
Антикризисный план: как предпринимателю выплыть из бури?

Все бизнесы подвержены кризисам. Проблемы могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Последних в наши дни – хоть отбавляй. Пандемия показала, как стремительно могут развиваться события. Этот год научил нас действовать быстро и дал понять: антикризисный план должен быть готов заранее.
Главное, что следует помнить: ваш план антикризисного управления должен быть завершен до наступления кризиса. Что входит в план, с чего начать и почему это так важно? Разбираемся.

7 шагов на пути к плану антикризисного управления
- Выявить потенциально возможные типы кризисов.
- Определить возможное влияние каждого типа кризиса на ваш бизнес.
- Определить, какие действия будет необходимо предпринять, чтобы разрешить каждый тип кризиса.
- Решить, кто из членов команды будет участвовать в описанных выше действиях.
- Разработать планы урегулирования для каждого типа кризиса.
- Обучить всех, кто должен быть знаком с вашими планами.
- Регулярно и по мере необходимости пересматривать и обновлять планы.
Теперь подробнее о каждом шаге.
Шаг 1: Выявить потенциально возможные типы кризисов
Первое, что вы захотите сделать при создании плана антикризисного управления, — определить все возможные типы кризисов, которые могут произойти с вашим конкретным бизнесом. Чтобы было проще, рассмотрим основные категории кризисов, которым обычно подвержены компании.
Финансовый кризис
Бизнес по разным причинам испытывает падение спроса, теряет ценность своих активов и не может погашать финансовые обязательства.
Кадровый кризис
Неэтичное или незаконное поведение ключевых сотрудников, которое влечёт их увольнение. Массовые переходы сотрудников в другие компании. Нехватка опытных специалистов.
Организационный кризис
Конфликты между совладельцами бизнеса либо между владельцем и управляющим. Провалы в управлении командой ввиду недостаточного опыта.
Технологический кризис
Серверы выходят из строя, происходит сбой программного обеспечения.
Природный кризис
Ураганы, наводнения, аномально жаркие или холодные дни.
Биологический кризис
Те самые массовые болезни и пандемии.
Шаг 2: Определить возможное влияние каждого типа кризиса на ваш бизнес
Рассмотрев основные кризисы, вы должны определить, какое влияние каждое из этих событий может оказать на вашу компанию, сотрудников и клиентов.
Например:
- Финансовые убытки
- Неудовлетворенность клиентов
- Запятнанная репутация
- Снижение лояльности клиентов к вашему бренду
Такой список следует составить к каждому типу кризиса. По возможности указать цифры – о каких потерях может идти речь. На этом этапе вы буквально прописываете негативный сценарий развития компании.
Шаг 3: Определить, какие действия будет необходимо предпринять, чтобы разрешить каждый тип кризиса
Вы прописали худший сценарий развития компания. Теперь время решить, как вы будете вести себя в каждой ситуации. Это ещё не чёткий план, это список необходимых действий. Пока не нужно прописывать, как конкретно вы их реализуете и какие потребуются ресурсы. Это набросок.
Шаг 4: Решить, кто из членов команды будет участвовать в описанных выше действиях.
После того, как вы рассмотрели последствия каждого типа кризиса и действия, которые вы предпримете для их разрешения, пришло время подумать о том, кто будет осуществлять планы. Это могут быть конкретные сотрудники, имеющие опыт работы в различных областях вашего бизнеса, HR, отдел по связям с общественностью и все, кого вы считаете нужным, исходя из конкретной ситуации.
Шаг 5: Разработать планы урегулирования для каждого типа кризиса.
Теперь время превратить наброски необходимых действий в чёткий план.
- Сколько времени, вероятно, потребуется для разрешения кризиса?
- Какие инструменты и ресурсы вам понадобятся?
- Сколько человек и кто именно будет задействован?
- Придётся ли вам выступать публично перед партнёрами и клиентами и как вы преподнесёте им новости о кризисной ситуации?
- В чем истинная причина кризиса и как вы можете предотвратить его повторение?
Шаг 6: Обучить всех, кто должен быть знаком с вашими планами.
Все, кто участвует в ваших планах антикризисного управления, должны быть обучены той роли, которую они будут играть.
Все остальные сотрудники, которые, возможно, не играют никакой роли в разрешении кризисной ситуации, но все равно будут затронуты, также должны быть проинформированы о действиях, которых вы от них ждёте.
Шаг 7: Регулярно и по мере необходимости пересматривать и обновлять планы.
Ваш бизнес будет расти, подходы меняться, штат обновляться, вы можете менять направления деятельности и открывать новые филиалы. Всё это будет сказываться на вашем антикризисном плане – его придётся время от времени корректировать, чтобы он отвечал реалиям.
Главное:
- Рассуждая о возможном кризисе, предпринимателю следует использовать слово «когда», а не «если». Практика показывает, что сложные времена переживают абсолютно все компании.
- Иметь антикризисный план управления бизнесом – также важно, как иметь стратегию развития компании. Вы прописываете не только позитивный, но и негативный сценарий.
- Указывайте в плане все возможные типы кризисов, которые могут затронуть ваш бизнес. Хорошо, если эти записи вам не понадобятся. Но как вы будете себе благодарны за эти наработки в экстренной ситуации.