ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Любые финансовые решения, которые принимает предприниматель, оказывают влияние на состояние компании. И в первую очередь это касается цены – именно она непосредственным образом влияет на устойчивость и эффективность, конкурентоспособность.
Некорректно просчитанная unit-экономика и неправильное ценообразование могут привести к проблемам и даже краху. Цена – это инструмент, который позволяет грамотно распределять ресурсы и зарабатывать собственнику. Из этой статьи вы узнаете, как ею управлять, чем она отличается от стоимости, как повышать цены.
Материальное благосостояние организации – первоочерёдная задача владельца. Безусловно, важны миссия, ценности и планы на развитие, но без прибыли фирма в конце концов закроется.
Цена – это сумма, которую продавец устанавливает за свои услуги или товары. Она складывается из двух показателей:
Себестоимость;
Наценка.
В первой величине учитывают:
Расценки на закупку;
Расходы на коммунальные услуги, производство, амортизацию;
Аренду;
Зарплаты;
Налоговые и страховые взносы;
Другие дополнительные платы.
Наценка же отражает те деньги, которые человек хочет непосредственно положить себе в карман, то есть заработать.
По мнению популярного маркетолога Филипа Котлера, деньги, которые люди платят за услугу или товар – важнейший элемент маркетингового комплекса. Что такое цена по его мнению? Это сигнал для целевой аудитории, благодаря которому она понимает, к какому сегменту относится продукт, какое у него позиционирование на рынке.
В обыденной жизни эти слова считаются синонимами: их употребляют в едином контексте, не делая особых различий.
Однако с точки зрения экономики разница всё-таки есть: в стоимость заложены трудозатраты – например, это могут быть трудовые часы, расходы на производство и другие ресурсы. Она напрямую влияет на маржинальность.
Как быть, если вы заключаете письменное соглашение с клиентом? Цена и стоимость: в чём разница в договоре?
Согласно ГК РФ, совершенно корректно говорить “цена договора”. Стоимость указывается в судебных актах, а также при оценке имущества. Иными словами, она является той самой ценностью, которую несёт в себе тот или иной предмет, услуга, товар, объект.
Статья 424 Гражданского кодекса также даёт своё определение цене.
Для лучшего понимания мы составили сравнительную таблицу, в которой наглядно видно, цена и стоимость: разница.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим основные компоненты:
1. Себестоимость.
Базовая часть, которая состоит из затрат на производственный цикл, либо приобретение товара у поставщика.
Это могут быть:
Сырьё;
Материалы;
Заработная плата;
Естественный износ (амортизация).
Всё это утверждено особым приказом Минфина РФ Пбу 10/99: положение по бухгалтерскому учёту “Расходы организации”.
Более подробно о том, что такое себестоимость, можете прочитать в нашем одноимённом материале.
2. Маржа и наценка.
Они помогают понять прибыльность.
Наценка = % над себестоимостью, добавляемый для получения цены продажи.
Маржа = % прибыли от цены продажи.
Пример для розницы:
Себестоимость товара: 1000 руб.
Наценка: 30%
ЦП: 1000+(1000×0.3)=1300 руб.
3. Налоги.
Ещё один важный элемент, который важно учитывать. Они включаются в цену в соответствии с Налоговым законодательством:
НДС – налог на добавленную стоимость. Регулируется НК РФ;
Налог на прибыль. Учитывается в конце отчётного периода, рассчитывается, исходя из суммы реализованных товаров или услуг.
Они делятся на виды:
1. По этапу оборота:
Закупочная. Та, по которой покупатель приобретает продукцию у поставщика.
Оптовая. За крупную партию товара.
Розничная. Для конечного потребителя в рознице (например, в магазине).
2. По условиям реализации.
В мировой торговле существуют 11 правил, которым подчиняется коммерция. Они объединены в Инкотермс 2020 и выглядят следующим образом (мы указываем, из чего состоит цена в каждом из случаев):
Free Carrier – приобретение товара, экспортное оформление, доставка до указанного перевозчика. Дальнейшие расходы будут уже на нём;
Cost, Insurance&Freight – стоимость товара, экспортное оформление, доставку до порта, погрузку на судно, фрахт и страхование груза;
Delivery Duty Pay – включает в себя все траты, в том числе импортное таможенное оформление, уплату всех пошлин и налогов.
Оставшиеся 8 правил также имеют свои особенности и нюансы.
3. По степени регулирования.
Рыночная. Определяется за счёт спроса и предложения на имеющемся рынке коммерции, может подчиняться внешним факторам. Часто зависит от сезонности: например, в зимний период пуховики пользуются большим спросом, значит, и цена на них растёт. А летом тёплую одежду можно купить на распродаже с хорошей скидкой.
Фиксированная. Её устанавливают правилами договора и не меняют.
Предельная. Регулируется договором или нормативами – она является максимальной за продукцию либо услугу.
Внутренние факторы:
Издержки. То, что связано с реализацией, производством. Сырьё, материалы, работа сотрудников, амортизация станков и прочее.
Позиционирование. Например, товары премиум-сегмента часто стоят дороже.
Внешние факторы:
Конкуренция. Иногда она вынуждает прибегать к демпингу, пересматривать собственную ценовую политику.
Спрос. Низкий снижает планку, а высокий, напротив, повышает.
FX-курс. Колебания валют также оказывают прямое влияние на ценообразование.
Например: производитель электроники сталкивается с ростом стоимости компонентов из-за укрепления курса доллара (FX-курс). Чтобы сохранить прибыльность, она вынуждена повысить цену на свою продукцию. Однако рынок насыщен конкурентами с аналогичной продукцией с более бюджетными вариантами.
Решение: компания пересматривает свою ценовую стратегию, акцентируя внимание на уникальных функциях и качестве продукта (позиционирование как премиум-бренд), чтобы оправдать более высокую цену и снизить влияние конкуренции. Также она оптимизирует внутренние издержки за счет повышения эффективности производства.
Собрали для вас подробный алгоритм:
1. Сбор данных о затратах. Продавец должен понимать, сколько он тратит на производственный цикл, накладные расходы и другие моменты.
2. Анализ рынка. Изучение конкурентов, особенностей ниши, актуальности.
3. Выбор стратегии ценообразования.
4. Установка начальной цены.
5. Корректировка, если того требует спрос/покупатели.
Ниже представлена понятная таблица с методами и стратегиями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценообразование также регулируется нормативными актами:
IFRS 15 (международный стандарт).
Существует несколько функций, которые выполняет данный инструмент:
Распределительная. Даёт возможность распределять ресурсы между несколькими участниками рынка, а также устанавливать справедливую цену, которая отражает вклад каждого участника в создание стоимости.
Информационная. Невербально передаёт данные о ценности и важности продукции или сервиса потребителю.
Стимулирующая. Благодаря ей производители мотивируются на повышение качества, снижение издержек, внедрение инноваций.
Балансирующая. Уравновешивает игроков коммерции, создаёт благоприятную среду для развития бизнеса.
Главный генератор выручки. Именно этот инструмент влияет на то, сколько денег зарабатывает компания. Она обеспечивает доход и конкурентоспособность, эффективность деятельности.
Стимулирование потребительского спроса и интереса.
Привлечение новых клиентов за счёт скидок или промоакций. Также использование особенных предложений позволяет вернуть “старых” заказчиков и избавиться от запасов.
Увеличение объёма продаж благодаря скидкам.
Подписочные модели позволяют обеспечить стабильный входящий денежный поток. Однако надо их регулярно продвигать и напоминать своим клиентам. Также дают возможность лучше прогнозировать выручку.
Ценовая политика позволяет сформировать имидж бренда (премиум или эконом-сегмент).
Отличия между этими понятиями довольно конкретные. В первом случае – сумма, которую потребитель платит продавцу. Во втором – деньги, что продавец затратил на товар, включая производственные расходы. А в третьем – субъективная оценка важности продукции или сервиса для человека.
Действительно, иногда коммерсанты прибегают к снижению цен, чтобы стимулировать рост продаж, либо избавиться от запасов. Например, они используют “стратегию загонки”, то есть стимулирование спроса через бюджетные предложения.
Они позволяют предлагать разные варианты заказчикам, а также просчитывать Unit-экономику, работать с несколькими типами клиентов.
Самым прямым образом – при росте стоимости деньги дешевеют. Купить на них можно меньше, чем, например, годом ранее.
Всё дело в том, что благодаря автоматизированной системе снижается риск ошибок, которые можно допустить, если человек занимается отчётностью вручную. Снижение трудозатрат – основной фактор. Также он отлично интегрируется с другими документами, благодаря чему создаётся целостность картины по денежным сведениям.
В некоторых организациях такое практикуется. Однако важно понимать, насколько это критично в вашем случае – иногда создание двух документов – это лишняя трата времени. Ориентируйтесь в первую очередь на свои цели.
Ценообразование – важный элемент любого бизнеса. Это инструмент, которым можно управлять в свою пользу, чтобы наращивать обороты и прибыль.
В “Атлантах” ежемесячно проводятся 10+ мероприятий, так или иначе связанных с темой финансов:
ФинЧас: как использовать ИИ, чтобы управлять деньгами;
Типичные налоговые проблематики в строительстве и производстве: как подстраховаться;
Система в отделе продаж, которая поможет бизнесу вырасти;
И другие.
Посетить их можно в рамках Гостевого Месяца 2.0 – оставляйте заявку, и наш коммьюнити-менеджер расскажет подробности.