такая цель, персональный менеджер собирает КОН под его запрос, чтобы он мог быстрее найти нужных людей;
Планирование и анализ для адаптации к реалиям рынка, принятию верных стратегических решений.
Открытие ООО – важный этап в жизни любого предпринимателя, который не стоит на месте и идёт в масштаб. Вы делите ответственность за своё дело с другими единомышленниками, отдаёте им часть акций компании и право на принятие решений. ООО – это не просто форма регистрации, но то, насколько умело вы распоряжаетесь социальным капиталом и умеете выстраивать отношения с людьми.
Регистрация на мероприятие