1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Управление финансами — это основа стабильного роста компании

Управление финансами — это основа стабильного роста компании

Редакция Атлантов


Финансовый менеджмент – инструмент, который напрямую влияет на успешность компании и её прибыль. Грамотное распределение материальных ресурсов даёт возможность развиваться, расширять команду, масштабироваться на новые рынки. Мы собрали в статье рекомендации, как делать это правильно.

Получи гайд от бизнес-клуба «Атланты»

Как управлять дистанционными командами

Что такое финансовый менеджмент и как он работает в бизнесе 

Профессиональная организация этого направления совместно с верно выбранной нишей и подобранным коллективом даёт потрясающие результаты и возможность обогнать конкурентов. К элементам финансового менеджмента относятся: 

  1. Планирование. Первый важный этап, на котором определяют цели и разрабатывают стратегии, направленные на оптимизацию имеющихся ресурсов. Планирование финменеджмента позволяет предпринимателям видеть вероятные риски, оптимизировать затраты, управлять денежными потоками. 

  2. Контроль. Как понять, что средства распределяются эффективно? Важно внедрить систему контролирования: начиная с целей и заканчивая непосредственно тратами и отчётностью по ним. Для этого используйте автоматизированные сервисы (платформы), которые позволяют контролировать движение денег и планировать финансы. Они уберут риск человеческой ошибки.

  3. Анализ. Чтобы принимать обоснованные решения, владельцы бизнеса должны внимательно относиться к затратам и видеть, насколько они были целесообразными. Важно сравнивать итоговые показатели с планами и прогнозами. 

  4. Управление ресурсами. Оно помогает предпринимателям не только минимизировать затраты, но максимизировать доходы, обеспечивая устойчивый рост. Этот этап включает в себя анализ текущих средств, оценку их потребностей и разработку стратегий для их эффективного использования. 

Почему финансовый менеджмент критически важен для бизнеса 

Одной из ключевых задач является составление бюджета, который является основой контроля расходов и доходов. Оно помогает:

  • Определить сильные/слабые стороны предприятия;

  • Обеспечить стабильность бизнеса;

  • Избежать денежных трудностей;

  • Поставить долгосрочные цели. 

К сожалению, осознание важности контроля за финансами приходит к предпринимателю далеко не сразу: обычно на этапе становления об этом просто не задумываются, так как в приоритете другие дела. Учёт если и ведётся, то нестабильно, поскольку для собственника первоочерёдно качество продукта и его узнаваемость на рынке. Но со временем, когда растут команда и сама корпорация, такой подход может привести к кассовым разрывам и даже банкротству. Анализируйте качество финансового менеджмента, чтобы избежать таких проблем.

С самого начала важно отслеживать следующие отчёты:

  1. О движении денежных средств – их количество на начало месяца и на конец; на что были потрачены, была ли достигнута цель. На основании данных есть возможность принимать управленческие решения.

  2. О прибылях и убытках. Так можно понять, сколько зарабатывает компания.

  3. Управленческий баланс. Он позволяет директору видеть, что прямо сейчас происходит в бизнесе, можно ли на это повлиять, даёт представление о деньгах. 

Советы по управлению финансами в бизнесе 

Главная функция руководителя – контролировать денежные ресурсы предприятия. О том, как повысить эффективность данного процесса – ниже. 

Оценка финансового состояния 

Для предпринимателей эта информация критически важна, так как позволяет оценить денежное здоровье организации, выявить слабые места и принять обоснованные решения.

Начинать следует с анализа активов — это ресурсы, которые предприятие использует для ведения своей деятельности, включая деньги, запасы и недвижимость. Он помогает понять, как эффективно компания использует свои ресурсы для генерации дохода. Например, недостаток товарных запасов может привести к потерям в продажах, в то время как их избыток может вызвать дополнительные затраты за хранение.

Далее важным аспектом является анализ обязательств — долговых и финансовых. Понимание структуры задолженностей и срока их погашения позволяет предпринимателям оценить финансовые риски. Высокий уровень обязательств в сравнении с активами может указывать на возможные проблемы с платежеспособностью, что опасно как для бизнеса, так и для его кредиторов/банков.

Ликвидность, в свою очередь, отражает способность организации выполнять свои краткосрочные договорённости. Помогает предпринимателю определить, насколько быстро он может преобразовать свои активы в денежные средства для покрытия обязательств. Низкая ликвидность может сигнализировать о том, что дело в будущем столкнется с трудностями в расчетах, что в свою очередь может повлечь за собой потерю доверия со стороны поставщиков и клиентов. 

Также, как мы уже писали выше, важными методами являются различные отчёты (например, о движении денег), которые дают представление о состоянии проекта здесь и сейчас. 

Планирование бюджета

При его формировании для начала стоит учитывать как переменные, так и фиксированные расходы. Также важно помнить о:

  • Сезонных колебаниях;

  • Рыночных тенденциях.

Для того чтобы избежать экономических рисков или минимизировать их, крайне важно создать резервный фонд, который позволит проходить кризисы наиболее безболезненно или те этапы, когда, например, не идут продажи. Притом распределить деньги фирмы можно не только на счета, но также вложить их в инвестиционные инструменты: акции, ценные бумаги, недвижимость. Подобные источники помогут не просто сохранить, но приумножить капитал – конечно, если всё делать правильно. 

Привлечение инвестиций и внешнего финансирования 

Новые проекты, расширение производственных мощностей, товарной линейки, освоение зарубежных рынков – всё это требует дополнительных “вливаний”бюджета. Очевидный способ – привлечь инвестиции извне, которые помогут укрепить позиции. Существует большое количество инвесторов, специализированных фондов, краудфандинговых платформ, заинтересованных в интересных стартапах с вероятной прибылью. 

Прежде чем привлекать финансирование со стороны, подумайте, какие у вас цели:

  • Расширение производства;

  • Увеличение присутствия на рынке;

  • Развитие компании;

  • Маркетинговый бюджет;

И так далее. 

Это понимание поможет вам выбрать корректные источники.

При этом также важно осознавать текущие тренды. Например, краудлендинговые платформы продолжают охотно вкладывать в различные стартапы (2659,3 млн рублей в декабре 2024 года), а вот частные инвесторы стали менее активно это делать из-за ужесточения кредитной политики ЦБ РФ и возросших инвестиционных рисков. 

Финансовый контроль 

Собственный бизнес обязывает постоянно держать руку на пульсе, особенно в сфере финансов – пара неверных решений, и вот уже вся структура рушится, возникают кассовые разрывы. 

Оперативно реагировать на изменения в экономической среде, корректировать стратегию, использовать свежие подходы и методы для успешного управления помогает контроль за активами. 

Что можно использовать: 

  • Построение системы бюджетирования. Она позволит отслеживать и прогнозировать доходы и расходы. 

  • Система мониторинга и отчётности для обеспечения прозрачности. Благодаря специальным программным обеспечениям вы сможете отслеживать ключевые показатели, а ежеквартальные отчёты дадут представление о состоянии организации. 

  • Постановка целей и регулярная корректировка, сравнение текущих цифр с намеченными. 

Частые ошибки в управлении финансами и как их избежать 

В 2012-м году Kodak, лидер в производстве фотоплёнки, стала банкротом. Главной проблемой стало неумение адаптироваться к современной цифровой революции, отсутствие чёткого планирования в плане денег – запасов просто не хватило на то, чтобы обогнать конкурентов в условиях внешних изменений. 

Ещё одной распространённой ошибкой является игнорирование учёта денежных потоков. Toys R US, детский ритейлер, потерпел крах в 2014-м, когда не смогла справиться с понижением прибыли и необходимостью платить по обязательным счетам ввиду закредитованности. Неспособность контролировать денежные потоки стала одним из факторов закрытия множества магазинов в следующие 4 года.

Энергетическая корпорация Enron разорилась в 2001-м, так как манипулировали отчётностью и скрывала свои материальные проблемы. В итоге 22 тысячи сотрудников остались без работы. 

Очень важно, чтобы собственник здраво смотрел на происходящие события, учитывал факторы не только внутренние, но внешние, имел стратегический план Б и отслеживал все изменения, а также контролировал поступления и исходящие платежи. В противном случае можно нарваться на проблемы с закредитованностью, недостаточность финансирования и даже нарушения законов. Управление финансами – это один из ключевых инструментов роста. Иногда он даже важнее инновационной идеи, уникального продукта или услуги.

Главные выводы 

Если вы хотите:

  • Привести в порядок финансы вашей организации;

  • Узнать опыт построения аналогичных отделов в других корпорациях, перенять его; 

  • Принять участие в круглых столах или форум-группах, чтобы найти свежие идеи для вашего бизнеса;

Присоединяйтесь к гостевому доступу в бизнес-клубе “Атланты”. Среди 1300+ предпринимателей вы точно найдёте того, кому уже удалось решить подобную задачу, а поддержка единомышленников покажет вам, что нет ничего невозможного. Оформляйте пробный период – без оплаты, но с верификацией. 

заявка принята. скоро с вами свяжется команда

Открытый диалог с основателем «ВСЕИНСТРУМЕНТЫ.РУ» 25 ФЕВРАЛЯ

Регистрация на мероприятие

ошибка

Пожалуйста, проверьте правильность заполнения телефона, он должен соответствовать образцу +7 (999) 999 — 99 — 99

заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
ошибка