Метод управления проектами SCRUM | Бизнес-сообщество «Атланты»
+7 (495) 775-58-91 CLUB@ATLANTY.RU

Метод управления проектами SCRUM

Как часто проекты в вашей компании не укладываются в выделенные временные рамки? И это несмотря на тщательное планирование, распределение задач и времени на графике Ганта. К тому же в конце срока, чтобы ускориться, в проект обычно привлекают дополнительные ресурсы, что увеличивает его стоимость.

Хотите выполнять проекты в срок и без дополнительных затрат? Сегодня мы поговорим об инструменте, который может вам помочь – SCRUM.

Без воды: получи список самых полезных Telegram-каналов и чатов для предпринимателей

Что такое SCRUM

Метод SCRUM – часть идеологии Agile, представленной в начале этого века группой независимых разработчиков ПО. Она объединяет несколько гибких методик управления, основанных на эффективной организации труда небольших групп специалистов. SCRUM из них самая распространенная – её в том или ином виде используют около 90% IT-компаний нашего рынка. Главным идеологом является Джеф Сазерленд. Метод оказался настолько эффективным, что применяется и за пределами сферы разработки ПО: везде, где есть проекты, жёсткие сроки, небольшая команда и возможность разбивки проекта на составные, логически завершенные, части.

Если вы не знакомы с методиками Agile, то пока этот набор формулировок может звучать не совсем понятно. Дальше в статье мы подробно разберем основные элементы метода и как все это работает.

Спринты – основа SCRUM-метода

Весь проект в СКРАМ делится на итерации длительностью кратной неделе. Наиболее распространенное время – от 1 до 4 недель. Каждая итерация называется «спринт».

Цель спринта – за отведенное время создать продукт (или часть продукта), которая готова к демонстрации заказчику или потребителю. Например, в случае с разработкой ПО это может быть отдельный работающий функционал: форма регистрации или личный кабинет.

Особенность спринтов в том, что одновременно решается только одна задача. Параллельная работа сразу в нескольких направлениях не допускается, даже если в процессе работы клиент захочет что-то добавить. Новые задачи будут решаться уже в рамках одного из следующих спринтов.

Длительность спринта – очень важный фактор. Спринт нужно делать как можно короче. Тогда за определённое время вы сможете сделать больше итераций и презентаций продукта. Если поступят какие-то замечания, то изменения гораздо легче внести в небольшую часть работы, чем потом изменять весь проект.

После каждой итерации вы получаете отзыв о том, движетесь ли вы в том направлении, которое нужно конечному потребителю: чем меньше вы отклонились от нужного пути, тем легче вернуться на правильный курс. Это и есть главное преимущество SCRUM – гибкость в разработке благодаря постоянной обратной связи.

Если проект делается без спринтов, весь сразу, то есть вероятность, что от него придется отказаться, если в итоге выяснится, что продукт имеет критические недостатки. Те проблемы, которые можно выявить на ранних стадиях, используя SCRUM, могут быть слишком поздно обнаружены при использовании каскадных методов. Времени и ресурсов на полную переработку попросту не останется.

Роли в СКРАМ

Каждый человек, участвующий в проекте SCRUM, выполняет только отведенную ему роль. Обязанности и полномочия каждой роли строго определены. Чаще всего этих ролей три: владелец продукта, СКРАМ-мастер и команда. Иногда добавляются дополнительные, но для классического варианта достаточно этих трех.

Владелец продукта

Владелец продукта, он же PO (Product Owner), не является в прямом смысле собственником. Это менеджер, через которого идет связь между клиентом или потребителем и командой, делающей продукт.

Главная его задача – коммуникация с заказчиком и оперативное донесение информации до исполнителей. Также он должен «переводить» пожелания клиента в четкие технические задания. Приведем пример по аналогии с ремонтом квартиры. Клиент говорит: «Я хочу иметь возможность принять душ». Владелец продукта ставит задачи:

  • купить душевую кабину;
  • закупить материалы для водопровода;
  • подвести холодное и горячее водоснабжение;
  • установить и подключить кабину.

В самом процессе работы над проектом PO не участвует и не может отдавать прямые распоряжения членам команды.

SCRUM-master

SCRUM-master является частью команды, но со специфическими обязанностями. Его основная задача – обеспечить рабочий процесс, т.е. предоставить всё, в чем нуждается команда во время работы. Также он берет на себя роль модератора во время совещаний, разрешает противоречия в команде и следит за исполнением принципов метода.

Команда

Это те люди, которые непосредственно работают над проектом; все специалисты разных профилей. Кроме них никто не имеет права вмешиваться в процесс работы. Обычно размер команды от 4 до 6 человек. Последующее увеличение числа членов затрудняет коммуникацию между ними. Это увеличивает сроки работы и лучшее решение в этом случае – разделить коллектив на 2 небольших команды.

Все члены команды берут на себя коллективную ответственность за задачи спринта как единое целое.

Инструменты SCRUM

Основной инструмент работы в SCRUM – это бэклог (backlog). Именно сюда вносит задачи собственник продукта. Но не просто добавляет их, а сортирует в порядке приоритета, который определяет он сам. Здесь же отмечается какие задачи в работе, какие выполнены и какие требуют доработки.

Для демонстрации состояния текущей работы во время спринта используется SCRUM-доска. Она имеет столбцы «сделать», «в работе» и «готово». В разделы наклеиваются стикеры с задачами согласно тому, в какой стадии находится задача. Иногда добавляют дополнительные поля, например, «на доработке». Можно использовать как физическую версию доски, так и электронную. Рекомендуется именно классическая: она всегда находится перед глазами и позволяет видеть общую картину, в отличие от электронной, которую нужно открывать отдельно.

Совещания в SCRUM

В SCRUM проводится много совещаний, и они различаются по целям и продолжительности. Остановимся на основных их видах.

Планирование спринта

На этом совещании планируется весь объем работ, который будет выполняться за следующий спринт. Даже при самых объемных задачах и длительном спринте оно не должно длиться более 8 часов. Оптимальное время – не более 4 часов. Совещание проходит в присутствии собственника продукта, который ставит основные задачи.

Должны быть чётко поставлены цели спринта и определены методы достижения этой цели. Конечная цель – представить пользователю рабочую часть продукта.

Определяется трудоёмкость тех задач, которые запланированы на текущий спринт. Члены команды должны пояснить PO и SCRUM-master как они планируют работать, чтобы достичь цели.

Ежедневное совещание

«Текучка», которая проводится ежедневно в одно и то же время в одном месте, лучше утром. Каждый член команды отвечает SCRUM-master только на 3 вопроса:

  • Что я сделал вчера?
  • Что я делаю сегодня?
  • Какие есть проблемы?

При этом решение проблем не ищется в рамках ежедневного совещания. Всё общение должно занять не более 15 минут.

Демонстрация продукта

Презентация законченной части продукта, которая проводится в присутствии всех заинтересованных сторон, включая клиента. После демонстрации клиент даёт обратную связь по продукту и PO обновляет бэклог, заново расставляя приоритеты. Иногда для упорядочивания бэклога вводят дополнительное совещание.

Подведение итогов спринта

Обсуждение того, чего удалось достичь и чего не получилось. Если какая-то задача не выполнена в рамках спринта, то она не переносится на следующий, а возвращается в бэклог, т.к. на следующий спринт собственник продукта будет заново выставлять приоритеты задач. Обсуждаются все трудности и проблемы, которые возникли в процессе работы, и как их удалось решить.

На основании этих сведений корректируются сроки выполнения конкретных задач, уточняется количество ресурсов, которые потребуется для завершения работы, меняется оценка трудозатратности некоторых задач.

На все отводится максимум 2 часа.

Ретроспективное совещание

Здесь должны быть получены ответы на 3 вопроса:

  • Что у нас получилось хорошо во время спринта?
  • Что у нас получилось плохо?
  • Что мы можем улучшить в следующем спринте?

Все эти вопросы касаются процессов реализации и не затрагивают конкретных технических задач. Время совещания – максимум 2 часа.

Распространенные ошибки и трудности внедрения SCRUM

Внешность без содержания. Многие владельцы бизнеса, внедряя SCRUM, в точности повторяют внешние атрибуты, но совершенно забывают о сути – людях. Одна из ценностей Agile Manifesto звучит так: люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Подбирайте людей, которые разделяют ваши ценности, цели и стремления. Людей, которые готовы брать на себя коллективную ответственность за результат. Если этого нет, и люди просто «отрабатывают часы», то «смена упаковки» никак не скажется на производительности.

«Много разговоров». Некоторые отказываются от внедрения уже на первых этапах из-за множества разнообразных видов совещаний в SCRUM. У руководства и исполнителей возникает вопрос «когда работать, если столько разговаривать?». На самом деле нужно «пережить» несколько первых спринтов, пока это не войдет в норму.

SCRUM «не работает». Собственники бизнеса ожидают, что с первых спринтов все пойдет так же гладко, как описано в книгах, и ждут моментального эффекта. Но редко всё получается сразу. Можно сравнить внедрение SCRUM с обучением вождению автомобилем: нужно научиться нажимать правильные педали, переключать скорости, следить за другими участниками движения, дорогой, пешеходами. Ни у кого не получается это сразу, обучение происходит постепенно. Так и команде нужно привыкнуть к новым методикам и инструментам. Дайте им время.

Изменение правил «игры». Иногда где-то вскрывается проблема, которая «кочует» из спринта в спринт. И возникает сильное желание «подправить» правила, чтобы эта проблема больше не беспокоила. На самом деле нужно работать над устранением самой проблемы и радоваться, что SCRUM помог ее вскрыть.

Неподходящий бизнес. SCRUM не может решить все проблемы абсолютно любого бизнеса. Например, метод не работает, если в вашей сфере задачи слишком короткие для спринтов либо, наоборот, очень длинные. Просто попробуйте другой метод гибкого управления, например, Канбан.

Вступайте в бизнес-клуб Атланты

Развивайте себя и бизнес в сообществе сильных лидеров

Резюме

SCRUM не панацея. Некоторым он не подойдет из-за специфики бизнеса. Некоторые откажутся из-за специфики управления компанией, но при правильном и терпеливом внедрении этот метод гибкого управления может вывести компанию на новый уровень, подняв производительность на 200–300%, и такой результат не редкость.

«Человек, имеющий всё, может быть глубоко несчастным. Счастье — это вопрос восприятия»
«В детстве мечтал стать спасателем. Сейчас спасаю людей от лени в фитнес-клубе»
«Юрист — как вино. Чем старше он становится, тем дороже и больше ценится»
«В пандемию под многими компаниями “зашатались стулья”, и мы начали нанимать крутых управленцев» — основатель Ingate о том, как компания пережила 2020 год
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
записаться
на презентацию
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров крупных компаний. Но мы открыты всем осознанным бизнес-лидерам, которые разделяют наши ценности
Размер вашей компании
от 60 млн. до 120 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 800 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
от 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться
скачать
апдейт месяца
Нажимая на кнопку “скачать”,
вы соглашаетесь на обработку данных
скачать
Оставить заявку
на вступление
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн. руб в год и топ-менеджеров крупных компаний. Но мы открыты всем осознанным бизнес-лидерам, которые разделяют наши ценности
Размер вашей компании
от 60 млн. до 120 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 800 млн. руб. оборот за 2020 г.
до 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
от 2 млрд. руб. оборот за 2020 г.
Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться
Забронировать
Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться
ЗАКАЗАТЬ КЛУБНУЮ КАРТУ
Нажимая на кнопку “Записатьcя”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Записаться
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ПЕРСОНАЛЬНУЮ
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ПАРТНЕРСТВУ
Нажимая на кнопку “Отправить”,
вы соглашаетесь на обработку данных
Отправить

Скачать файл «39 чатов и каналов для предпринимателей»

Нажимая на кнопку «Скачать PDF», вы соглашаетесь
на обработку данных

Запишитесь на презентацию клуба

«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.

Нажимая на кнопку «Записатьcя на презентацию»,
вы соглашаетесь на обработку данных