
Личный бренд предпринимателя

Когда бизнес ассоциируется с определенной личностью, это повышает доверие потенциальных клиентов и инвесторов. Они чувствуют себя более защищенными, потому что есть человек, который, в их представлении, лично отвечает за результаты сотрудничества.
Кому нужно развивать личный бренд, как это правильно делать и действительно ли он вам необходим? Ответы на эти вопросы далее.

Кому нужно развивать личный бренд
Есть категории предпринимателей, которым для развития бизнеса идеально подходит прокачанный личный бренд.
- Самозанятые. Например, стилисты, фотографы, художники. От узнаваемости этих людей и их работ напрямую зависит цена, которую они могут запросить за свои услуги.
- Эксперты. Инфобизнесмены, коучи, сфера консалтинга. В этом случае бренд нужен для подтверждения экспертности.
- Сетевики. Работающие в MLM сфере могут использовать личный бренд, чтобы привлекать людей именно «под себя», завлекая своей личностью, а не брендом компании.
Из этого перечня можно заключить, что для большого бизнеса личный бренд не подходит. Но даже в России есть масса примеров, когда личность владельца или создателя превалирует в представлении клиента над брендом компаний: Олег Тиньков, Павел Дуров, Евгений Касперский, Артемий Лебедев.
На Западе примеров тоже хватает. Вспомните Илона Маска. Какой бы безумный проект он ни затеял, к нему выстроится очередь из инвесторов. Созданные им компании ассоциируются только с ним. Вряд ли вы сможете с такой же уверенностью назвать владельцев прочих частных космических компаний или ТОП-менеджера, ответственного за запуск линии электрокаров Volkswagen.
В этом и есть сила личного бренда.
С чего начать развитие личного бренда
Как и любой большой проект, построение личного бренда начинается с постановки целей. Определитесь, для чего конкретно вам нужен личный бренд и какой эффект вы хотите от него получить. Это может быть увеличение числа клиентов, среднего чека или вам нужны деловые партнеры.
От целей и задач будет зависеть последующее продвижение. Для разных целей и, соответственно, разных ЦА нужны разные каналы продвижения, разный контент. Лучше не браться за «всё и сразу» с самого начала: сконцентрируйтесь на одной, максимум двух задачах.
Важный момент: личный бренд нужно начинать развивать, когда уже есть готовый бизнес, отлаженная система и все это приносит прибыль. Можно запускать все одновременно, если у вас уже есть подобный опыт и достаточно ресурсов. Но никогда не стоит начинать развитие личного бренда перед запуском самого бизнеса. Лучше направьте эти усилия и ресурсы на организацию бизнес-процессов.
Возможно, уже на этапе целепостановки вы поймете, что не ждете от личного бренда «толчка» для бизнеса, а просто хотите общественного признания. Это нормально, но к бизнесу отношения не имеет и рассматриваться в этом материале не будет. Не стоит тратить бизнес-ресурсы на то, чтобы стать публичной личностью без пользы для компании.
Инструменты развития личного бренда предпринимателя
Остановимся подробней на нескольких инструментах развития. Сначала используйте те, где больше всего вашей ЦА, затем подключайте другие. Избегайте тех, где наличие вашей аудитории маловероятно.
Социальные сети
Без социальных сетей вы не сможете стать брендом. Поэтому открытие бизнес-профилей в значимых для вашей целевой аудитории сетях – это первое, что нужно сделать.
Начать необходимо с зачистки сетей от старых материалов из ваших аккаунтов. Зачистка старых публикаций, профилей нужна для того, чтобы никто не смог использовать их в дальнейшем против вас. Потому что никакие объяснения, что это было 10 лет назад и вы поменяли взгляды, не помогут.
Это не проблема, если у вас будут одновременно личный и бизнес-профиль, но тогда нужно следить за тем, чтобы они не противоречили друг другу. В личном аккаунте не должно появляться никаких порочащих вас публикаций. Даже намек на то, что вы были на охоте, может вызвать шквал критики в бизнес-аккаунте от защитников природы, и вся работа пойдет насмарку.
При создании аккаунта учитывайте следующие моменты.
- Профиль должен быть заполнен полностью, никакой отсутствующей информации.
- Для всех сетей выберите один и тот же аватар либо аватары одного стиля. Люди быстрее запоминают изображение, чем имя с фамилией.
- Обязательно везде указать одно и то же ФИО или звучный псевдоним, который вы себе выбрали.
- Проставьте ссылки на свои профили в других социальных сетях.
Контент должен публиковаться регулярно, иначе о вас забудут. Лучше не отдавать на аутсорс создание текстов или, по меньшей мере, лично контролируйте каждую публикацию. Размещение в лентах «ширпотреба» от посредственных авторов плохо скажется на продвижении.
Содержание публикаций должно отражать потребности вашей ЦА. Оно может быть как серьезным, так и с примесью легких для чтения тем. В этом отношении все индивидуально и завит как от потребителей контента, так и от ваших целей.
Личные блоги
Хороший инструмент, но требует очень много времени. Как уже говорилось, плохой контент популярности не принесет. Придётся лично тратить на это время либо самостоятельно редактировать статьи, добавляя в них своё оригинальное мнение и видение.
Книги
На первый взгляд может показаться, что это слишком, но у большинства людей с прокаченным личным брендом они есть. Как минимум электронные мини-книги, но, если вы предоставите действительно ценную информацию, многие издательства будут готовы напечатать книгу на бумаге. Особенно если предоставить её бесплатно или за символические деньги.
Экспертные комментарии
Часто в периодических изданиях можно видеть комментарии экспертов на ту или иную тему. Также эксперты – неизменные гости различных телепередач. Ваша целевая аудитория из цифровой эпохи? Тогда аналогом послужат интернет-порталы и подкасты на видеосервисах. Конечно, вам не стоит ждать приглашения, пока вы не знамениты хотя бы в узких кругах. Предлагайте свои услуги сами: вначале местным СМИ, а потом уже, имея портфолио, и более крупным.
Семинары и конференции
Здесь требуется участие не в качестве слушателя, а в роли спикера. Ситуация схожа с предыдущей: нужно предлагать себя. Это как с поиском работы: чем солидней резюме и послужной список, тем лучше условия. Чем более раскручен личный бренд, тем престижнее конференции.
Взаимопиар
Имеет смысл иногда делать совместные проекты с другими экспертами из вашей сферы. Или даже просто рекомендовать друг друга своим аудиториям. Как показывает практика, это почти не добавляет конкуренции, но приводит много новых подписчиков, часть которых станет клиентами.
Брендовая продукция
На определенном этапе стоит подумать о брендовой продукции или, как её еще называют, «мерч». Это могут быть чашки, футболки, кепки, канцелярия. Применение этого инструмента походит далеко не всем, но эффект от него есть: ваше имя бесплатно распространяют те, кто пользуется этими вещами. Саму продукцию можно разыгрывать в конкурсах в соцсетях.
Готовы ли вы развивать личный бренд
Преимущества развития личного бренда предпринимателя настолько очевидны, что многие забывают о минусах своей известности. К примеру:
- вам придется публично выступать перед большими аудиториями;
- нужно громко, ясно, красиво говорить и чётко выражать свои мысли;
- с аудиторией надо делиться не только профессиональными секретами, но и чем-то личным, а также своими взглядами на жизнь;
- на продвижение личного бренда нужно тратить 1–2 часа в день минимум, даже если делегировать большинство рутинных задач;
- развитие и поддержание бренда требует приличных денежных вливаний на старте с нескорой отдачей;
- к вам и вашей семье будет повышенное внимание;
- реакция публики не всегда будет положительной.
Если вы готовы ко всему этому, то пора действовать. Если этот список вас сильно смущает, то еще раз подумайте, стоит ли оно того.
Резюме
Краткий итог: личный бренд предпринимателя нужен не всем. Несмотря на все преимущества для бизнеса, некоторым может показаться слишком большой цена, которую нужно уплатить. Публичность и полная открытость подходит не каждому.
Тем не менее, постоянная необходимость выходить из зоны комфорта – это часть жизни предпринимателя. Попробуйте. Возможно, это станет большим прорывом для вашего бизнеса.