1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Издержки бизнеса – как эффективно их контролировать

Издержки бизнеса – как эффективно их контролировать

Редакция Атлантов

Зачем считать издержки бизнеса? Что это такое? Как влияет на бизнес деление расходов по категориям? О том, как всё это рассчитывать — в сегодняшней статье.

Что такое издержки бизнеса и почему их важно рассчитывать

Траты на фирму, которые включают в себя:

  • Аренду помещения;
  • Зарплаты сотрудникам;
  • Кредит;
  • Закупку материалов/продукции;
  • Затраты на маркетинг;
  • Налоги;

И так далее.

Знание о расходах позволяет их контролировать, принимать верные стратегические решения, распределять будущий бюджет. Важно, что в издержки компании не входят ваши личные траты: например, ипотека.

Вот основные задачи, которые можно решить благодаря подсчетам:

  1. Определение себестоимости продукции. Например, фирма по производству мебели должна посчитать все траты, включая стоимость материалов, аренду, оплату труда сотрудников, чтобы знать свою чистую маржу.
  2. Анализ рентабельности. Или оценка того, насколько прибыльным является бизнес. Как вариант, ресторан может проанализировать, какие блюда приносят наибольшие деньги, посчитав, сколько на них затрачено: на закупку продуктов, зарплаты работников. Такой подход позволяет сосредоточиться на более рентабельных позициях в меню.
  3. Бюджетирование и планирование. Часто предприниматели ориентируются на прежние финансовые показатели. Строительная фирма учитывает в своей стратегии предыдущие оплаты: материалы, рабочие силы, непредвиденные расходы.

Основные издержки бизнеса

Ниже расскажем, какие типы подобных расходований на организацию существуют и как ими управлять.

Постоянные и переменные издержки бизнеса

Создали для вас таблицы, чтобы вы имели возможность наглядно увидеть все варианты и разницу между ними.

Постоянные издержки бизнеса Переменные издержки
Арендная плата (офисы, складские или производственные помещения) Сырьё и материалы
Зарплата коллектива (административного) Заработная плата производственных работников, которых нанимают под задачу
Амортизация (например, оборудования или транспортных средств). Как правило, зависят от срока службы того или иного предмета Энергетические расходы (к примеру, электроэнергия для работы машин на производстве)
Страховые взносы Траты на транспорт (доставка, транспортировка готовой продукции)
Коммунальные услуги (водоснабжение, отопление, свет) Упаковочные материалы
Использование лицензий и разрешений Расходы на запуск кратковременных рекламных кампаний
Реклама, маркетинг, включая долгосрочные маркетинговые затраты Комиссионные
Платежи по кредитам Организация мероприятий (пример: корпоратив)

Явные и неявные издержки бизнеса

Для начала давайте разберемся в разнице между этими двумя видами.

Явные — поддаются количественной оценке. Они отражены в финансовой отчетности компании. Например:

  • Расходы на сырьё, материалы;
  • Аренда;
  • Взносы в страховой фонд;

Прочее.

Неявные — деньги, затраченные предпринимателем на определённые собственные ресурсы. К примеру:

  • Вклады в различные банки;
  • Покупка акций на свой инвестиционный счёт.

Прямые и косвенные издержки

Первые связаны непосредственно с изготовлением продукта. Как вариант, это могут быть затраты на материалы, на сотрудников, которые занимаются данной продукцией.

Косвенные же — те, которые тоже связаны с производством, но являются дополнительными и их нельзя включать в себестоимость. Что это может быть:

  • Зарплата управленцев;
  • Расходы на PR, рекламные акции.

Производственные и непроизводственные издержки

Те затраты, которые относятся к реализации товаров, являются производственными.

  • Материальные затраты;
  • Расходы на оплату труда;
  • Кредитные платежи.

Непроизводственные — классифицируются в управленческом учёте, не связанные с производством продукта. К ним могут относиться:

  • Брак продукции;
  • Порча материальных ценностей;
  • Пени, штрафы;
  • Неустойки.

Релевантные и нерелевантные издержки

Первый тип связан с тратами тех денег, которые невозможно вернуть. Они уже потрачены. На выпуск продукции, на оплату налогов или страховых взносов.

Нерелевантные — те, что ещё возможно вернуть: полностью или частично. К примеру, продажа оборудования/транспортных средств.

Контролируемые и неконтролируемые издержки

Первый вариант: могут быть изменены или управляемы менеджментом компании. Зависят от решения руководства в бизнесе. Менеджеры могут их менять, сокращая или оптимизируя затраты.

Второй вариант: те траты, что не могут изменяться или контролироваться в рамках краткосрочной стратегии.

Более подробно — в таблице.

Контролируемые Неконтролируемые
Зарплата того персонала, который работает на определенном проекте Амортизация оборудования
Маркетинг и реклама Установленные государством налоги и сборы
Закупка сырья и материалов Договор об аренде помещения, заключенный на длительный срок
Операционные расходы (в том числе аренда) Коммунальные услуги, которые варьируются

Возвратные и невозвратные издержки

Возвратные можно вернуть или компенсировать (в том числе частично) в случае, если проект прогорит, будет неуспешным. Например, возврат материалов поставщику, если они не были до конца использованы; авансовые платежи, депозиты, расторжение договора по аренде.

Особенность невозвратных в том, что их использование не должно влиять на решения главы компании, так как деньги уже потрачены и обратно их не вернуть. Поэтому учитывать их в стратегии не стоит — это могут быть налоги, расходы на маркетинг и так далее.

Как правильно рассчитать издержки бизнеса

По итогам 2024-го года рост российского сегмента бизнеса составил 3,9%. Но вместе с тем и выросли затраты: так, например, по сообщению РБК организации стали больше тратить на рекламу и продвижение (примерно на четверть), а из-за кадрового дефицита были вынуждены увеличить заработную плату в среднем на 18%.

Для того чтобы контролировать финансы своей фирмы, важно уметь рассчитывать все платежи.

Это можно сделать по следующей формуле:

ОИ = ПИ + ФИ

Где:

  1. ОИ — общие издержки;
  2. ПИ — переменные;
  3. ФИ — фиксированные.

Рассмотрим на примере, как это работает.

Предположим, что у вас есть следующие данные за месяц:

Переменные:

  • Сырьё: 10,000 рублей
  • Заработная плата производственных работников: 5,000 рублей
  • Транспортные расходы: 2,000 рублей

Фиксированные:

  • Аренда: 8,000 рублей
  • Заработная плата административного персонала: 4,000 рублей
  • Амортизация оборудования: 1,000 рублей

Расчет:

Переменные (ПИ): ПИ = 10,000 + 5,000 + 2,000 = 17,000 рублей

Фиксированные (ФИ): ФИ = 8,000 + 4,000 + 1,000 = 13,000 рублей

Общие (ОИ): ОИ = 17,000 + 13,000 = 30,000 рублей

Таким образом, ОИ бизнеса за месяц составляют 30,000 рублей.

Эффективные способы сокращения издержек бизнеса

  1. Использование нейропомощников. В некоторых случаях они могут не только разгрузить персонал, чтобы те решали более важные задачи, но также убрать рутинную работу и часть функций, которые можно заменить с помощью ИИ. Не так давно в бизнес-клубе «Атланты» наши резиденты обсуждали такой способ на встрече по нейроассистентам. Такой подход способствует масштабированию бизнеса.
  2. Контролируйте налоговые расходы. Вы можете использовать более выгодные системы налогообложения, возвращать определенные суммы с уже уплаченных налогов.
  3. Приобретайте в лизинг. Это эффективно, если у компании есть НДФЛ — так вы снизите затраты.
  4. Обращайтесь к аутсорсингу там, где это необходимо. Некоторые задачи можно делегировать, к примеру, онлайн-сотрудникам, а не держать постоянного. Но важно помнить, что стоит быть аккуратным с законодательством: например, не требовать от фрилансера, работающего по договору ГПХ, полного рабочего дня — это противоречит закону. В противном случае вас может ожидать штраф.
  5. Налаживайте систему маркетинга. Определите, какие затраты являются неэффективными, а что стоит усилить, чтобы получить наилучший результат, привлечь больше лидов и увеличить конверсию.

Способы перехода от постоянных издержек к переменным

Идеально, когда схема выглядит так:

>Высокий объём производства;>

>Низкий объём издержек.>

Но, к сожалению, часто предприниматели сталкиваются с тем, что обороты невысоки, а вот траты, напротив, большие. Как быть в таком случае?

Важно понимать, что чем больше переменных издержек и меньше постоянных, тем устойчивее организация. Вот способы, которые помогут сократить регулярные затраты:

  1. Перевод части людей на удалёнку;
  2. Изменение местоположения офиса, уменьшение площади;
  3. Использование AI в производстве;
  4. Автоматизация бизнес-процессов;
  5. Распределение части задач на аутсорс;
  6. Сокращение регулярных платежей;
  7. Регулярный анализ поставщиков (может помочь найти более выгодный вариант).

Отражение постоянных и переменных издержек в бухгалтерском учёте

Как правило, они отражаются на разных счетах.

  1. Постоянные — там, где отображены административные, общие траты (пример: "Основное производство" для амортизации).
  2. Переменные — на счетах, связанных с производственными затратами (пример: счёт "Вспомогательные производства").

Предположим, что у вас есть следующие данные за месяц:

Постоянные:

  • Аренда: 10,000 рублей
  • Заработная плата административного персонала: 5,000 рублей
  • Амортизация оборудования: 2,000 рублей

Переменные:

  • Сырьё: 15,000 рублей
  • Заработная плата производственных работников: 8,000 рублей
  • Транспортные расходы: 3,000 рублей

Расчет:

Постоянные (ФИ) = 10,000 + 5,000 + 2,000 = 17,000 рублей

Переменные (ПИ) = 15,000 + 8,000 + 3,000 = 26,000 рублей

Общие (ОИ): ОИ = ПИ + ФИ = 26,000 + 17,000 = 43,000 рублей

Отражение в бухгалтерском учете

Постоянные:

Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" — 17,000 рублей

Кредит 51 "Расчетные счета" (или другой счет, с которого производились выплаты) — 17,000 рублей

Переменные:

Дебет 20 "Основное производство" — 26,000 рублей

Кредит 51 "Расчетные счета" (или другие карты) — 26,000 рублей

Таким образом, ОИ за месяц составляют 43,000 рублей, и они правильно отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет анализировать затраты и принимать обоснованные решения по управлению и развитию бизнеса.

Как управлять постоянными издержками и достичь точки безубыточности

Для начала рассмотрим, что надо сделать для управления:

  1. Провести детальный анализ, чтобы понять, что можно сократить/оптимизировать;
  2. Рассмотреть возможность сокращения арендной платы;
  3. Оптимизировать численность административного персонала;
  4. Эффективно использовать ресурсы: к примеру, продать оборудование, которое просто пылится;
  5. Планировать бюджет и регулярно возвращаться к его корректировке.

Точка безубыточности = уровень, когда расходы равны доходам.

Пример её расчёта:

  1. ФИ: 100,000 р.
  2. Цена за ед.товара: 500 р.
  3. ПИ за ед.товара: 300 р.

Считаем точку безубыточности. Разница между стоимостью продукции и ПИ:

500 - 300 = 200 р.

Точка безубыточности = 100,000/200 = 500 единиц

Именно столько надо продать, чтобы к ней прийти.

Главное об издержках

Каждый день предприниматели решают массу сложных и важных задач: от того, как наладить все системы в своей фирме, чтобы она бесперебойно работала, приносила пользу клиента и прибыль себе, до того, куда пойти вечером с женой, ведь она давно просила об этом.

В Клубе «Атланты» мы уделяем время не только сухим цифрам и фактам, подсчетам материальных трат и решению бизнес-задач, но также личностному развитию и отдыху. Ведь от того, в ресурсе владелец организации или нет, зависит настроение множества людей вокруг. Приглашаем вас оформить Гостевой Доступ, чтобы вы смогли прочувствовать на себе атмосферу нашего доверительного и безопасного пространства — места, где вы можете быть собой, сняв маски.

В рамках Гостевого Доступа вы можете посетить 3 флагманских мероприятия «Атлантов», которые вы подберете с менеджером под ваш запрос.

заявка принята. скоро с вами свяжется команда
Получи гостевой доступ в бизнес-клуб «Атланты» в марте
Регистрация
ошибка

Пожалуйста, проверьте правильность заполнения телефона, он должен соответствовать образцу +7 (999) 999 — 99 — 99

заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
ошибка