База знаний Бизнес-сообщества «Атланты»
Когда бизнес приносит пользу, это полезно для бизнеса

Предприниматель, инвестор и инвестиционный банкир Алексей Горячев – настоящий «Атлант». Старший партнер RB Partners. Глава YPO Moscow, Ambassador Skolkovo Business School и обладатель специального приза «Мастер бизнеса» EY – «Предприниматель года 2015». Алексей магистр в области финансов и управления университета Кеннеди, выпускник программы СКОЛКОВО EMBA-16. Закончил курсы по венчурному капиталу и частным инвестициям в университетах Гарварда и Беркли. Личная библиотека Алексея насчитывает семь тысяч книг. Кроме того, он сомелье и настоящий ценитель чая.

В рубрике «Атланты: по правилам и без» Алексей рассказал про большие смыслы, колонизацию луны и силу уязвимости.

Деньги ради денег – это психоз

Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» написал: «Никакие обстоятельства не могут сделать жизнь невыносимой, только отсутствие смысла». Это относится и к бизнесу. Недостаточно просто зарабатывать деньги. Наша самореализация, приносящая счастье и удовлетворение, лежит в области нашей максимальной полезности другим. Каждый из нас – кусочек пазла, который должен найти своё место в общей картине мира.

Бизнес изначально должен строиться на глобальных целях. Смыслы тебя все равно потом нагонят. Так зачем ждать?

Я не могу просто ходить за зарплатой

Главная составляющая предпринимательства – сделать что-то лучше. Я так живу. Даже если бы я был наемным менеджером в какой-то структуре, то у меня был бы точно такой же подход к работе.

Конечно, все люди не должны быть предпринимателями. Если мы все начнем менять мир, то мы его разрушим. 85% людей должны создавать стабильность, но внутри этой стабильности должны мыслить как предприниматели и стремиться к совершенству.

Люди часто стараются строить бизнес с теми, кто на них похож. Странная история

У магнитов, например, притягиваются противоположности. Почему же люди ищут везде свои отражения? Объединяются по принципу подобия и косо смотрят на тех, кто на них не похож.

23 декабря 1991 года. Мне 19 лет. С тремя партнёрами мы обсуждаем создание первой инвестиционной компании «Акции России». На первой же встрече мы поняли друг друга и обо всем договорились, а потом успешно реализовали задуманное. У каждого из нас были свои возможности и компетенции: одни имели опыт в новой области и юношеский задор, другие - капитал и связи. Вместе мы стали сильной командой. Для партнёрства и успеха в бизнесе важна непохожесть.

Знания сомелье – очень полезная штука

Я бы всем это рекомендовал. Когда тебя обучают искусству сомелье, то учат не только понимать вино, но и расширять свою картину мира. Понимание вина учит внимательности к миру. А внимательность к миру дает возможность правильного проживания жизни. Возникает внимательность к людям, к бизнесу и интерес к жизни вообще.

Я бы никогда не стал тем, кто я есть, если бы не играл

С моим другом и пожизненным бизнес-партнёром Аршаком Манасовым мы все детство проиграли в управление странами и компаниями. Мы конспектировали Капитал Маркса, печатали деньги, создавали бизнесы, колонизировали луну и выпускали газеты. Эту игру мы продолжили во взрослом возрасте. Она обрела смысл и стала бизнесом.

Деревья не растут до небес

В 1998 году мы чуть не потеряли компанию. Когда у тебя много успехов и недостаток опыта, тебе сложно понять, что в бизнесе бывает по-разному. Тебе кажется, что твое будущее – это экстраполированное во времени прошлое. Успешное развитие, рост по 50-100% в год с низкой базы и так будет всегда!

Быстрый рост – всегда большой риск. Рост убивает не меньше компаний, чем кризис. Например, в хороший год ты увеличиваешь склад, нанимаешь много сотрудников, берешь кредиты, закупаешь товар. В плохой год все это оказывается для тебя бременем.

Лучше поставить реалистичный план и идти к нему шаг за шагом. Это описано как 20-мильный марш у Джима Коллинза. Тогда мы этого не понимали. Кризис 1998 года сделал неликвидным все, что у нас было. Это был очень дорогой, болезненный, но хороший урок. Я бы ни за что от него не отказался. Приливы поднимают все лодки, и только во время отлива видно тех, кто умеет справляться с обстоятельствами.

Для того, чтобы делать что-то, нужно учиться у других дисциплин

Когда мы почти потеряли компанию, в 1998 году у меня высвободилось огромное количество времени. И я вдруг понял, что я – не есть мой бизнес, как мне казалось до этого, ведь он занимал все мое время. Я увидел, что для того, чтобы делать бизнес нужно смотреть гораздо шире и пошел к людям, которые не имели отношения к бизнесу: ученым, писателям, художникам. Я опять стал больше читать, занялся изучением чайных церемоний Японии и Китая.

Благодаря междисциплинарным знаниям я отрефлексировал все, что с нами произошло, и нашел ответы на многие вопросы.

В России бизнесменам надо учиться договариваться, а не воевать

С издательством «Альпина» мы готовим к публикации книгу Дипака Малхотра «Гений переговоров». Я советую всем ее прочитать. На мой взгляд, эта книга существенно расширяет набор инструментов переговорщика. «В жизни мы получаем то, до чего договорились, а не то, что справедливо» – говорит Моти Кристал, профессор переговоров МШУ «СКОЛКОВО». В России по-прежнему в основном принята модель переговоров с позиции силы, которая далеко не универсальна.

Я могу жить в своей библиотеке

У меня дома семь тысяч книг. Я самодостаточный человек и книг мне вполне достаточно для счастья. Но при этом я понимаю, что гораздо более наполненной становится жизнь, когда мы открываемся другим, выстраиваем отношения и учимся взаимодействовать. Когда мы идем на риск и рассказываем о своих слабых сторонах. Не боимся признавать свои ошибки, быть неправыми и просить прощения. Разрешаем себе не знать что-то и честно говорить об этом.

Я бы посоветовал всем посмотреть на TED «Силу уязвимости» Брене Браун. Это видео помогает разобраться в собственных драйверах, ограничениях и способах установить отношения с другими. Настоящую связь между людьми создают не наши достоинства, а наши несовершенства.

Каждый из нас смотрит кино по своему телевизору, часто черно-белому

Сегодня любое бизнес обучение построено на изучении кейсов и практик других компаний. Я учусь непрерывно. Я учился у многих и в «Сколково», и в Гарварде, и в Беркли. У нас есть организация YPO (Young Presidents' Organization) – партнер Бизнес-Форума «Атланты». В России в организации около 80 членов, в мире 25 000. Цель YPO - развитие лидеров через обучение и обмен идеями.

YPO создаёт пространство искренности, где на условиях конфиденциальности мы делимся друг с другом жизненным опытом и бизнес практиками. Это работает как личный совет директоров. Недавно, мы по примеру YPO, создали похожий клуб среди выпускников «Сколково». Как бы не был велик ваш индивидуальный опыт и сеть контактов, такие клубы помогают склеить общую картину и получить объемный, 3D образ мира, приближённый к реальности.

На Бизнес-Форуме «Атланты» я разрывался между встречами и программой

Почти всегда мне хотелось быть на паре выступлений и поговорить одновременно. В том году я пообщался с людьми, на встречу с которыми вне форума мне пришлось бы потратить кучу времени, вылавливая их по городам и странам.

Михаилу Воронину удается сделать по-настоящему интересную и полезную программу. Но самое важное для меня в том, что Бизнес-Форум «Атланты» продвигает ролевую модель предпринимателя. В России это слово, к сожалению, до сих пор почти ругательное. Я верю, что Бизнес-Форум «Атланты» формирует среду, объединяет людей и меняет взгляд на предпринимательство.

Предприниматели – самые влиятельные люди на земле, способные вдохновлять и вести за собой. Они меняют мир и создают будущее из кирпичей настоящего.