ВСТУПАЙТЕ В БИЗНЕС-КЛУБ «АТЛАНТЫ»
Финансовые показатели – важнейший фактор, за которым стоит следить, чтобы оставаться в плюсе, компания приносила прибыль. Один из главных инструментов – формула EBIT, благодаря которой можно рассчитать доходы и увидеть реальную картину происходящего с деньгами в организации.
Прибыль, которую получает компания до вычета всех налогов и процентов, называют EBIT (Earnings before interest and taxes).
Этот ключевой финансовый показатель является отражением эффективности основной деятельности предприятия. Он демонстрирует, сколько составляет операционная прибыль бизнеса. При этом не учитываются:
Финансовые обязательства, включая займы;
Налоговые траты.
В соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учёта (РСБУ), показатель EBIT часто называют операционной прибылью или доходом, и используют его для оценки операционной деятельности компании.
В международных стандартах финансовой отчётности (МСФО) такой же показатель называют Operating Profit (Income). При этом в таком случае, в отличие от РСБУ, проводится четкое разделение между операционными и неоперационными статьями. Это делает значения более универсальными для международных сравнений.
Сценарии использования EBIT:
Инвестиционный анализ: оценка прибыльности и эффективности бизнеса;
Кредитный скоринг: определение платежеспособности заёмщика;
Оценка эффективности филиалов: сравнение операционных результатов.
EBIT в бухгалтерии – значение, помогающее понять реальную прибыльность основной деятельности организации без учета расходов. Поэтому при подсчете маржинальности его необходимо учитывать.
Теперь переходим к тому, как рассчитать прибыль до вычета налогов и других трат.
Базовая формула расчета от выручки выглядит следующим образом:
EBIT = валовая прибыль - операционные расходы + (или -) прочие операционные доходы и расходы
Более подробно:
EBIT = выручка - себестоимость проданных товаров (работ или услуг) - операционные траты + прочие операционные доходы - расходы
Давайте разберёмся в пошаговом алгоритме расчёта:
Определите выручку: общий объём продаж за отчётный период;
Вычтите себестоимость реализованной продукции или услуг, чтобы получить валовую прибыль;
Внесите операционные траты: административные, амортизацию и так далее;
Добавьте или вычтите доходы/расходы: арендные платежи, штрафы, деньги от продажи активов;
Получите нужный показатель.
Также можно посчитать через чистую прибыль:
EBIT = ЧП + % + налоги
То есть в этом случае мы прибавляем проценты кредитные и налоговые обязательства.
В соответствии с РСБУ, расчеты EBIT основан на данных отчета о финансовых результатах. В стандартах МСФО показатель аналогичен Operating Profit или Income.
Для вашего удобства оформили для вас пример расчётов EBIT в небольшую таблицу.
Показатель |
Значение (тыс.руб.) |
Выручка |
10 000 |
Себестоимость проданных товаров |
6 000 |
Операционные расходы |
2 000 |
Прочие опер.доходы |
500 |
Прочие опер.расходы |
300 |
Приступаем к расчётам:
Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость = 10 000 – 6 000 = 4 000
Операционная прибыль = Валовая прибыль – Операционные расходы + Прочие доходы – Прочие расходы = 4 000 – 2 000 + 500 – 300 = 2 200
Итак, EBIT = 2 200 руб.
Также мы подобрали для вас пример финансовой отчётности компании “Роснефть”, чтобы вы наглядно увидели, что он из себя представляет – скачать можно по ссылке.
Что это такое? Сейчас будем разбираться.
Рентабельность EBIT – это значение, отражающее отношение операционной прибыли к выручке компании. Как её рассчитать?
Рентабельность EBIT = EBIT/выручка * 100%
Предположим, что у компании сумма earnings before interest and taxes составляет 1 млн рублей, а выручка – 10 млн. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:
Рентабельность EBIT = 1 000 000/10 000 000 * 100% = 10%
Показатель выгодности сильно варьируется в зависимости от отрасли. Ниже приведены ориентировочные средние значения и диапазоны по данным источников, таких как Statista и исследованиям профессора А. Дамодарана:
Отрасль |
Средний EBIT Margin |
Примерный диапазон |
IT |
15-25% |
10-30% |
Ритейл |
5-10% |
3-15% |
Производство |
8-15% |
5-20% |
Эффективность операционной деятельности компании можно оценить именно по рентабельности EBIT. Более того, по этому значению владелец имеет возможность сравнить себя с конкурентами и понять, какие существуют у бизнеса слабые места.
Среди ключевых факторов можно выделить следующие:
Управление себестоимостью. Всё дело в том, что ее снижение напрямую увеличивает валовую и операционную стоимости. Для работы с этим значением используют такие инструменты как:
Внедрение более эффективных технологий производства;
Переговоры с поставщиками о снижении цен;
Оптимизация логистики, а также складских запасов.
Как пример: компания Apple, которая регулярно внедряет новые инновационные решения, чтобы снизить себестоимость своей продукции.
Контроль коммерческих расходов. Чем больше трат на маркетинг, административные ресурсы и другое, тем хуже показатель EBIT.
Для улучшения ситуации используются такие средства:
Автоматизированные системы для продаж и маркетинга (например, AI-помощники);
Оптимизация структуры управления;
Аналитика для фокусировки на наиболее успешных каналах.
Так, например, Amazon регулярно проводит анализ своих расходов, оптимизирует их в логистике и рекламе, чтобы добиться наилучших результатов.
Ценообразование. “Игра” с ценой – это отличный инструмент, который может быть для владельца как в плюс, так и в минус.
Инструменты для улучшения показателей:
Анализ ценовой эластичности спроса;
Внедрение премиальных продуктов и услуг;
Работа с товарной линейкой на основе запросов целевой аудитории;
Использование динамической системы ценообразования.
FX-риски. От колебаний валют зависит себестоимость товаров и, соответственно, дальнейшая выручка.
Как управлять:
Диверсификация рынков сбыта;
Работа с разными поставщиками;
Работа с локальными производствами.
Узнать больше о том, как повысить рентабельность продаж, можно в нашей одноименной статье.
Первый показатель демонстрирует финансовую устойчивость и рентабельность, так как он учитывает амортизацию и износ, а второй – нет. Поэтому использование той или иной метрики зависит от вашего запроса и целей.
Да, в том случае, если деятельность компании убыточна и не приносит прибыли.
Конечно, ведь это один из ключевых показателей, который влияет на устойчивость и конкурентоспособность организации.
Да. Как правило, это происходит за счет уменьшения себестоимости или операционных затрат (маркетинг, логистика, производство, административные расходы и так далее). Если ваша цель – рост прибыли, то советуем почитать статью как увеличить цену на услуги.
Мы много говорим о финансовой устойчивости организации на мероприятиях в “Атлантах”, затрагивая такие важные темы как отчётность, зарплаты, KPI, расходы на маркетинг. Посетить эти встречи и получить возможность пообщаться с опытными спикерами можно в рамках нашего Гостевого Доступа – его вы можете оформить по ссылке. Без взносов, по верификации – для сохранения кулуарности сообщества.