ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
E-commerce является неотъемлемой частью Интернет-торговли, где суть заключается в том, что покупатель приобретает товар с помощью налаженной системы оплаты. О том, какие виды электронной коммерции имеются, что за тренды ожидаются в сфере – в сегодняшней статье.
E-commerce – это торговля онлайн, в которой пользователи оплачивают услуги через свои смартфоны/ноутбуки. Сфера является неотъемлемой частью современного бизнеса. Помимо купли/продажи, в отрасль также входят:
Управление поставками;
Организация складских запасов;
Электронный обмен данными.
По статистике, в 2024-м наибольший рост показали небольшие магазины. Обороты малых и средних площадок выросли на 72%. Средний чек вырос на 5%.
Ozon сообщает, что e-commerce-сегмент увеличился на 71% и достиг 1.9 трлн рублей. На фоне динамичного развития отрасли онлайн-площадки становятся всё более востребованными: убедитесь в этом сами, прочитав про кейс продвижения на маркетплейсе.
Буст для роста рынок электронной коммерции получил во время пандемии, и с тех пор только набирает скорости. Вот что делает эту нишу привлекательной:
Широкий рынок и доступность. Благодаря возможности проводить онлайн-платежи увеличивается клиентская база, а вместе с ней – узнаваемость и прибыль;
Снижение затрат. Не нужно оплачивать аренду физического магазина, зарплаты продавцам-консультантам;
Удобство для клиентов. Инновации в ритейле позволяют совершать покупки в любое удобное время и неважно, где находятся люди.
B2C (Business to Consumer). Наиболее распространенная модель, при которой компании продают товары или услуги непосредственно конечным потребителям. Самый яркий пример в России – Wildberries, крупнейший ритейлер в Интернете.
B2B (Business to Business). В этой модели компании продают продукцию или услуги другим компаниям. Это может включать оптовую торговлю, поставки. Как один из вариантов – Алиэкспресс, где бизнес может закупать оптом у поставщиков/производителей.
C2C (Consumer to Consumer). Формат позволяет потребителям продавать товары и услуги друг другу. Как правило, на платформах можно размещать собственные объявления: например, на Avito.
C2B (Consumer to Business). В этой модели человек предлагает свой товар или услугу бизнесам. Может включать фриланс-помощь, контент или другие предложения. Пример платформы: Kwork.
B2G (Business to Government). Компании сотрудничают с государственным учреждениям – например, участвуют в тендерах на “Госзакупках”.
D2C (Direct to Consumer). Производители продают напрямую покупателям без посредников. Как правило, речь идёт о собственных Интернет-магазинах на сайте: такие есть у “Чистой линии”, “Кантаты” и других фирм.
Процесс состоит из нескольких этапов, рассмотрим каждый подробнее.
1. Платформа (интернет-магазин)
Первым шагом в электронной коммерции является создание интернет-магазина. Это может быть собственный сайт компании или использование платформы для электронной торговли, такой как Shopify, WooCommerce или 1С-Битрикс. Важно, чтобы сервис был удобным для пользователей, имела интуитивно понятный интерфейс и обеспечивала безопасность транзакций. На этом этапе также хорошо настроить SEO-оптимизацию, чтобы привлечь трафик.
2. Процесс покупки
После того как клиент зашел на сайт, он начинает выбирать товар. Для этого будущие клиенты используют поиск, далее знакомятся с характеристиками, ценой, отзывами того, что их заинтересовало. После – добавляют в корзину, оформляют заказ.
3. Платёж
После оформления заказа клиент переходит к оплате. Важно предложить разнообразные способы оплаты, чтобы удовлетворить потребности разных клиентов. Это могут быть: банковские карты или переводы, электронные кошельки, наложенный платёж.
Необходимо использовать защищенные протоколы (например, SSL) и системы антифрода, чтобы обеспечить безопасность транзакций.
4. Логистика и доставка
В данный этап включены сборка и упаковка товара на складе, выбор способа, как пользователь получит заказ (курьер или пункт выдачи, почта), отслеживание статуса.
5. Анализ и статистика
На каждом этапе цикла продажи важно отслеживать статистику и аналитику. Например, вы можете проверять, откуда к вам приходят потенциальные покупатели, считать конверсию (% тех посетителей, что завершили покупку), а также причины, почему люди покидают сайт, не завершив оплату. Более того, важна работа с обратной связью (вопросами, пожеланиями, отзывами).
Прогресс не стоит на месте: предприниматели выделяют деньги на развитие технологий, которые делают клиентский сервис проще и приятнее. Вот некоторые из возможных вариантов, помогающих увеличить лояльность аудитории:
1. Мобильные приложения
Они позволяют пользователям удобно просматривать товары, делать заказы и управлять своими покупками прямо со смартфонов. Сервисы могут предлагать персонализированные рекомендации, уведомления о скидках и акциях, а также упрощенный процесс оформления заказа. Примеры: Wildberries, Ozon, Яндекс.Лавка. Кстати, если вы хотите узнать, как работать на маркетплейсах, то предлагаем вам прочитать наш одноимённый материал.
2. Автоматизация бизнес-процессов
Она даёт возможность ускорить множество процессов: управление запасами, обработка заказов и взаимодействие с клиентами. Системы управления контентом (CMS) и платформы для электронных продаж, такие как 1С-Битрикс или Shopify, позволяют автоматизировать процессы, что снижает вероятность ошибок и повышает эффективность работы. Например, благодаря автоматизации обработки заказов можно быстро реагировать на запросы и улучшать уровень обслуживания.
3. Маркетинг (SEO, контекстная реклама и др.)
Любой бизнес в первую очередь строится на привлечении людей. И если в торговых центрах речь идёт о том, чтобы снять наилучшее помещение с точки зрения проходимости, то в Интернете для этого существуют специальные инструменты. Они позволяют привлечь как можно больше лидов, которые затем превратятся в лояльных клиентов. Например:
СЕО-продвижение. Использование ключевых фраз на вашем сайте поднимает его в поиске и показывает заинтересованным людям;
Контекстная реклама. Что особенно приятно, вы можете настроить её по интересам и показывать тем, кому реально нужно то, что вы предлагаете.
4. Платежные системы
Они обеспечивают возможность клиентам быстро и безопасно оплачивать свои покупки. В России популярны такие платежные системы, как Яндекс.Касса, Т-банк, Robokassa и некоторые другие.
5. Аналитика и Big Data
С их помощью можно собирать и анализировать информацию о поведении пользователей, предпочтениях и тенденциях на рынке. Это помогает принимать обоснованные решения, оптимизировать бизнес-процессы, маркетинговые стратегии и составить представление о клиентском опыте.
Мы собрали их в табличку, чтобы вы наглядно увидели все плюсы и минусы.
Преимущества |
Недостатки |
Удобство. Возможность заказывать что-либо онлайн существенно влияет на выбор аудитории в вашу пользу. Благодаря тому, что можно сравнить продукцию, юзеры принимают обоснованное решение. |
Конкуренция. Высококонкурентная среда затрудняет привлечение и удержание клиентов. |
Широкий ассортимент. Для того чтобы предоставить больший выбор в физическом магазине, предпринимателю необходимо иметь достаточную площадь. В Интернете такой проблемы нет. |
Проблемы с логистикой. Периодически бывает, что возникают задержки, повреждение продукции. |
Снижение затрат, так как нет аренды, ФОТа и сопутствующих расходов. |
Риски возвратов. Некоторые недобросовестные покупатели могут этим злоупотреблять. Также отдельно взятые конкуренты могут специально оформлять множество заказов, чтобы продавец заплатил большие суммы за доставку, а после не забирают оформленное. |
Персонализация и таргетинг, которые позволяют предлагать индивидуальные рекомендации и акции. |
Риски мошенничества. Кибербезопасность стала одной из важнейших тем для бизнеса, потому что DDOS-атаки происходят регулярно, а вместе с ними – утечки данных. Эту тему мы обсудили на мероприятии “Время Атлантов” 25 февраля вместе со знаковым предпринимателем из списка Forbes Юрием Максимовым – обязательно подпишитесь на наши соцсети, чтобы не пропускать такие события. |
Глобальный рынок: можно продавать не только в своей стране, но и в других. |
Технические сбои. Иногда они происходят, и тогда бизнес теряет клиентуру. |
На потребительский рынок в значительной степени влияют технологические инновации и экономические факторы. Аналитики утверждают, что нас ожидают следующие тренды:
На первом месте – удобство и удовольствие от покупки, на втором – цена. Поэтому улучшение клиентского сервиса – то, над чем стоит поработать бизнесу. Например, расширение географии, внедрение касс самообслуживания, возможность получать мгновенные ответы с помощью искусственного интеллекта;
Россияне активно используют маркетплейсы, гипермаркеты, супермаркеты, онлайн-магазины, сервисы доставки. Количество подобных каналов будет только увеличиваться;
Доминирование маркетплейсов в сегменте FMGG. Отсюда – рост конкуренции;
Увеличение доли собственных торговых марок. Такой подход позволяет снизить затраты и предлагать аудитории наиболее лучшие варианты цен, в том числе в товарах повседневного спроса и одежде.
Электронная коммерция – один из ключевых элементов ведения дел в 2025-м, и тренд будет только нарастать. В бизнес-клубе “Атланты” регулярно обсуждается это направление – например, в ближайшее время резидентов ожидают встречи на темы:
Истории эффективности бизнеса через автоматизацию;
ИИ – тренды и решения для роста предпринимателя;
Нейроассистенты в продажах: от лидогенерации до заключения сделки.
Более того, мы регулярно организовываем экскурсии на производства, чтобы наши предприниматели были в курсе новых тенденций и успевали их использовать в собственных компаниях быстрее, чем конкуренты. Если вы тоже хотите стать частью активного сообщества, то оформляйте гостевой месяц: без оплаты, но с верификацией.
Регистрация на мероприятие