ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Зачем считать издержки бизнеса? Что это такое? Как влияет на бизнес деление расходов по категориям? О том, как всё это рассчитывать — в сегодняшней статье.
Траты на фирму, которые включают в себя:
И так далее.
Знание о расходах позволяет их контролировать, принимать верные стратегические решения, распределять будущий бюджет. Важно, что в издержки компании не входят ваши личные траты: например, ипотека.
Вот основные задачи, которые можно решить благодаря подсчетам:
Ниже расскажем, какие типы подобных расходований на организацию существуют и как ими управлять.
Создали для вас таблицы, чтобы вы имели возможность наглядно увидеть все варианты и разницу между ними.
Постоянные издержки бизнеса | Переменные издержки |
---|---|
Арендная плата (офисы, складские или производственные помещения) | Сырьё и материалы |
Зарплата коллектива (административного) | Заработная плата производственных работников, которых нанимают под задачу |
Амортизация (например, оборудования или транспортных средств). Как правило, зависят от срока службы того или иного предмета | Энергетические расходы (к примеру, электроэнергия для работы машин на производстве) |
Страховые взносы | Траты на транспорт (доставка, транспортировка готовой продукции) |
Коммунальные услуги (водоснабжение, отопление, свет) | Упаковочные материалы |
Использование лицензий и разрешений | Расходы на запуск кратковременных рекламных кампаний |
Реклама, маркетинг, включая долгосрочные маркетинговые затраты | Комиссионные |
Платежи по кредитам | Организация мероприятий (пример: корпоратив) |
Для начала давайте разберемся в разнице между этими двумя видами.
Явные — поддаются количественной оценке. Они отражены в финансовой отчетности компании. Например:
Прочее.
Неявные — деньги, затраченные предпринимателем на определённые собственные ресурсы. К примеру:
Первые связаны непосредственно с изготовлением продукта. Как вариант, это могут быть затраты на материалы, на сотрудников, которые занимаются данной продукцией.
Косвенные же — те, которые тоже связаны с производством, но являются дополнительными и их нельзя включать в себестоимость. Что это может быть:
Те затраты, которые относятся к реализации товаров, являются производственными.
Непроизводственные — классифицируются в управленческом учёте, не связанные с производством продукта. К ним могут относиться:
Первый тип связан с тратами тех денег, которые невозможно вернуть. Они уже потрачены. На выпуск продукции, на оплату налогов или страховых взносов.
Нерелевантные — те, что ещё возможно вернуть: полностью или частично. К примеру, продажа оборудования/транспортных средств.
Первый вариант: могут быть изменены или управляемы менеджментом компании. Зависят от решения руководства в бизнесе. Менеджеры могут их менять, сокращая или оптимизируя затраты.
Второй вариант: те траты, что не могут изменяться или контролироваться в рамках краткосрочной стратегии.
Более подробно — в таблице.
Контролируемые | Неконтролируемые |
---|---|
Зарплата того персонала, который работает на определенном проекте | Амортизация оборудования |
Маркетинг и реклама | Установленные государством налоги и сборы |
Закупка сырья и материалов | Договор об аренде помещения, заключенный на длительный срок |
Операционные расходы (в том числе аренда) | Коммунальные услуги, которые варьируются |
Возвратные можно вернуть или компенсировать (в том числе частично) в случае, если проект прогорит, будет неуспешным. Например, возврат материалов поставщику, если они не были до конца использованы; авансовые платежи, депозиты, расторжение договора по аренде.
Особенность невозвратных в том, что их использование не должно влиять на решения главы компании, так как деньги уже потрачены и обратно их не вернуть. Поэтому учитывать их в стратегии не стоит — это могут быть налоги, расходы на маркетинг и так далее.
По итогам 2024-го года рост российского сегмента бизнеса составил 3,9%. Но вместе с тем и выросли затраты: так, например, по сообщению РБК организации стали больше тратить на рекламу и продвижение (примерно на четверть), а из-за кадрового дефицита были вынуждены увеличить заработную плату в среднем на 18%.
Для того чтобы контролировать финансы своей фирмы, важно уметь рассчитывать все платежи.
Это можно сделать по следующей формуле:
ОИ = ПИ + ФИ
Где:
Рассмотрим на примере, как это работает.
Предположим, что у вас есть следующие данные за месяц:
Переменные:
Фиксированные:
Расчет:
Переменные (ПИ): ПИ = 10,000 + 5,000 + 2,000 = 17,000 рублей
Фиксированные (ФИ): ФИ = 8,000 + 4,000 + 1,000 = 13,000 рублей
Общие (ОИ): ОИ = 17,000 + 13,000 = 30,000 рублей
Таким образом, ОИ бизнеса за месяц составляют 30,000 рублей.
Идеально, когда схема выглядит так:
>Высокий объём производства;>
>Низкий объём издержек.>
Но, к сожалению, часто предприниматели сталкиваются с тем, что обороты невысоки, а вот траты, напротив, большие. Как быть в таком случае?
Важно понимать, что чем больше переменных издержек и меньше постоянных, тем устойчивее организация. Вот способы, которые помогут сократить регулярные затраты:
Как правило, они отражаются на разных счетах.
Предположим, что у вас есть следующие данные за месяц:
Постоянные:
Переменные:
Расчет:
Постоянные (ФИ) = 10,000 + 5,000 + 2,000 = 17,000 рублей
Переменные (ПИ) = 15,000 + 8,000 + 3,000 = 26,000 рублей
Общие (ОИ): ОИ = ПИ + ФИ = 26,000 + 17,000 = 43,000 рублей
Отражение в бухгалтерском учете
Постоянные:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" — 17,000 рублей
Кредит 51 "Расчетные счета" (или другой счет, с которого производились выплаты) — 17,000 рублей
Переменные:
Дебет 20 "Основное производство" — 26,000 рублей
Кредит 51 "Расчетные счета" (или другие карты) — 26,000 рублей
Таким образом, ОИ за месяц составляют 43,000 рублей, и они правильно отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет анализировать затраты и принимать обоснованные решения по управлению и развитию бизнеса.
Для начала рассмотрим, что надо сделать для управления:
Точка безубыточности = уровень, когда расходы равны доходам.
Пример её расчёта:
Считаем точку безубыточности. Разница между стоимостью продукции и ПИ:
500 - 300 = 200 р.
Точка безубыточности = 100,000/200 = 500 единиц
Именно столько надо продать, чтобы к ней прийти.
Каждый день предприниматели решают массу сложных и важных задач: от того, как наладить все системы в своей фирме, чтобы она бесперебойно работала, приносила пользу клиента и прибыль себе, до того, куда пойти вечером с женой, ведь она давно просила об этом.
В Клубе «Атланты» мы уделяем время не только сухим цифрам и фактам, подсчетам материальных трат и решению бизнес-задач, но также личностному развитию и отдыху. Ведь от того, в ресурсе владелец организации или нет, зависит настроение множества людей вокруг. Приглашаем вас оформить Гостевой Доступ, чтобы вы смогли прочувствовать на себе атмосферу нашего доверительного и безопасного пространства — места, где вы можете быть собой, сняв маски.
В рамках Гостевого Доступа вы можете посетить 3 флагманских мероприятия «Атлантов», которые вы подберете с менеджером под ваш запрос.