Спикеры Бизнес-Форума «Атланты»
Спикер

Алексей ВАСИЛЬЧУК

Совладелец ресторанного холдинга RESTart
Самое главное в бизнесе – это люди, которые делают этот бизнес, которые рядом с тобой в трудную минуту. Все зависит только от них
Дело спикера
Компания
Ресторанный холдинг RESTart: Чайхона №1, 354, Steak it Easy, OBED BUFET
Должность
Совладелец
Расположение
Страна
Россия
Город
Москва
RESTart объединяет концепции всех сегментов ресторанного рынка:
- QSR/фастфуд
- fine dining/ рестораны высокой кухни
- casual dining/демократичные рестораны
- кейтеринг

Алексей Васильчук: «Наш проект — это формат, который я называю «на все случаи жизни».

Вывеска «Чайхона № 1» уже давно стала частью городского пейзажа. А ведь до того, как в 2003 году ресторатор Алексей Васильчук открыл свое первое заведение, в Москве не было ресторанов в «восточном вкусе».

У маркетологов есть такое правило: когда сервис очень хороший – а качество сервиса включает в себя в том числе и ненавязчивость – потребитель его не замечает. Сервис в «Чайхоне» как раз и воспринимается как нечто должное: туда можно прийти с абсолютно любой целью. Быстро перекусить. Обсудить за чашкой кофе дела с коллегами или партнерами. Не спеша поужинать большой компанией с пятью блюдами и кальяном. Этот «всеобъемлющий» формат придумал совладелец сети ресторанов «Чайхона № 1» Алексей Васильчук. Придумал, с одной стороны, руководствуясь настоящими восточными традициями, а с другой – как будто заново изобрел для самого себя. Получилось – для всех.

На Востоке «чайхана» – это не просто кафе или ресторан. Это место, где люди встречаются, общаются, решают различные вопросы, женятся, расходятся, рождаются... У восточных людей даже существовало такое понятие: если что-то произошло – приходи в чайхану. Потому что это центр притяжения. Если встреча с девушкой – это «Чайхона № 1». Спокойная атмосфера, играет диджей, живая музыка. Деловая встреча? Это тоже «Чайхона № 1».

Можно сказать, что совладельцы сети братья Алексей и Дмитрий Васильчуки – потомственные рестораторы. Их родственники работали в ресторанной индустрии еще в советские времена, а Дмитрий даже окончил школу метрдотелей и официантов. Идея начать свое дело появилась в 2001 году, когда братья открыли веранду в «Эрмитаже». И тот первый «пилотный» ресторан уже был не похож на остальные московские заведения в восточном вкусе.

У нас лежачая была концепция, люди приходили и ложились, так что мы даже начали места продавать: 500 рублей в час брали – независимо от того, что ты ешь. Просто 500 рублей в час за стол. Такой был ажиотаж.

Сам Алексей Васильчук говорит, что ресторанами стал заниматься случайно. Весь предпринимательский путь, типичный для 90-х, прошел сам: торговал, возил товары из-за границы. Алексей православный, и это отражается на стиле его заведений несмотря на их «восточность»: так, в «Чайхоне» одно из самых широких постных меню в городе.

По поводу «Чайхоны»: мы сидели вчетвером, я, брат, Тимур и еще один наш товарищ Дима Тютин. Ну кто-то предложил: «Давайте назовем „Чайхона“?» – «Давайте «Чайхона». Потом Дима говорит: «Давайте „Чайхона № 1“ назовем». Вот так вот просто и получилось, без маркетинга, без всего – «Чайхона № 1».

Эта «лежачая», по-восточному расслабленная атмосфера первого ресторана Васильчуков наполнила впоследствии многократно растиражированную «Чайхону». Музыка в стиле лаунж. Карты с 50%-й скидкой. Аутентичная среднеазиатская кухня от поваров из Узбекистана, а иногда – шашлык, собственноручно приготовленный самим владельцем ресторана. И, конечно, знаменитые кальяны, которые когда-то появились в «Чайхоне» и без которых сейчас нельзя представить ни одно заведение восточной кухни.

Сегодня под чутким руководством Васильчука «Чайхона № 1» продолжает завоевывать сердца. В чем секрет? «Принцип „как для себя“ – это залог успеха» – отвечает Алексей.

На Востоке на самом деле чайхана – это не кафе или ресторан узбекской кухни. Это место вообще на все случаи жизни. В городе, например, маленьком есть одна чайхана или на районе одна чайхана, и, что бы ни случилось там, для всего чайхана. Ребенок родился — все в чайхану, помолвка — в чайхану, свадьба — в чайхану, похороны — в чайхану. Какие-то разные разборки даже бандитские — все в чайхане.
Все определяет не количеством денег, а то, какой продукт мы хотим получить в результате. Люди делают «как для себя». Когда человек может сам тут жить, отдыхать, есть... Мы, например, заморачиваемая тем, что у нас запрещены любые усилители вкуса. У нас это просто под страхом смерти! Запрещены замороженные продукты, вчерашние или разогретые блюда.
Нас многие пытаются повторять. И в Москве, и в разных городах. Даже до смешного доходит. Смотрю фотографии ресторана из региона какого-то, бац, интерьер чайханы нашего партнера... Видел недавно в каком-то городе точную копию формы нашего персонала, один в один. Я могу сказать, что самое неблагодарное дело – это повторять. Потому что повторить можно дизайн, интерьер, но душу повторить невозможно.