atlanty.ru - Фото 1
  1. Главная
  2. Медиа Атланты
  3. Диверсификация — что это такое, зачем нужна и как помогает бизнесу

Диверсификация — что это такое, зачем нужна и как помогает бизнесу

atlanty.ru - Фото 2

Редакция Атлантов

atlanty.ru - Фото 3

Диверсификация — это возможность распределить имеющиеся материальные ресурсы, чтобы снизить риски их потери. Она дает возможность бизнесу вложить деньги в разные направления и таким образом сберечь их.

Термин диверсификация, или diversity, ввёл экономист из США Гарри Марковиц. Его теория, которую он выдвинул, заключалась в том, что инвестировать стоит в разные активы — благодаря такому распределению можно достичь баланса между доходностью и бизнесом.

Что такое диверсификация простыми словами

Стратегия, при которой компания начинает использовать выходы на новые рынки, выпуск свежих продуктов и услуг, называется распределением ресурсов. У этого есть 2 цели:

  • Снизить расходы;
  • Увеличить доходы.

Если один продукт начинает приносить меньше прибыли — другой, более успешный, может это компенсировать.

Один из самых ярких примеров подобного распределения ресурсов — корпорация Apple. У них есть основная флагманская продукция: iPhone, а также дополнительный — iWatch, беспроводные наушники, защитные стёкла, MacBook и другие.

Это создаёт бесперебойные продажи в течение года, а не только в тот момент, когда они презентуют новый айфон.

Благодаря диверсификации можно:

  • Стать более гибкой организацией, которая оперативно реагирует на изменения;
  • Расширить клиентскую базу за счёт более широкого предложения;
  • Снизить риски — меньше шансов, что не будет дохода или клиенты уйдут к конкурентам.

Что включает в себя диверсификация бизнеса

Для начала рассмотрим, что она даёт:

  1. Увеличение прибыли. Дополнительные услуги или выход на новые рынки (например, зарубежные), отрасли позволяют снизить риски потери всех финансовых средств, повысить оборот и капитализацию.
  2. Сильную конкурентоспособную позицию. Проще выделяться среди остальных игроков рынка, если вы предлагаете свежие решения, интересные продукты.
  3. Возможность стать заметнее благодаря расширенной товарной линейке, набрать бОльшую клиентскую базу.

Виды диверсификации

Горизонтальная: добавление новых продуктов или услуг, которые находятся на том же уровне в цепочке создания стоимости, что и существующие.

Пример: Coca-Cola, изначально производившая только безалкогольные прохладительные напитки, начала выпускать соки, минеральные воды и энергетики. Это позволило ей расширить ассортимент и привлечь новых клиентов.

Вертикальная: расширение бизнеса на модернизированные уровни цепочки поставок, например, добавление новых этапов производства или дистрибуции.

Пример: Tesla, которая создавала электромобили, начала заниматься производством аккумуляторов и солнечных панелей. Это позволило ей контролировать больше этапов своего производственного процесса и снизить зависимость от сторонних поставщиков.

Конгломератная: добавление новых продуктов или услуг, которые не связаны с основным бизнесом компании.

Пример: General Electric (GE) начала как производитель электрического оборудования, но со временем расширила свои услуги, включая производство медицинского оборудования, авиационных двигателей и даже финансовые услуги. Это позволило GE снизить риски, связанные с колебаниями в одной отрасли.

Региональная: выход на иные географические рынки, даже другие страны, что позволяет компании расширить свою клиентскую базу.

Пример: Starbucks, начавшая как сеть кофеен в США, расширила свою деятельность на международные направления, открыв точки в Европе, Азии и других регионах. Это помогло увеличить капитал и снизить риски, связанные с экономическими колебаниями в одной стране.

Некоторые собственники также предпочитают вкладывать финансы в различные инструменты, не связанные с деятельностью — как вариант, формировать инвестиционный портфель.

Как диверсификация помогает бизнесу избежать рисков

  1. Снижение зависимости от одного продукта/услуги

    Если у организации очень маленькая товарная линейка и нет доп.товаров, то она может быть подвержена рискам, связанными с изменениями в спросе, конкуренцией, технологическими пертурбациями.

    Завязка на одном продукте может привести к краху: так случилось с Nokia. Когда рынок смартфонов начал меняться, а оппоненты, такие как Apple и Samsung, начали доминировать, Нокиа не смогла адаптироваться и потеряла значительную долю рынка. Если бы в компании вовремя диверсифицировали операции, например, в области сетевых технологий или программного обеспечения, то можно было бы снизить риски, связанные с падением продаж мобильных телефонов.

  2. Выход на новые рынки

    Так организация перестает зависеть от экономических колебаний в одной стране. Если в одном регионе наблюдается спад, то другие могут продолжать приносить прибыль. Так произошло у Кока-Колы, которая благодаря расширению на Индию смогла существенно увеличить обороты.

  3. Синергия

    Для диверсификации можно использовать уже имеющиеся ресурсы в рамках одного бизнеса — технологии, каналы сбыта, маркетинговые стратегии. Такой подход снижает траты.

    Один из примеров — Amazon, который начинал как книжный онлайн-магазин, а затем стал лидером в Интернете, где селлеры могут продавать практически всё, что угодно.

Плюсы и минусы диверсификации

Преимущества Недостатки
Снижение рисков: уменьшение зависимости только от одного продукта/рынка и, как следствие, сегмента потребителей. Сложность управления, так как возникают иные вызовы и требуются управленцы, сотрудники, которые будут вовлечены в процессы.
Компенсация вероятных потерь за счёт другого направления. Вероятные неудачи во время запуска продукции или выхода на иностранные рынки.
Привлечение новых клиентов и увеличение % чистой прибыли. Неэффективное использование ресурсов и средств.
Устойчивость к экономическим колебаниям, связанным с курсом валют, обстановке в конкретном государстве. Конфликты в корпоративной среде, в частности, если у каждой команды бизнеса разные задачи и цели, расходятся взгляды на происходящее.
Синергия уже имеющихся инструментов, ресурсов, которые можно использовать для выхода на новые рынки или создание продуктов. Снижение фокуса, отвлечение от основной деятельности, что может привести к ухудшению.
Улучшение конкурентоспособности. Укрепление позиций среди других компаний. Диверсификация бизнеса требует затрат на исследования и разработки.
Инновации и развитие за счёт новой продукции, сегментов аудитории. Дополнительные инвестиции в открытие точек, ФОТ.

Основные стратегии диверсификации бизнеса и их применение

К самым популярным относятся:

  1. Адаптация. Выпуск продукции на основе уже имеющейся линейки. Например, косметическая фирма, предлагавшая только декоративную косметику, стала также продавать сыворотки и лосьоны для лица.
  2. Экспансия. Выход на новый рынок, где компания не была представлена раньше. Пример: открытие первой кофейни Старбакс не в Америке, а в Токио.
  3. Поглощение. Приобретение крупной компанией более мелкой, но с перспективным продуктом.
  4. Присоединение. Одна организация входит в другую, при этом не теряя своей самостоятельности при решении определенных рабочих процессов.
  5. Инвестиции. Вложения в разнообразные отрасли с целью получения дальнейшей финансовой прибыли. Подробнее о том, как начать инвестировать, писали в этом материале.
  6. Слияние. Объединение равных организаций — по масштабу, капиталу, обороту.

Основные этапы диверсификации

Их несколько:

  1. Анализ текущего состояния бизнеса. Важно понять, на каком этапе развития находится фирма, какой у неё оборот, дальнейшие цели.
  2. Анализ внешних факторов для того, чтобы понимать, в каком направлении диверсифицировать. Какая сейчас ситуация на рынке? Какие ниши можно считать перспективными?
  3. Создание подробного плана. Обязательно должна быть стратегия, на которую вы сможете ориентироваться самостоятельно, а также предоставить её своим сотрудникам, чтобы они были в контексте изменений. Оцените риски, рассчитайте сроки, продумайте, откуда возьмёте деньги — будете ли привлекать инвесторов или заёмные средства, либо же справитесь самостоятельно.
  4. Запуск. «Проба пера» — полноценная или тестовая, чтобы скорректировать стратегию по мере необходимости, увидеть слабые стороны.

Примеры успешных диверсификаций бизнеса

Распредилили их по видам:

1. Горизонтальная

X5 Retail Group, один из крупнейших ритейлеров в России, начал с формата супермаркетов "Пятёрочка", но затем расширил свой ассортимент, открыв гипермаркеты "Карусель" и дискаунтеры "Чижик". Это позволило компании охватить разные сегменты рынка и привлечь более широкую аудиторию.

2. Вертикальная

Сибур — один из самых крупных производителей пластмасс и синтетических каучуков в России. Компания не только производит сырьё, но и развивает переработку, создавая конечные продукты, такие как упаковка и строительные материалы. Это позволяет Сибуру контролировать весь производственный процесс и снижать зависимость от внешних поставщиков.

3. Конгломератная

Российская торговая система РТС изначально занималась только фондовыми рынками, но затем расширила свои операции, добавив услуги по торговле деривативами, валютными и товарными рынками, а также разработав IT-решения для финансовых учреждений. Это позволило им стать многофункциональным игроком на финансовом рынке.

4. Региональная

Лукойл — эта компания начала свою деятельность на российском рынке, но затем расширила операции на международные рынки, включая страны Европы, Азии и Африки.

5. Диверсификация по продуктам и услугам

МТС изначально была оператором мобильной связи, но затем диверсифицировала свои услуги, добавив фиксированную связь, интернет, телевидение и финансовые услуги (например, МТС Банк). Это позволило организации стать более устойчивой к изменениям на рынке телекоммуникаций.

Главное о диверсификации

Лучший способ снизить риски, увеличить капитал, стать лидером — заняться распределением имеющихся ресурсов. При этом важно уделять время управлению финансами, чтобы точно всё грамотно сделать.

Если вы пока не понимаете, как вам диверсифицировать свой бизнес, но очень хотите это сделать — лучше всего обсудить вопрос с теми, кто уже имеет опыт. В бизнес-клубе «Атланты» вы сможете это сделать в окружении из 1400+ предпринимателей — вам всегда подскажут советом, связями или действиями.

Оформляйте Гостевой Доступ, чтобы стать частью сообщества и погрузиться в нашу атмосферу доверия и поддержки.

заявка принята. скоро с вами свяжется команда
Получи гостевой доступ в бизнес-клуб «Атланты» в апреле atlanty.ru - Фото 5
Регистрация
ошибка

Пожалуйста, проверьте правильность заполнения телефона, он должен соответствовать образцу +7 (999) 999 — 99 — 99

заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
заявка принята. скоро с вами свяжется команда
ошибка