База знаний Бизнес-сообщества «Атланты»
*— обязательные для заполнения поля
//tesaurus
Елена Бондаренко

Елена Бондаренко является директором предпринимательских программ для руководителей и топ-команд малого и среднего бизнеса.

Елена – образовательный инженер, эксперт в области развития предпринимателей малого и среднего бизнеса. В 2009 году она присоединилась к команде Московской школы управления СКОЛКОВО.

При поддержке партнеров-учредителей бизнес-школы СКОЛКОВО Елена организовала проектный офис под разработку интенсивной программы для российских собственников и директоров. В июне 2013 года была запущена программа «Практикум для директоров». В ее основе лежит исследование задач руководителей и инженерный подход к построению модели обучения.

В рубрике «Атланты: по правилам и без» Елена Бондаренко рассказывает о ценности человеческого капитала, как правильно выбирать книги для чтения, почему предпринимателю необходимо заниматься масштабом не только бизнеса.

Читать нужно только то, что интересно

Недавно я слушала лекцию профессора Галины Юзефович на тему подбора книг для чтения. Ее слова оказались мне очень близки. Читать нужно только то, что тебе глубоко интересно. В современном мире уже давно нет представления о том, что нельзя бросать неоконченную книгу. Не очевидно, что нужно следовать списку «100 книг, которые должен прочитать каждый человек». Свой навигатор в мир литературы ты строишь самостоятельно, в точке интереса и точке вкуса. Точка интереса означает, что ты читаешь только то, что тебе глубоко любопытно. А для формирования точки вкуса есть несколько подсказок. Во-первых, надо следовать за переводчиком. Как правило, они выбирают для работы только те книги, которые имеет смысл переводить. Во-вторых, за издательством.

Если говорить о бизнес-литературе, то здорово быть современным. Бизнес-литература имеет срок годности. То, что было новым и актуальным три года назад, может быть совсем не актуально сегодня. Именно поэтому бизнес-литература должна быть либо вашим собеседником, либо рабочим инструментом, либо провокатором на мышление. Если бизнес-книга не решает ни одну из этих трех задач, то это просто потеря времени.

Предпринимателю надо развивать кругозор

В бизнес-школе СКОЛКОВО говорят, что масштаб бизнеса определяется масштабом личности того, кто его создает.

Не все современные российские предприниматели успели получить фундаментальное образование. Люди начинали заниматься бизнесом еще в институте, очень быстро двигались и зарабатывали деньги. Бизнес забирал все время и на настоящее образование его просто не хватало. При этом образование формирует не только культурный фундамент, но и фундамент мышления, который и позволяет в последствии двигаться к желаемому масштабу. Восполнять пробелы в образовании можно книгами. Причем не только про бизнес, но и художественной литературой, философией, историей и т. д.

Бизнес – это люди

Я считаю, что бизнес, с одной стороны, это собранная и понятная конструкция – на чем зарабатывать деньги, сборка ресурсов под образ будущего. С другой, это люди, которые создают, осмысляют и наполняют его душой.

Человек в современном мире – большая ценность, основа всего. Сегодня мы все конкурируем не только за рынки сбыта, но и за доступ к технологиям и человеческому капиталу. Тот, кто научится привлекать к себе самых классных и эффективных специалистов за счет принципов, ценностей, корпоративной культуры, интересных вызовов и проектов, правильных систем мотиваций, бренда компании – тот будет выигрывать.

Это надо понимать и людьми надо заниматься. Именно поэтому я поддерживаю то, что делают Михаил Воронин и Юлия Рыжова. На мероприятия, которые проводит Winning The Heart Group, нужно ходить и задавать себе самому вопросы. А как я развиваюсь сам? А как я развиваю человеческий капитал? Осознаю ли я эту ценность?

«Человек, который изменил все»

Это очень хороший учебный фильм. Его можно смотреть неоднократно и каждый раз находить для себя новые классные решения и разбор ситуаций. С одной стороны, это фильм для предпринимателей. С другой, для организаторов и продюсеров. В нем интересно все: и как делаются ставки, и как принимаются решения, и как они отрабатываются. И все это в дефиците ресурсов. Как попасть на верхнюю строчку, если у тебя нет денег на селебрити?

Любовь, творчество, схема

Мне очень нравится высказывание Коко Шанель: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, то должны научиться делать то, что никогда не делали». В этой фразе есть большой кураж: так нескучно жить.

В этой связи мне вспоминается создание образовательной программы «Практикум для директоров». Это одна из самых сложных программ на российском рынке образования с точки зрения технологической разработки, конструкции и контент-дизайна. Проектирование, вывод на рынок и успешная эксплуатация стали для нас настоящим вызовом. При этом главный феномен этой программы заключается еще и в том, что над ней работала команда неравнодушных людей, объединенных тремя главными принципами: любовь, творчество, схема.

Я учусь у лучших

На меня оказали влияние люди, с которыми меня сводила судьба. В первую очередь, это родители, которые меня сформировали. Благодаря им из меня получился достаточно организованный, ответственный человек со здоровыми амбициями.

Мне очень повезло с Высшей школой экономики, куда я поступила, когда она была еще стартапом. У меня была потрясающая плеяда преподавателей. Одни научили меня думать, другие научили думать по-другому. Мне повезло встретить человека, с которым мы вместе уже больше 20 лет. Мне повезло пройти профессиональный корпоративный опыт, где я научилась строить большие системы. Наконец, мне повезло с бизнес-школой СКОЛКОВО, где учредители и команда коллег не дают топтаться на месте.

У меня интересная траектория, богатая на умных, мудрых собеседников, подсказчиков и провокаторов на развитие. Я фантастически счастливый человек, потому что всегда выпадал шанс учиться у лучших.

Перенимая опыт

Надо учиться у собственных детей и их ровесников, будущее за ними, и они много что понимают и чувствуют. Надо учиться у мудрецов, тех, кто старше, тех, кто видит дальше, кто более зрелый. И надо учиться у предпринимателей, тех, кто создает новое, тех, кто делает.

Три эффекта Бизнес-Форума «Атланты»

У Бизнес-Форума «Атланты» очень хорошее попадание в образ. Предприниматели – это слегка уставшие люди, на плечах которых держится все. Именно они формируют добавленную стоимость в обществе, создают рабочие места и являются субъектами развития. Они берут на себя ответственность за людей и ту систему, в которой находятся.

Форум дает каждому три важные вещи: вдохновение от нахождения в таком пространстве, размышление о себе «а что я делаю?» и нетворкинг.

Я люблю Бизнес-Форум «Атланты» за то, как к нему относятся люди, которые его создают и собирают, за их неравнодушие. Сюда вложено все: душа, жизнь, время, деньги, ресурсы. Для команды важны содержание и смысл – это самое ценное и дорогое.