Импортозамещение в России — это длительный процесс, ставший следствием особого экономического и политического развития страны в последние 10 лет.
За эти 10 лет наша страна значительно сократила ввозимые позиции. Процент зарубежной продукции в промышленности за последние 3 годы не превышает 40%. И цифры гораздо меньше, чем у многих стран ЕС.
Политика импортозамещения в России сталкивается с вызовами и проблемами, справится с которыми порой непросто. Разберемся, как российский бизнес живет в этих условиях и работает в интересах технологического суверенитета.
Санкции в отношении России действуют с 2014-2015 года. Но в те годы они не были настолько глобальными, как сегодня, и по разным оценкам затрагивали от 15 до 25% предприятий. В 2022 году начался новый виток санкций. Из выборки в 5000 предприятий в той или иной мере ограничения со стороны других стран коснулись более 80%. Российские предприниматели сегодня находятся в достаточно сложных условиях, и им необходимы меры поддержки со стороны государства.
В 2023 году правительство потратило на поддержку российского бизнеса свыше 620 млрд рублей (по данным ФНС), это могло 622 000 получателям господдержки. Всего на момент 2024 года существует около 800 видов грантов, субсидий и льгот для малого и среднего бизнеса.
Данные меры позволяют бизнесу не только оставаться на плаву, но и способствуют импортозамещению в России.
В декабре президент России В.В.Путин заявил, что присутствие российских брендов на отечественном рынке выросло на 31%(на прямой линии и пресс-конференции). Глава государства подчеркнул, что этот процесс крайне важен для развития страны и должен иметь системный характер во всех регионах Федерации.
Для того, чтобы развиваться и расти, бизнесу нужно приспособиться к экономическим условиям, которые действуют на данный момент. Важно вовремя узнавать об актуальных мерах поддержки от государства, чтобы получать гранты, субсидии и различные льготы для своего дела.
Большинство бизнесов столкнулось в 2022 с рядом вызовов, среди которых:
К 2024 году большинство из этих проблем уже решено российским предпринимательским сообществом. Но проблемы импортозамещения все-таки остались. И их нужно решать. О том, с какими главными проблемами сталкивается технологический суверенитет РФ в 2024 году мы рассказали в самом начале этой статьи.
Развитие бизнеса в период санкций невозможно без поиска выходов на новые рынки, модернизации производства и перехода на отечественное сырье и материалы. Также особое внимание должно уделяться развитию маркетинговых инструментов, а также обновлению и актуализации ассортимента товаров и услуг.
Санкции стали возможностью для роста многих предпринимателей. Популяризируются российские приложения для SMM, например, Supa. Растет популярность российских брендов одежды: 12 STOREEZ, Country Textile. Компоненты к российскому самолетному двигателю ПД-14 теперь изготавливает Пермский машиностроительный завод. И это только малая часть успеха российских бизнесов во время санкций. А российский стартап ITab стал отличным аналогом американского маркетплейса IHerb.
Развитие импортозамещения в России — актуальная задача для отечественного бизнеса. Какие плюсы и минусы есть у предпринимательской деятельности в период санкций?
Советский Союз считается неплохим примером полного импортозамещения товаров. Страны существовали в условиях жестких санкций, но не испытывала острого технологического голодаю. Хуже обстояли дела с легкой промышленностью. Сегодня ситуация более выигрышная: нет железного занавеса и есть огромное число стран-партнеров, с которыми налажен процесс обмена товарами, услугами и технологиями. Дефицит практически неощутим во многих сферах.
Для успешного развития импортозамещения в России необходима инициатива предпринимательского сообщества. У бизнеса в период санкций есть свои плюсы и минусы, но в любом случае это отличная возможность для старта и реорганизации предприятий.
«Атланты» – закрытый бизнес-клуб для предпринимателей с оборотом от 60 млн рублей в год и топ-менеджеров крупных компаний. Заполните форму, чтобы записаться на презентацию.