ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Себестоимость – это ключевой показатель, который показывает затраченную сумму на производство или закупку товаров и влияет на рентабельность фирмы. В этой статье рассмотрим, как корректно её рассчитать, какие существуют виды, как снизить цифры, чтобы добиться наилучших финансовых результатов.
Для того чтобы организация приносила прибыль, важно умело оптимизировать затраты. Расчёт себестоимости продаж позволяет принимать обоснованные решения на тему ценообразования, а также улучшения рентабельности.
Сама по себе себестоимость – это те расходы, которые понесла компания на производство либо закупку продукта. Что учитывается в подсчётах:
И так далее.
Исходя из себестоимости товара или услуги, можно устанавливать цену для клиентов.
Возьмём, например, компанию Apple и её продукцию – iPhone, и попробуем посчитать.
1. Расчет себестоимости iPhone. Включены:
Общая себестоимость iPhone X – $430.
2. Определение цены. Apple устанавливает цену выше себестоимости Так как компания Apple исходит из готовности людей платить за продукт, принимая во внимание его инновационные функции, то примерная розничная стоимость аппарата – $ 999.
Точка безубыточности. Apple устанавливает цену выше себестоимости, что позволяет покрывать затраты на::
Также стратегия компании состоит в том, что они используют высокую стоимость как часть своего бренда и относят себя к премиум-сегменту. Это позволяет пользователям приобщиться к “высшему обществу”, ощутить эксклюзивность.
Так, маржа составляет $569 (999-430). Это высокий показатель, который позволяет удерживать лидирующие позиции среди конкурентов.
Ещё больше о том, как добиться эффективности роста и улучшить эффективность компании, читайте в нашей статье про развитие бизнеса.
Расчет себестоимости — важная часть финансового менеджмента, так как он помогает определить все затраты, связанные с производством и продажей товара. Она складывается из нескольких компонентов:
Материалы. То есть затраты на приобретение необходимого для производства товаров сырья. Например, для компании, производящей мебель, это могут быть дерево, клеевые составы и обивочные ткани.
Трудозатраты. А именно – расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых в рабочих процессах. Например, в текстильной фабрике это зарплата швей и бухгалтеров.
Производственные накладные затраты. Сюда можно отнести аренду помещения, электроэнергию и эксплуатацию оборудования. Например, если фабрика тратит $2,000 на аренду и другие расходы за месяц, эту сумму нужно учесть в расчете себестоимости.
Логистика и распределение. Доставка сырья и готовой продукции, а также их хранением. Пример: стоимость транспортировки готовой мебели до магазина, которая может составлять $150 на единицу товара.
Маркетинг и реклама. Привлечение клиентов – неотъемлемая часть любого бизнеса. Например, расходы на рекламные кампании или создание веб-сайта, направленные на продвижение товара. Если компания тратит $500 на рекламу в социальных сетях, эту сумму также включают в расчет себестоимости.
Скрупулёзный подход к цифрам позволяет не только сохранить бизнес даже в условиях кризиса, но масштабировать его.
Вот ключевые причины, почему это необходимо:
Важно понимать, что на данный показатель влияют как внешние, так и внутренние факторы. Мы составили таблицу, чтобы наглядно вам это показать.
Внешние факторы | Внутренние факторы |
---|---|
Конкуренция | Цена и качество материалов |
Экономическая ситуация | Производственные затраты |
Законодательные нормативные акты | Технологические этапы |
Анализ себестоимости позволяет улучшить финансовые показатели фирмы.
Чтобы разобраться в этом вопросе, изучите таблицу ниже.
Тип | Описание | Состав | На что влияет |
---|---|---|---|
Условно-переменная | Изменяется в зависимости от объёма производства | Расходы на сырьё, материалы, труд | Показывает, как колебания в объёме производства могут изменять финансовые результаты |
Условно-фиксированная | Потраченные суммы, которые не меняются в зависимости от производства | Аренда, ФОТ, налоги, коммуналка | Планирование и масштабирование бизнеса, выбор стратегии |
Полная | Все затраты: фиксированные и переменные | Включено всё: как используемые материалы, так и оплата услуг, логистики и прочего | Показывает общее состояние компании |
Прямые | Те траты, что касаются конкретного продукта | Всё, что связано с изготовлением данной единицы товара | Влияет на ценообразование, помогает определить стоимость 1 единицы |
Косвенные | Те, что нельзя отнести к одному конкретному продукту | Общее содержание бизнеса (налоги, отчисления, зарплаты и так далее) | Общая оценка эффективности и прибыльности |
Непосредственные | Затраты, связанные с конкретным производственным процессом | Оплата труда специалистов | Показатель эффективности и целесообразности ресурсов |
Косвенные непосредственные | Общие, которые относятся к администрированию фирмы, управлению | Офисные расходы, заработная плата административного персонала | Влияет на общие затраты компании |
Все вышеперечисленные виды себестоимости влияют на маржу и общие цифры фирмы.
Основная формула для расчёта может варьироваться в зависимости от:
Тем не менее, есть универсальный метод, как можно посчитать. Выглядит он так:
Себестоимость = прямые затраты + косвенные затраты, где:
ПЗ - расходы, которые относятся к определённой продукции, включая оплату труда и другие составляющие
КЗ - те, что не связаны с конкретным товаром, но всё же на него влияют (аренда, ФОТ, коммуналка, маркетинг и так далее)
Допустим, что фирма занимается изготовлением мебели. Вот как рассчитать себестоимость для неё (товарная единица — стол):
ПЗ:
КЗ:
Посчитаем прямые затраты:
50 000 + 10 000 + 20 000 = 80 000 р.
Косвенные:
5 000 + 2 000 + 3 000 = 10 000 р.
Теперь прибегнем к формуле:
10 000 р. + 80 000 р. = 90 000 р. Это себестоимость одного стола.
Это важный шаг, если вы хотите улучшить финансовые показатели, увеличить маржу, стать более конкурентоспособными. Ниже представлены основные методы снижения себестоимости.
Метод | Характеристика | Пример применения |
---|---|---|
Оптимизация производственных процессов | Анализ всего, что связано с этим направлением, с целью повышения эффективности | Внедрение системы just in time для снижения затрат на хранение |
Оптимальное расходование денежных средств на материалы | Исследование и выбор поставщиков с более низкими ценами, в том числе на доставку, либо же переход на заменители сырья | Переход от одного поставщика к другому |
Эффективное управление запасами | Понижение трат на хранение и, как следствие, избегание риска устаревания материалов и/или продукции | Внедрение специального программного обеспечения |
Оптимизация накладных расходов | Анализ всех оплат (зарплаты, коммуналки и прочего) с целью эффективного распределения | Переезд в менее затратное помещение |
Инновации и технологии | Внедрение роботизации/автоматизации, которое даёт возможность увеличить производительность | Переход на новое высокотехнологичное оборудование |
Улучшение качества | Уменьшение количества брака/возвратов путём улучшения качества продукции | Внедрение системы, например, ISO 9001, для повышения стандартов |
Собственный бизнес — это постоянное движение; работы над усовершенствованием процессов, разработка новых подходов.
Даже если вам кажется, что вы достигли финансового потолка, внедрение свежих инструментов помогает расширить горизонты.
Себестоимость предприятия — один из ключевых факторов, который влияет на ваш доход. От того, насколько маржинальные у вас товары/услуги, зависит ваш уровень жизни и её качество. Если вы хотите разобраться в финансовых вопросах вашей компании, приходите на наши мероприятия — среди 1400+ предпринимателей точно найдётся тот, кто уже решал подобную задачу.
Вы увидите, что окружение равных себе — это настоящее благо. Как это поняли уже наши резиденты:
Был момент, когда ушёл главный бухгалтер — тогда я была в отчаянии. Хорошо, что именно в тот период я собрала фокус-группу в «Атлантах» — в Клубе я получила поддержку, мне очень помогли не только словом, но и делом: поделились контактами специалистов
Сатик Вартанян, совладелец логистической компании ВЭЙ-трейд, резидент нашего клуба.
Регистрация на мероприятие